Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
1.У худ мира есть свои законы,не совместимые с реальностью
2.У худ мира есть
свои внутренние границы,
3.Нельзя худ. реальность отождествлять с реальностью
(2).Образы по отраж. содержанию
- С наличием индивидуальных черт (индивидуальные)
В образе все неповторимое: возраст героя, внешние признаки, обстоятельства судьбы
- С наличием характерных
признаков (харАктерные) (В харАктерном
образе более важными
реализм: образы-характеры.
Определенные законы жизнеподобия. Характер–такой
персонаж, который изображен в
его социально-исторической культурной
обусловленности и в
- Типические образы
Герой-схема:воплощение одной черты. Яркое, полное воплощение явления героя характерного и значимого для эпох или культуры в целом. Социально-исторические типы, социально-психологические, национальные типы, вечные образы
- Архетипические
Универсальные, повторяющиеся в мировой литературе и мифологии образы и сюжеты (дом, дорога, рождение)
11 вопрос
Постоянное взаимодействие
Л. и м. протекает непосредственно,
в форме «переливания» мифа в
литературу, и опосредованно: через
изобразительные искусства, ритуалы,
народные празднества, религиозные
мистерии, а в последние века -
через научные концепции
Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться в двух аспектах: эволюционном и типологическом. - Эволюционный аспект предусматривает представление о мифе как определённой стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной литературы. Литература с этой точки зрения имеет дело лишь с разрушенными, реликтовыми формами мифа и сама активно способствует этому разрушению. Миф и стадиально сменяющие его искусство и литература подлежат лишь противопоставлению, поскольку никогда во времени не сосуществуют.
- Типологический аспект
подразумевает, что мифология
и письменная литература
Наряду со спонтанными, возникающими
помимо субъективной ориентации авторов
влияниями мифологического
-Функциональная
-После возникновения
письменности и создания
-Поэты греческой архаики
подвергают мифы решительной
переработке, приведя их в
-Новые типы отношения
к мифам даёт римская поэзия.
Вергилий («Энеида») связывает мифы
с философским осмыслением
-Литература средних веков
возникает и развивается на
почве языческой мифологии «
-Возрождение создавало
культуру под знаком
-Рационалистическая культура
классицизма, создавая культ
-Романтизм (а до него
- предромантиэм) выдвинул
-реализм 19 в. отмечен «демифологизацией ».
Архетип (от греч. arche - начало
и typos - образ) - первичный образ, оригинал;
"образы коллективного
Точного определения архетипа
в науке до сих пор не существует.
Так, энциклопедия «Культурология. ХХ
век» трактует архетипы как «своеобразные
когнитивные образцы, на которые
ориентируется инстинктивное
Важнейшим свойством архетипа является способность видоизменяться, сохраняя при этом свое значение и функции неизменными на разных исторических этапах. Современный исследователь А. Большакова называет это «вариативностью инвариантности» (Большакова А. Литературный архетип // Литературная учеба. 2001. №6). Архетип может до неузнаваемости изменяться, воплощаясь в творчестве разных авторов, но при этом он сохраняет «некое ценностно-смысловое ядро, в своей неизменности обеспечивающее высокую устойчивость архетипической модели» (Большакова А. Литературный архетип // Литературная учеба. 2001. №6). Кроме этого, архетип обладает свойствами первичности и отвлеченности от конкретного материала («идеальный тип»).
Современное отечественное
литературоведение обратилось к
проблеме архетипа сравнительно недавно.
Одним из первых это сделал В.А. Марков
(Марков В.А. Литература и миф: проблема
архетипов (к постановке вопроса) //
Тыняновский сборник. Четвертые
тыняновские чтения. Рига, 1990). Он, во-первых,
установил связь между мифом
и литературой через архетип,
а во-вторых, сосредоточил внимание
на трех особенностях архетипов: всеобщности,
универсальности и
А. Большакова в вышеупомянутой
статье «Литературный архетип» утверждает,
что слово «архетип», употребляемое
в современном
1.Писательская
2.То, что иначе называют
«вечными образами» мировой
3.Христианско-библейская
тематика, рассматриваемая в качестве
источника литературных
4.Античная мифологическая традиция.
5.«…Основная ситуация, характер
или образ, который постоянно
появляется в жизни и,
Архетипические архетипы - (по Юнгу) - первичный образ (коллективный), формирующийся в архаическом сознании
Разновидности архетипов:
-архетип матери
-архетип ребенка
-архетип мудрых старика и старухи
-архетип души и духа
Архетип функционирует во всей литературе.
12 вопрос
В художественное произведение входит:
1. Заголовочный комплекс (заглавие): имя автора (лит. Псевдоним), название, подзаголовок, жанровое определение (авторское – задает «горизонь ожиданий, ряд литературных ассоциаций), эпиграф, посвящение.
Произведение всегда воспринимается в определенном контексте:
1 определенного худ. метода
2 жанровой традиции
3 творчества автора
4 цитируемых произведений
Литературное произведение является идейно-эстетическим целым, так как форма есть не что иное, как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии, а содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной формы (по В.В. Кожинову).
Форма (стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм и т.д.) передает содержание (фабулу, конфликт, характеры и обстоятельства, художественную идею , тенденцию и т.д.) и тесно связано с ним.
Разграничение понятий произведение и текст:
Текст - система знаков, связанных между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука "текстология", которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Тексты различных веков различны. Но текст все равно подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми. Распахнутость текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков.
Текст существует сам по себе, он замкнут.
Произведение - текст, написанный в определенном стиле, с определенной мыслью, несущий определенный смысл
Понятие текста:
Для лингвистики – конкретный
акт применения естественного языка,
имеющий связность и
В Литературоведении.
1)Собственно речевая сторона литературного произведения.
2)Основной текст в отличие от побочного
Побочный – заглавие,
3)Структурализм и
4)Постмодернизм – тест
– всё,что находится в
13 вопрос
Уровни литературного произведения:
1. Концептуальный: то, что
мы называем содержанием,
Уровни содержания:
*тематика (совокупность тем главных и побочных)
*проблематика (совокупность проблем и вопросов)
* идейный мир (комплекс идей, система авторских оценок, авторский идеал, пафос)