Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
-мотив
В фольклоре – повторяющ. в разных комбинациях произведения минимальный элемент сюжета
В литературе – элемент
произведения в форме слова или
словосочетания,повторяющийся
Простые композиции – совершенно простое объединение элементов.
Сложные – порядок неожинанный+ дополнительный смысл.
17 вопрос
Субъектная организация:
Персонаж и его ценностная ориентация.
Литературный герой - персонаж, обладающий необычным характером, выполняющий позитивную роль в сюжете.
Субъект речи это лицо, создающее текст, то есть "автор", он не должен пониматься в конкретном биографическом смысле.
Субъектная организация - это, в сущности, просто способ подачи материала. Важно, кто говорит, важно, что говорит, важно, за кого говорит и что при этом думает. Письменная речь позволяет производить с ответами на эти вопросы разные комбинации и махинации. Когда мы читаем текст, мы моментально выделяем субъекты речи (тех, кто говорит). Вариантов немного: речь может быть от первого лица, от третьего лица, в форме диалога. ВотНо с субъектами сознания (теми, чье восприятие передается субъектом речи) гораздо сложнее. Диалог и вообще всякая прямая речь подразумевает разноголосицу. Кто говорит, тот и думает - субъекты речи и сознания совпадают. Скучно.
Первое лицо - всегда попытка выделить наиболее интересующий писателя субъект сознания. Обычно никто не пытается вложить в речь от первого лица несколько субъектов сознания - ее собственно не для этого придумали. Но теоретически такое возможно.
Третье лицо - Подразумевается, что повествование от третьего лица предельно обезличено, не навязывает нам сугубо авторского образа мыслей. По крайней мере, многим хочется так думать. Но оно ведь все равно от кого-то ведется. От вымышленного рассказчика, от личного повествователя, от автора, как носителя некоего взгляда на действительность (он же просто «повествователь»). Все проблемы с образом автора отсюда. Но раз третье лицо такое «объективное», значит в него можно «незаметно» засунуть столько субъектов сознания, сколько поместится. Рано или поздно каждый писатель начинает этим баловаться, что даже свидетельствует о повышении его писательского уровня. Следствие - несовпадение субъекта сознания и речи. Говорит вроде бы один, а восприятие передается не только и не столько его, но и чье-то еще.
Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания - удобная форма художественной лжи.
Понятие о художественном ("внутреннем", "поэтическом") мире произведения:
Художественный мир - созданная художником целостная и завершенная художественная реальность, выраженная с помощью общепринятых в культуре знаков и символов. Художественный мир содержит в себе объяснения мира, то есть выражает закон, понятый его творцом.
Не смотря на то, что художественный мир целостен и завершен, он открыт для любого другого мира.
Предметный мир произведения составляет объект изображения, то его субъект – тот, кто ведет речь, от кого читатель узнает об этом мире: персонажах, событиях, обстановке действия.
Непосредственный предмет изображения в тексте – речь. (слово в романе – средство изображения и предмет изображения)
Субъект речи (кто говорит) и Субъект сознания (тот, чьё сознание выражается.) могут совпадать и несовпадать (в несобственно-прямой речи). В зависимости от вида и типа субъекта речи находятся:
а) степень широты
б) глубина постижения мира
в) характер его эстетической оценки
Виды повествования: Личное
(есть персонифицированный
- Личное повествование 2-х типов:
*Повествование от лица героя (форма исповеди)
*Повествование от лица героя-рассказчика
Повествование от лица лирического
героя создает амтосферу
Повествование от лица героя-рассказчика
сохраняет атмосферу
Личное повествование создает иллюзию отождествления героя с автором. Л.П. внешне выглядит как монолог, но это скрытый диалог А-Ч
- Безличное П. – способ
достижения максимальной
18 вопрос
Сюжет - цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временном изменениях, сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Сюжет являются организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических. Он может быть значимым и в лирическом произведении, хотя, как правило он здесь скупо детализирован и предельно компактен.
Сущность сюжета в лирике
состоит в выделении основных
мотивов. Сюжетом лирического
В составе литературного произведения сюжет выполняет несколько существенных функций:
• Событийные ряды имеют конструктивное значение, они скрепляют изображаемое воедино.
• Сюжет необходим для воспроизведения персонажей, обнаружения их характеров. События создают своего рода поле деятельности для персонажей, позволяя им разнопланово и полно раскрыться перед читателем.
• Сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия. Без какого-то конфликта в жизни героев трудно представить достаточно выраженный сюжет, конфликт вообще считается двигателем сюжета. Сюжет не безмятежен, ему присущи черты драматизма.
Мотив - наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в произведении (или во всем творчестве автора) "опорные" художественные приемы и средства.
Веселовский понимает под мотивом словесную формулу, для которой характерен образный одночленный схематизм. Из вариаций мотивов рождается уникальный сюжет.
Мотив связывается с темой
(по Томашевскому с формой). Тема - единство
значений отекльных элементов
Мотив бывает статичным (ситуации): встреча, письмо, объяснение (Онегин) и динамическим (коллизия. К.-столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов).
Мотивы могут зависеть от рода литературы и от ее жанра (эпические, элегические, комедийные..)
Проблема разграничения сюжета и фабулы:
Сюжет - последовательность событий в литературном произведении.
Фабула - последовательность событий, отражающих логику жизни. (классическая точка зрения).
Однако формалисты противоположно определяли фабулу и сюжет.
Фабула и сюжет могут совпадать. В этом случае говорят о фабульном сюжете.
Если принципиально фабула и сюжет не совпадают, то говорят о "свободном сюжете". Его чаще всего использовали романтики.
Под фабулой часто понимают сюжетную схему. Сюжет - резкое развитие, изменение как таковое. В основе развития лежит противоречие, значит, в основе сюжета лежит конфликт (противоречие, столкновение, борьба, несоответствие).
Сюжет уникален, мотив - словесная форма.
Из вариаций мотива рождается сюжет.
Коллизия - локальный конфликт.
19 вопрос
В основе сюжета лежит конфликт. Важнейшая функция сюжета - обнаружение жизненных противоречий, т.е. конфликтов.
Конфликт - противоречие, столкновение, борьба, несоответствие.
Конфликтом называют художественно значимое противоречие, пронизывающее всю структуру произведения, ощущаемое на разных уровнях.
Правомерно выделить два типа сюжетных конфликта: это противоречия локальные и противоречия устойчивые.
Этапы развития конфликта - основные сюжетные элементы:
Экспозиция-завязка-развитие действия-кульминация-развязка
Классификация конфликта:
-разрешимые (ограниченные рамками произведения)
-неразрешимые (вечные, универсальные противоречия)
Типы конфликтов:
-человек и природа
-человек и социум
-человек и культура
Существуют виды конфликтов, классифицированные по другому признаку:
• Конфликты между персонажами и группами персонажей
• Противостояние героя и уклада жизни
• Внутренний, психологический конфликт
Выделяют также пути разрешения конфликтов:
• Активные действия персонажей. Такой путь характерен для локальных, архетипических конфликтов.
• Субстанциональный. Решение конфликта кроется в организации мироустройства, бытии, что характерно для неканонических сюжетов.
Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях:
В драме чаще конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бесконфликтной ситуации, обостряется и разрешается на глазах читателя (Островский "Гроза").
В эпических и драматических
произведениях события
20 вопрос
К обязательным сюжетным элементам относятся:
• Экспозиция - включает в себя знакомство с героем, с местом действия. Это часть жизни героя до первого появления конфликта. Экспозиция не всегда находится в начале произведения.
• Завязка - момент обнаружения, возникновения конфликта.
• Развитие действия - герои втянуты в развивающийся конфликт.
• Кульминация - ситуация, которая требует немедленного разрешения
• Развязка - разрешение конфликта или же обнаружение его неразрешимости. Иногда финал остается открытым, и читатель сам додумывает судьбы главных героев.
К дополнительным сюжетным элементам относятся:
• Предыстория - развернутая экспозиция.
• Эпилог - заключительная часть произведения, пролог - т.н. предзавязка, часто содержащая ключ к прочтению произведения.
Внесюжетные элементы играют весомую роль, однако не имеют силы, которая двигает действие.
К внесюжетным элементам относятся:
• Описание (пейзаж, портрет, интерьер)
• Авторские отступления - более-менее развернутые прямые высказывания автора(философские, лирические, публицистические, автобиографические), которые характеризуют персонажей и их взаимоотношения. Отступления помогают понять конфликт, его суть, проблематику, авторскую идею.
• Вставные конструкции (н-р Повесть о капитане Копейкине в Мертвых душах)
Типы сюжета:
-динамический - действия стремятся к развязке, основные сюжетные элементы различимы.
-адинамический - сюжетные
элементы сложно вычислить,
21 вопрос
Персонаж происходит от слова "персона", что значит "маска" (из античности)
Часто персонаж = действ.лицо = лит.герой
- Под литературным героем
часто понимают персонажа
- Действующее лицо - герой, который выполняет действия.
- Персонаж - либо плод
чистого вымысла писателя, либо
результат домысливания
- Персонаж имеет двоякую
природу: субъект действия, стимул
развертывания событий (актант)
- Персонаж характеризуется
с помощью совершаемых им