Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Искусство – особая форма постижения действительности, связанная с созданием художественных образов.
Потребность в творчестве присуща человеку. В отличие от пассивного приспособления, характерного для животных, люди стремятся преобразовать мир. А это невозможно без поиска идеального, внутреннему стремлению к возвышенному, романтическому. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, которая приводит к созданию различных форм эстетической деятельности.
Эстетическая деятельность исторически предваряет художественную, последняя вырастает из первой. В художественной деятельности эстетическая достигает своего высшего, идеального выражения, в первой закрепляются лучшие достижения и тенденции последней.
Ядро эстетической деятельности составляет искусство: профессиональное и народное, фольклор. Здесь деятельность человека не только проникается эстетическим содержанием, но и становится художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях шедевры на все времена.
Искусство -- это отстоявшаяся,
откристаллизовавшаяся и
Классификация видов искусства.
1) По используемым материалам
(словесное,звуковое,камня и
2) По способу восприятия (Визуальное,аудиальное…)
3) По способу создания (индивидуальное,коллективное - фольклор)
4) Искусства
– Простые (используется однородные
материалы-музыка,живопись,
– Сложные(Синкретические –музыка+диалог+пантонима+
5) Искусство
– монофункциональное, т.е. бытовая функция сведена к 0(музыка,живопись,скульптура)
– бифункциональное (книжные иллюстрации,игрушка,ораторское искусство,фарфор и т.д.)
7 вопрос
Литература как вид искусства, ее специфика и функции:
Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка - искусство звуков, живопись - красок, скульптура - камень, архитектура - пластические формы, литература - слово.
Искусства делятся на:
1. Пространственные и
временные. Литература - временное,
так как способна отображать
движение времени. Слово - материальный
носитель образности в
2. Семиотический принцип - знаковый критерий.
Изобразительные -идея- (эпос и драма, живопись, скульптура) и выразительные -эмоции, настроение- (лирика, музыка, архитектура)
Согласно этой классификаии, литература является экспрессивно-выразительным искусством.
3. Количественный признак - кол-во знаков, используемых в искусстве.
Простые (музыка, живопись, литература)
Сложные (театр, кино)
4. Количество функций
Монофункциональная - эстетическая функция --литература
Бифункциональная - эст. и прагматическая функции
В итоге литература является временным, экспрессивно-изобразительным, простым и монофункциональным искусством.
Функции литературыры:
-преобразующая
-воспитательная
-социально-эстетическая (воздействие на общество)
-познавательная
-языкотворческая
8 вопрос
Форма и содержание - основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и внешних сторонах произведения. Это научная абстракция.
Содержание - это то, что сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Форма- это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение.
Форма - это стиль, жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм.
Содержание - тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос).
Формалисты предлагали вместо формы и содержания "форму и материал".
Структурализм - "текст и смысл", "структура и идея"
Для определения произведения предлагали
- внутренняя форма (слово)
- внешняя форма (образ)
- содержание (идея)
С философской точки зрения:
- содержание - сущность явления, духовное начало, элементы, из которых состоит вещь.
- форма - выражение сущности
вовне, материальное
С литературоведческой точки зрения:
- содержание - идейно-эмоциональная реакция на мир.
- форма - система средств
и приемов, с помощью которых
идейно-эмоциональная реакция
Форма всегда условна, но ее степень разная.
Применительно к литературному
произведению и классическому
Особенности содержания предопределяют особенности формы.
Применительно к воспринимающему сознанию первична форма.
Содержание и форма
взаимосвязаны структурно. Малейшее
изменение формы ведет к
С исторической точки зрения то, что было содержанием, становится формой и наоборот.
Понятие твердой формы (канцон - итал. песня) - опредметилось ранее ритуальное содержание.
С философской точки зрения важен вопрос активности и пассивности содержания и формы.
С материалистической - форма активна, дух пассивен.
С идеалистической - форма пассивна, дух активен.
С литературоведческой - форма и дух активны.
Гармония между содержанием и формой - один из критериев художественного совершенства.
Лит.произведение - система,
имеющая свою структуру как идейно-
1 уровень - содержание, концептуальный
2 уровень - внутренняя форма, художественный мир
3 уровень - внешняя форма, текст
9 вопрос
В психологии и философии под образом понимаются представления о предмете в его конкретно-чувственной форме.
Образ подчеркивает неповторимость и уникальность предмета.
Художественный образ - это категория эстетики, которая охарактеризовывает способ освоения и преобразования действительности.
Существует 2 способа познания мира:
1. образно-чувственный
2. понятийно-логический
Сравнение понятия и образа возможно только тогда, когда у предметов есть общие существенные признаки.
Сравнение и сопоставление (не равны)
И то и другое есть соотнесение двух предметов. При сопоставлени предметы равнозначны для говорящего, а при сравнении один предмет - средство характеристики другого.
Соп: Отец и сын - силачи
Ср: Отец, как и сын, силач
Научно-иллюстративные образы: иллюстрируют научные знания.
Фотографические образы: образы произошедших событий.
Художественные образы: носят вымышленный характер.
В структуре худ.образа можно выделить несколько противоположностей:
- объективные и субъективные
- выразительные и
- рациональные и эмоциональные
- жизнеподобные и условные
- конкретного и обобщенного характера
Свойства художественного образа:
1.Емкость содержания(предмет отображен в своей целостности)
2.Обобщенность (каждый каонкретный
образ строится как концентр.
3.Наличие вымысла (всегда
имеем дело с вымышленной
4.Единство объективного
и субъективного (изображая
5.Самодостаточность (худ.
6.Многозначность (предполагает
множество толкований,но любая
интерпритация должна быть
7.Ассоциативность(в момент восприятия)
Свойства конкретно
1. неисчерпаемость - свойство,
позволяющее извлекать из
2. смысловая сжатость, сконцентрированность образа
3. проникание в неведомое.
Ассоциативная структура художественных образов:
-ЛЗС - звуковая оболочка слова (ассонанс - гласные в сильной позиции и аллитерация - согласные; тафтограмма - подбор слов на одну букву)
-соотнесение ЛЗС и этимологии слова - образные (защита - за щитом - образ) и безобразные слова (эквивалент - ... - безобразное)
-связь основного и дополнительного значения (так как образ - представление о предмете)
Ассоциативная структура образа делает читателя соучастником создаия образа.
10 вопрос.
Типология художественных образов.
(1).Предметная
1) Образы-детали. Мельчайшая
изобразительная и
Пунктирность – предмет описывается с помощью 2х-3х деталей.
Детали-подробности (+символы)
Детали-символы – единичные или в числе прочих подробностей, но к ним возвращается (концентрирует в себе сущность явления). прим: ветка сирени, халат
Портрет, пейзаж, интерьер состоят из деталей (образы)
Более самостоятельные образы, состоящие из деталей
* Портрет (статический и психологический) - внешность героя, лицо, телосложение, одежда, манера поведения, жестикуляция (вне и вну мир героя)
Типы портрета:
Идеализированный портрет (фольклорный эпос, средневековая литература – святые, романтизм)
Смеховой, гротескный, сатирический фольклор, комическая характеристика)
По характеру описания:
Портрет
Сравнение (не напрямую)
Портрет-впечатление
Антипортрет (противоречивые впечатления)
* Пейзаж (место действия,атмосфера действия,мб привязан характер героя,пейзаж глазами героя и т.д.)
Функции: место действия; фактор формирования характера; обнаружение характера; обнаружение характера через отношение к природе; гармнорует или контрастирует с душевным состоянием героя.
20 век – пейзаж субъективен,
впечатление героя,
* Интерьер
– знак общественного положения или профессиональной принадлежности
– выражение индивидуальности
– вещь может обладать своей собственной жизнью
2 тенденции в отношении писателя к вещи
1.вещь роднится с человеком,
2.Мир вещей тяготит героя.
2)Фабульный строй
Перипетии – быстрая смена судьбы герояо
Внутренние действия: настроения,
состояния, стремления, переживания, размышления
персонажа – смена
Вне действия – что происходит
Внешние(образы историч. событий, образы поступков, перипетия)
3)Субъектный строй
Создаются с помощью вымысла,но иногда реальный прототип.
состоит из образов персонажей, образ автора и образ читателя;
психологические детали
образ внутреннего мира человека в его динамике, образы разных форм сознания
психологизм – особое качество, вырастающее из интереса автора к герою
образ – прототип, прообраз
4)Макрообраз – создается
всем произведением,