Шпаргалки по "Литературоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка

Описание работы

1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".

Файлы: 1 файл

литвед.экзамен.docx

— 157.10 Кб (Скачать файл)

Искусство – особая форма  постижения действительности, связанная  с созданием художественных образов.

 

Потребность в творчестве присуща человеку. В отличие от пассивного приспособления, характерного для животных, люди стремятся преобразовать  мир. А это невозможно без поиска идеального, внутреннему стремлению к возвышенному, романтическому. Эта  потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, которая приводит к созданию различных  форм эстетической деятельности.

Эстетическая деятельность исторически предваряет художественную, последняя вырастает из первой. В  художественной деятельности эстетическая достигает своего высшего, идеального выражения, в первой закрепляются лучшие достижения и тенденции последней.

Ядро эстетической деятельности составляет искусство: профессиональное и народное, фольклор. Здесь деятельность человека не только проникается эстетическим содержанием, но и становится художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях шедевры на все времена.

Искусство -- это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция  мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным  смыслом.

 

Классификация видов искусства.

1) По используемым материалам (словесное,звуковое,камня и глины,телодвижением…)

2) По способу восприятия (Визуальное,аудиальное…)

3) По способу создания (индивидуальное,коллективное - фольклор)

4) Искусства

– Простые (используется однородные материалы-музыка,живопись,литература)

– Сложные(Синкретические –музыка+диалог+пантонима+хореография; Синтетические элементы самостоятельных  видов искусства- кинематоргаф, театр)

5) Искусство

– монофункциональное, т.е. бытовая функция сведена к 0(музыка,живопись,скульптура)

– бифункциональное (книжные  иллюстрации,игрушка,ораторское искусство,фарфор и т.д.)

 

 

7 вопрос

Литература как вид  искусства, ее специфика и функции:

Древние выделили пять видов  искусств, в основе классификации  лежит материальный носитель. Музыка - искусство звуков, живопись - красок, скульптура - камень, архитектура - пластические формы, литература - слово.

 

Искусства делятся на:

 

1. Пространственные и  временные. Литература - временное,  так как способна отображать  движение времени. Слово - материальный  носитель образности в литературе. Лит = музыка и противостоит  живописи и архитектуре. От  способа существования ускусства  зависит способ его восприятия.

2. Семиотический принцип  - знаковый критерий.

Изобразительные -идея- (эпос и драма, живопись, скульптура) и  выразительные -эмоции, настроение- (лирика, музыка, архитектура)

Согласно этой классификаии, литература является экспрессивно-выразительным  искусством.

3. Количественный признак  - кол-во знаков, используемых в  искусстве.

Простые (музыка, живопись, литература)

Сложные (театр, кино)

4. Количество функций

Монофункциональная - эстетическая функция --литература

Бифункциональная - эст. и  прагматическая функции

 

В итоге литература является временным, экспрессивно-изобразительным, простым и монофункциональным искусством.

 

Функции литературыры:

-преобразующая

-воспитательная

-социально-эстетическая (воздействие  на общество)

-познавательная

-языкотворческая

 

8 вопрос

Форма и содержание - основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и  внешних сторонах произведения. Это  научная абстракция.

Содержание - это то, что  сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления  действительности. Форма- это система  приемов и средств, в которых  это восприятие находит свое выражение.

Форма - это стиль, жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм.

Содержание - тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос).

 

Формалисты предлагали вместо формы и содержания "форму и  материал".

Структурализм - "текст  и смысл", "структура и идея"

Для определения произведения предлагали

- внутренняя форма (слово)

- внешняя форма (образ)

- содержание (идея)

 

С философской точки зрения:

- содержание - сущность явления,  духовное начало, элементы, из которых  состоит вещь.

- форма - выражение сущности  вовне, материальное воплощение  духовного начала.

 

С литературоведческой точки  зрения:

- содержание - идейно-эмоциональная  реакция на мир.

- форма - система средств  и приемов, с помощью которых  идейно-эмоциональная реакция автора  на мир находит свое выражение.

Форма всегда условна, но ее степень разная.

Применительно к литературному  произведению и классическому художественному  сознанию писателя первично содержание.

Особенности содержания предопределяют особенности формы.

Применительно к воспринимающему  сознанию первична форма.

Содержание и форма  взаимосвязаны структурно. Малейшее изменение формы ведет к существенному  изменению содержания - "содержательность формы", понятие, введенное советскими литературоведами.

 

С исторической точки зрения то, что было содержанием, становится формой и наоборот.

Понятие твердой формы (канцон - итал. песня) - опредметилось ранее  ритуальное содержание.

С философской точки зрения важен вопрос активности и пассивности  содержания и формы.

С материалистической - форма  активна, дух пассивен.

С идеалистической - форма  пассивна, дух активен.

С литературоведческой - форма  и дух активны.

Гармония между содержанием  и формой - один из критериев художественного  совершенства.

Лит.произведение - система, имеющая свою структуру как идейно-эстетическое целое.

 

1 уровень - содержание, концептуальный

2 уровень - внутренняя  форма, художественный мир

3 уровень - внешняя форма,  текст

 

9 вопрос

В психологии и философии  под образом понимаются представления  о предмете в его конкретно-чувственной  форме.

Образ подчеркивает неповторимость и уникальность предмета.

Художественный образ - это  категория эстетики, которая охарактеризовывает способ освоения и  преобразования действительности.

Существует 2 способа познания мира:

1. образно-чувственный

2. понятийно-логический

Сравнение понятия и образа возможно только тогда, когда у предметов  есть общие существенные признаки.

Сравнение и сопоставление (не равны)

И то и другое есть соотнесение  двух предметов. При сопоставлени предметы равнозначны для говорящего, а  при сравнении один предмет - средство характеристики другого.

Соп: Отец и сын - силачи

Ср: Отец, как и сын, силач

 

Научно-иллюстративные образы: иллюстрируют научные знания.

Фотографические образы: образы произошедших событий.

Художественные образы: носят  вымышленный характер.

 

В структуре худ.образа можно  выделить несколько противоположностей:

- объективные и субъективные

- выразительные и изобразительные

- рациональные и эмоциональные

- жизнеподобные и условные

- конкретного и обобщенного  характера

 

Свойства художественного  образа:

1.Емкость содержания(предмет  отображен в своей целостности)

2.Обобщенность (каждый каонкретный  образ строится как концентр.воплощ. общего)

3.Наличие вымысла (всегда  имеем дело с вымышленной реальностью)

4.Единство объективного  и субъективного (изображая предмет,  писатель одновременно дает ему  оценку)

5.Самодостаточность (худ.образ  ценен сам по себе,вне какого-либо  практич. применения)

6.Многозначность (предполагает  множество толкований,но любая  интерпритация должна быть согласована  с авторской позицией)

7.Ассоциативность(в момент  восприятия)

 

Свойства конкретно литературного  образа:

1. неисчерпаемость - свойство, позволяющее извлекать из одной  и той же мысленной картины  множество неожиданных, новых,  непредвиденных мыслей.

2. смысловая сжатость, сконцентрированность  образа

3. проникание в неведомое.

 

Ассоциативная структура  художественных образов:

-ЛЗС - звуковая оболочка  слова (ассонанс - гласные в сильной  позиции и аллитерация - согласные;  тафтограмма - подбор слов на  одну букву)

-соотнесение ЛЗС и  этимологии слова  -  образные (защита - за щитом - образ) и  безобразные слова (эквивалент - ... - безобразное)

-связь основного и  дополнительного значения (так как  образ - представление о предмете)

Ассоциативная структура  образа делает читателя соучастником создаия образа.

 

10 вопрос.

Типология художественных образов.

(1).Предметная

1) Образы-детали. Мельчайшая  изобразительная и выразительная  подробность (элемент пейзажа,  портрета, интерьера).Эта часть худ.целого,микрообраз, входящий в состав более крупного  образа.

Пунктирность – предмет  описывается с помощью 2х-3х деталей.

Детали-подробности (+символы)

Детали-символы – единичные  или в числе прочих подробностей, но к ним возвращается (концентрирует  в себе сущность явления). прим: ветка  сирени, халат

Портрет, пейзаж, интерьер состоят  из деталей (образы)

 

Более самостоятельные образы, состоящие из деталей

* Портрет (статический  и психологический) - внешность героя,  лицо, телосложение, одежда, манера  поведения, жестикуляция (вне и  вну мир героя)

Типы портрета:

Идеализированный портрет (фольклорный эпос, средневековая  литература – святые, романтизм)

Смеховой, гротескный, сатирический фольклор, комическая характеристика)

По характеру описания:

Портрет

Сравнение (не напрямую)

Портрет-впечатление

Антипортрет (противоречивые впечатления)

 

* Пейзаж (место действия,атмосфера  действия,мб привязан характер  героя,пейзаж глазами героя и  т.д.)

Функции: место действия; фактор формирования характера; обнаружение  характера; обнаружение характера  через отношение к природе; гармнорует или контрастирует с душевным состоянием героя.

20 век – пейзаж субъективен,  впечатление героя, урбанистический  пейзаж.

 

* Интерьер

– знак общественного положения  или профессиональной принадлежности

– выражение индивидуальности

– вещь может обладать своей  собственной жизнью

2 тенденции в отношении  писателя к вещи

1.вещь роднится с человеком,создает  уют(Ростовы)

2.Мир вещей тяготит  героя.

2)Фабульный строй произведений  – образы внешних и внутренних  движений – то,из чего складывается  сюжет.

Перипетии – быстрая смена  судьбы герояо

Внутренние действия: настроения, состояния, стремления, переживания, размышления  персонажа – смена психологических  состояний. (каков герой)

Вне действия – что происходит

Внешние(образы историч. событий, образы поступков, перипетия)

3)Субъектный строй произведения (образы персонажей, героев+ образ  автора)

Создаются с помощью вымысла,но иногда реальный прототип.

состоит из образов персонажей, образ автора и образ читателя;

психологические детали

образ внутреннего мира человека в его динамике, образы разных форм сознания

психологизм – особое качество, вырастающее из интереса автора к  герою

образ – прототип, прообраз

4)Макрообраз – создается  всем произведением, художественный  мир произведения.

Информация о работе Шпаргалки по "Литературоведению"