Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Филология: 1. Лингвистические дисциплины ( изучают явления словесности, но разные предметы и задачи. Все явления словесности, речевую деятельность. Используется для установления особенностей языка. Литература материал для исследования. 2. Литературоведческие (Изучает только художественную словесность, мемуары, эссе, критическая литература. Наука искусствоведческая, примыкает к искусству, важен эстетический момент).
Литературоведение как наука возникло в начале 19 века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика).
Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.
Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.
Современное литературоведение состоит из:
- Поэтика – изучает
состав и строение
- Теория литературного
процесса – изучает
- Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.
- История литературы изучает развитие литературы. Делится по времени, по направлениям, по месту.
- Литературная критика
занимается оценкой и анализом
литературных произведений. Критики
оценивают произведение с
С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы.
Структура литературоведения:
Вспомогательные литературоведческие дисциплины (базовые):
- текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии
- палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи
- библиография –
- библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.
Основные (надстроечные):
-История литературы
-Теория литературы
-Литературная критика
Важнейшей частью Литературоведение является поэтика —раздел литературоведения о структуре, составе, совокупности приёмов отдельного произведения или комплекса произведений. Поэтика соотносится с основным отраслями Литературоведение: в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.); возможно применение принципов поэтики в критике Охватывая широкий круг проблем — от вопросов речи художественной и стиля до вопросов о специфических законах строения и развития рода литературного и жанра, а также развития литературы как целостной системы, Поэтика как литературоведческая дисциплина, с одной стороны, соприкасается вплотную со стилистикой и стиховедением (ряд теоретиков включают их в состав Поэтика), а с другой — с эстетикой и теорией литературы, которые обусловливают её исходные принципы и методологическую основу. Для Поэтики необходимо постоянное взаимодействие с историей литературы и литературной критикой, на данные которых она опирается и которым, в свою очередь, даёт теоретические критерии и ориентиры для классификации и анализа изучаемого материала, а также для определения его связи с традицией, его оригинальности и художественной ценности.
Поэтика может быть подразделена на общую (оперирующую общими закономерностями и элементами литературы в целом) и частную (Поэтика конкретного жанра, определённого писателя, отдельные произведения и т.д.). Общая Поэтика включает в себя теоретическую (учение о литературе как системе, её элементах и их взаимосвязи) и историческую (учение о движении и смене литературных форм
Под методом литературоведения
подразумевается принцип
Методология – часть лит-вед., которая изучает методы исследования, т.е. теоритичексие предпосылки с которыми ученый подходит к произведению, терминологический аппарат.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:
3. Проблема сущности
искусства. Концепция
*Искусство – любое высокое мастерство в сфере производства, в том числе и материального.
*Искусство – творчество в духовной сфере по законам эстетики (соотношение формы и содержания, идеи, заложенные чувства, эмоции, которые вызывает)
*Искусство – пластические виды искусства (скульптура, архитектура и живопись)
Концепции:
1. Сущность искусства заключается в подражании жизни
2. Символизация жизни.
3. Выражение творческих способностей человека (субъективная творческая способность)
4. Объективное историческое
явление, форма деятельности, с
помощью которой общество
-Платон – 5,6 век до
н. э., единое, нематериальное, вечное
(идеальная субстанция) – реальное
существование. Эйдосы (идеи, идеальные
сущности всего), попадая в косную
нетворческую материю, они
-Аристотель – нач. 4 в
до н. э., первый европейский
литературовед. Подражание
Познание в образах, возвышенное очищение от ложных страстей.
Катарсис (в переводе с древне-греческого - возвышение, очищение, оздоровление). В античной философии этот термин использовался для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
Катарсис - понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека.
Категория катарсиса разрабатывалась
в античности применительно к
обозначению сущности любого эстетического
переживания. Когда в результате
художественного восприятия мы получаем
чувство удовлетворения, мы переживаем
состояние катарсиса. В целом
понятие катарсиса
Понятие катарсиса начало обсуждаться задолго до Аристотеля и прилагалось к восприятию разных видов искусств. Сам Аристотель разработал теорию катарсиса как одного из компонентов искусства трагедии. Катарсис, согласно Аристотелю, - это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию. Аристотель также считал, что художественное – это осуществленное эстетическое: художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ явлений окружающего мира. Все прекрасное согласно Аристотелю – есть определенный порядок, оформленность. Он считал также, что источником искусства является сама действительность. Искусство завершает то, что начала природа. И - процесс усовершенствования оригинала.
-Августин Блаженный –
4, 5 в н. э., современное искусство
имело религиозные формы.
-Эпоха Возрождения. Сдвиг
интереса от высшего,
-Эпоха Просвещения. Требует
от искусства следовать
Самый большой минус - художник оказывается в полной зависимости от познаваемого предмета, игнорируется обобщающий и оценивающий характер художественного познания.
Кант: гений и дух подражания не совместны.
Символизация жизни:
Возникла в эпоху эллинизма,
с 1-й теорией ввела диалог-
Символист пытается сказать о мире другими словами. Аллегория - однозначный образ, выражение абстрактного через конкретное. Символ же - восхождение от конкретного к абстрактному.
Значений символа бесконечное множество.
-Символ – неподобное
подобие. Самый абстрактный и
символичный вид искусства –
это музыка. (Платон говорил, что
она приближает к высшей