Шпаргалки по "Литературоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка

Описание работы

1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".

Файлы: 1 файл

литвед.экзамен.docx

— 157.10 Кб (Скачать файл)

- Псевдо-Дионисий Ареопагит  – 4-5 век, время христианства (гос.  Религия). Наиболее верный способ  сказать истину – способом  символа, недомолвок, иносказаний  (мистика, тайна). Символ подобен  предмету, но значения их не  совпадают.

Иконопись; Символико-аллегорическая притча (их рассказывал Христос).

-Творчество романтиков  – новое время.

Опирались на немецкую идеалистическую  философию.

Шлегель писал, что худ.творчество - вечное символизирование.

Ночь - трагичность бытия

Звезда - символ чистого недостижимого  идеала

Эрнст Кассирер "Философия  символических форм": Человек  только тогда человек, когда он способен символизировать.

+ обобщающее начало образности

- опасность отрыва от  конкретной реальности

Черты символа (по Лосеву):

*Значительность, глобальность  смысла.

* Неполнота явленности  этого смысла в символе

*Многозначность образов

 

Субъективная творческая способность:

Критическая реакция на 1-ю  концепцию.

Кант – 18-19 век. 2 мира - феноменальный (мир вещей для нас) и ноуменальный (мир вещей в себе). Грань = свобода. Абсолютизирует роль художника и  значение искусства. Художник сам создает  прекрасное. Цель человечества - превратить искусство в природу. Удовольствие творческого процесса. Довели до предела  идеи романтизма. В 20 веке это концепцию  так или иначе развивали представители  психоаналитической школы (Фрейд, Юнг), экзистенциалисты (Сартр)

Главный пункт своих интересов  он сосредоточивает на анализе субъективных условий восприятия прекрасного. Он не раз высказывается в том  смысле, что нет науки о прекрасном, а есть только критика прекрасного. Кант не использовал достижения немецкой эстетики предшествующего периода  не только в той части, где делались попытки найти объективную основу красоты, но и в области изучения закономерностей искусства. Это, бесспорно, обеднило эстетические изыскания Канта.

Предметом анализа Канта  прежде всего является сущность суждения о прекрасном. Эстетическое чувство, согласно Канту, бескорыстно и сводится к чистому любованию предметом. Предмет же любования есть не что  иное, как форма. Следовательно, прекрасное есть предмет незаинтересованного  любования. Таков первый признак  прекрасного. «Поэтому, - пишет Кант, - для того, чтобы быть судьей в  вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным в  существовании вещи, в этом отношении  надо быть совершенно безразличным».

Второй особенностью прекрасного  является то, что оно без помощи понятия, т. е. без категорий рассудка, представляется нам как предмет  всеобщего любования. Удовлетворение от прекрасного, следовательно, носит  всеобщий характер, хотя оно не основывается ни на каком понятии и логическом рассуждении. Эстетическое суждение никогда  не может быть обосновано логически.

Третьей особенностью прекрасного  является то, что оно имеет форму  целесообразности, поскольку можно  воспринимать в предмете целесообразность, не образуя представления о некоей определенной цели. Красота есть форма  целесообразности предмета, поскольку  она воспринимается в нем без  представления о цели. Наконец, прекрасное есть то, что нравится без понятия, как предмет необходимого любования.

Кант отрывает эстетическое от науки, морали, от практических потребностей человека. Он изолирует сферу эстетического  от всех других видов общественной деятельности человека. Такое определение  красоты неизбежно вело Канта  к абсурдному выводу, будто орнамент из листьев, простые узоры, музыкальные  фантазии без темы, да и всякая музыка без текста и т. д. суть подлинное  воплощение прекрасного: поскольку  они сами по себе ничего не означают. Все это Кант назвал «свободной красотой». Такое заключение было настолько  парадоксальным, что вопреки первоначальному  определению прекрасного Кант вынужден был ввести понятие так называемой «привходящей красоты». Таким образом  он пытался спасти всю свою конструкцию  и ценой непоследовательности выйти  из тупика формализма.

По мнению Канта, человек  имеет контакт с другим миром, но он не может его познать полностью, т. к. он ограничен органами чувств. Мир для человека непознаваем. Есть мир явлений – феноменов (то как  мы видим, вещи для нас) и мир ноуменов (вещи для себя – в себе), между  этими мирами есть разрыв, который  преодолевается только в искусстве. Искусство – высшая форма познания. Мир преодолевается лишь в творческой сфере.

 

Объективно-историческое явление:

Гегель – философ-идеалист. Все в мире связано, иерархия, единое движение, абсолютная идея в основе мира. Принижение искусства. Искусство - общественное явление. В искусстве  находится отражение духа народа. Идея проходит этапы:

1. Этап искусства (освобождается  от лишнего - идея прекрасного)

2. Религия

3. Наука

4. Философия

Основа философии Гегеля – объективный идеализм. Для него базой всего существующего является некое безразличное, субъективное духовное начало, которое он называет абсолютной идеей. Она составляет сущность природы, общественной жизни и всех ее проявлений. Эстетическое – это тоже идея на определенном этапе ее развития. До своего отчуждения в природу абсолютная идея развивается в форме чистых логических сущностей. Затем она  отдаляет себя в природу, откуда снова  возвращается к себе в стихию духовного, уже обогащенная всем предшествующим развитием. На этой ступени развития абсолютная идея реализуется на уровне субъективного, объективного и, наконец, абсолютного духа. Эти три формы  конкретного духа составляют сущность не только человеческого сознания, но и различных видов человеческой деятельности и человеческих связей и отношений. Высшим этапом развития идеи является абсолютный дух. Он не имеет  иной цели и иной деятельности, кроме  как сделать себя своим предметом  и выразить для себя свою сущность – это дух свободный, истинно  бесконечный, абсолютный дух. Он развивается  от внешнего и чувственного созерцания к представлению и от него к  мышлению в понятиях. По Гегелю, дух, созерцающий себя в полной свободе, есть искусство. Дух, благоговейно представляющий себя, есть религии. А дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий  ее, есть философия. У искусства, религии  и философии в конечном счете  одно и то же содержание, разница  лишь в форме раскрытия и осознания  этого содержания. Искусство является первой и самой несовершенной  формой самораскрытия идеи.

Искусство рассматривается  Гегелем в качестве одной из форм самораскрытия абсолютного духа. Этой формой является созерцание. В  некотором смысле искусство есть современная ему  эпоха, постигнутая  в чувственно-образной форме. Определенный тип искусства связан с определенным образом жизни народа, с государственным  устройством, формой правления, с нравственностью, с общественной жизнью, с наукой и религией. Искусство, таким образом, проникает во все сферы жизни  народа.

Таким образом, Гегель в своей  концепции трех ступеней развития искусства  и возникновения “свободного” искусства  применяет для анализа художественной культуры человечества новый метод: он анализирует искусство как  диалектически развивающийся процесс.

Виды и жанры искусства  созревают неравномерно, говорит  Гегель. Определенные виды искусства  преобладают в те или иные исторические периоды: скульптура – в эпоху  античности;  живопись, музыка, поэзия – в Новое время. В пределах одного и того же вида искусства  наблюдается, в свою очередь, непостоянность, выражающаяся в приоритете какого-нибудь жанра, например, романа – в современном  искусстве или эпической поэмы  – в эпоху античности. Некоторые  жанры Гегель связывает с определенными  ступенями развития человеческой истории. Например, гомеровский эпос был возможен только в “эпоху героев”.

С точки зрения Гегеля, воплощение идеала – это не отход от действительности, а напротив, ее глубокое, обобщенное, осмысленное изображение, поскольку  сам идеал представляется как  коренящийся в действительности. Жизненность идеала покоится на том, что основной духовный смысл, который  должен выявиться в изображении, целиком проникает во все частные  стороны внешнего явления. Следовательно, изображение существенного, характерного, воплощение духовного смысла, передача важнейших тенденций действительности и есть, по Гегелю, раскрытие идеала, который в такой трактовке  совпадает с понятием истины в  искусстве, художественной правды.

Кратко: истинное существование  в мире – абсолютная идея, актуализации ее – в материи. Неживая природа-живая  природа – человек.

В исскустве абсолютная идея познает себя в категории прекрасного. Она уже была при создании природы, но с примесями, а искусство очищает  от примесей, дает красоту в чистом виде.

Искусство – низшая форма  познания духа; потом религия; потом  философия – высшая форма.

Искусство тесно связывается  с деятельностью человека и с  формой познания действительности.

Чернышевский критикует  Гегеля в своей работе «Эстетическое  отношение искусства к действительности». Он не согласен, что красота существует сама по себе, она в самой объективной  действительности. Чувство красоты  существует в человеке в момент восприятия объективной действительности. Предмет  искусства – не только красота.

Задачи искусстав:

1. И. воспроизводит реальную  жизнь

2. Объясняет, что изображает

3. Дает живой приговор  тому, что изображено (оценка)

-И. Тэн – вторая  половина 19 века. Следует изучать  в искусстве образное отражение  конкретно-исторических условий.

Факторы, влияющие на искусство:

1. Фактор расы(физиологический  и психологический склад народа, бытовые особенности его жизни)

2. Среда (природно-клим., географические  условия)

3. Момент (особенности эпохи  в данный момент истории)

 

  1. Концепция искусства XX века: фрейдизм, юнгианство, религиозно-философская критика, формальная школа, экзистенциализм, структурализм, фенеменология, герменевтика, рецептивная эстетика, постмодернизм ( 2 направления на выбор).

Фрейд:

 

Слово "искусство" характеризует  всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных  предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом

 

В высшей степени конструктивный ум Фрейда воздвигает, наряду с собственно научными теориями, построения, находящиеся  гораздо ближе к мифологии, искусству, художественному образу. Так, Фрейд  оперирует образами Эроса и Танатоса, противоположных начал, олицетворяющих жизнь и смерть, находящихся в  вечной борьбе друг с другом и в  конечном счете уравновешивающих живое  и мертвое, бытие и ничто. Образ-конструкция  психических инстанций «Оно», «Я»  и «Сверх-Я» со всей сложностью их взаимоотношений  тоже способен вызвать восхищение воображением Фрейда. Психоанализ на глазах всего  мира превратился из узконаучной  дисциплины, занимавшейся психическими «механизмами», «реакциями», «инстинктами»  и т. п., в дисциплину, изучающую  самые фундаментальные проблемы и ценности человеческого бытия  и сознания: истину, любовь, добро, разум, совесть, свободу, справедливость и  другие.

Сам Фрейд дал начальные  парадигмы его применения к сфере  искусства и литературы. У него оказалось много талантливых  учеников среди искусствоведов, филологов, философов. К концу столетия вся  обозримая история культуры, литературы, искусства оказалась пересмотренной и переписанной под углом зрения психоанализа или опирающихся на него методов (см.: Постфрейдизм). В силу специфики фрейдизма авторы этих исследований наибольшее внимание уделяют  особенностям биографий (начиная с  самого раннего детства, если это  удается) художников и писателей, их сексуальной жизни, психическим  расстройствам, другим заболеваниям и  эротической символике в их произведениях. В последнем случае они активно  опираются на «Толкование сновидений»  Фрейда, где были даны многие эротические, по мнению Фрейда, символы и способы  их выявления и толкования. Семантика  их достаточно примитивна: все продолговатые, вытянутые предметы символизируют  мужские гениталии, округлые, дырконесущие, полые предметы и внутренние пространства — женские, те или иные формы и способы их взаимодействия между собой — половой акт или стремление к нему. Тем не менее эта соматическая символика послужила основой для более изощренных и рафинированных герменевтических ходов в той же сфере и легла в основу многих фундаментальных исследований в области истории и теории искусства и литературы.

 

Формальная школа

Резко критиковался подход к искусству как к системе  образов и выдвигался тезис об искусстве как сумме приёмов  художника. Представителей формального  метода неоднократно упрекали в равнодушии к общим вопросам эстетики, психологии, философии, социологии и т.д.

Основное утверждение  формалистов состоит в том,что  предметом литературной науки как  таковой должно быть исследование специфических  особенностей лит.материала.

Формалисты освобождали  себя от традиционной соотносительности  «форма-содержание» и от понимания  формы как оболочки – как сосуда,в  который наливается жидкость (содержание) Понятие формы приобретала иной смысл и не требовало рядом  с собой никакого другого понятия.

Форма важнее содержания произведения.

Соответствие системы (стилей) времени.

ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка) - Маяковский, Хлебников, Брин, Тынянов.

МЛК – московский лингвистический  кружок – Бернштейн, Богатырев, Якобсон (его работы – начало структурализма и нейролингвистики).

 

Юнгианство

Юнг – дополняет модель личности Фрейда.

В литературе психология изучает  лишь процесс содержания литературы. Психологические процессы могут  быть объяснены, но творческий акт является бессознательным..

Виды творчества:

1. Психологический

2. Провидческий – человек  выражает больше, чем знает по  опыту. Глобальные, непостижимые, недоступные  области.

Мистическое измерение,  прикосновение к неизвестному, коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное  заполнено архетипами. В зашифрованной  форме представлен весь опыт человечества, связанный с переживанием кризисных  ситуаций, опасностью. В критических  ситуациях приходит на помощь –  поднимаются архетипы, спасают коллективным бессознательным. Контакт с ним  исцеляет, восстанавливает баланс. Произведение искусства – послание целой эпохи людей.

6 вопрос

Искусство=>эстетическая деятельность=>творчество

Творчество – инициативная, одухотворенная деятельность людей  во имя сохранения и преумножения ценностей (природных и культурных).

Эстетическая деятельность – особый род эмоционально-оценочного освоения действительности;

Созерцание единичных  предметов в их целостности и  завершенности с целью постижения их самодостаточности и приятия  как ценности, а также созерцание различных предметов по этим законам.

Информация о работе Шпаргалки по "Литературоведению"