Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

2.  Эта собака в повести А. Гайдара «Тимур и его команда» не выпустила Женю из комнаты. (Рита)

3.  Картофельная собака из одноимённого рассказа Ю. Коваля. (Тузик)

4.  Так звали щенка, который дружил с лисёнком в рассказе Евгения Чарушина «Друзья». (Огарок)

5.  Пёсик, которому Крокодил Гена и Чебурашка из сказочной повести Э. Успенского помогли найти друга. (Тобик)

6.  Здоровенный сторожевой пёс, которого одурачил Чиполлино из сказки Джанни Родари. (Мастино)

Ключевое слово: Матрос.

Учитель: Поздравляю команду …Они получают еще один балл. Давайте посмотрим, кто сколько очков заработал на данный момент.

 

7. Кроссворд «Мир деревьев».

Учитель: Ю. Коваль написал замечательную поэтическую миниатюру о деревьях, которые он считал родными сёстрами. Сирень — весенняя сестра, а в выделенных клеточках — дерево — осенняя сестра сирени.

   

1

               
     

2

             
       

3

           
     

4

             
 

5

                 

6

                   

 

1.  Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки этого дерева. Очень важно — это дерево убивает микробы на расстоянии.

(Черёмуха)

2.  Вязкое дерево. С большим трудом удаётся расколоть полено: топор вязнет в нём. Но горит оно превосходно. Его древесина обладает свойством загораться даже намоченная в воде.

(Вяз)

3.  Удивительное дерево, у него единственного в мире, — белая кора. Его называют «русской красавицей». Оно — символ России.

(Берёза)

4.  Самое сладкое дерево. Летом запах этого дерева самый прекрасный. Ведь в середине лета оно покрывается золотистыми, пахнущими мёдом цветками. Поэтому его ещё называют «медовым деревом».

(Липа)

5.  Осенью нет красивее дерева, кажется, что его крупные листья с пятью лопостями выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зелёного, оранжевого и жёлтого цветов. И летят с него крылатые плоды-носики. Его зовут «поющим» деревом, из древесины изготовляют музыкальные инструменты.

(Клён)

6.  Это дерево называют «дрожащим тополем». Оно красиво и показать себя умеет. Сверху листья дерева — зелёные, снизу — серебристо-серые. От малейшего дуновения ветерка листья переворачиваются, а дерево становится то зеленовато-бурым, то серовато-серебристым — «переодевается». Его веточки горькие на вкус, но зайцы и лоси очень любят лакомиться корой этого дерева.

(Осина)

(Описание деревьев по Ю. Дмитриеву)

Ключевое слово: рябина.

 

8. Игра «Да — нет» (по стихотворению Ю. Коваля «Удивительная грядка»). Учитель: Я буду читать строчки стихотворения и спрашивать: «Верите?» А вы слушайте внимательно и отвечайте дружно «да» или «нет».

У меня на грядке —

Крокодил

Растёт!!!

— Верите?

А в реке Москве-реке

Огурец живёт!

— Верите?

Осенью на грядке

Крокодил

Поспел!

— Верите?

Я боюсь, ребятки,

Что на этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

— Верите?

А в реке Москве-реке

Клюнет на крючок —

Как вам это нравится? —

Страшный кабачок!

— Верите?

Ох! Когда ж на грядке

Будет всё в порядке?!

 

9. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня мы обобщили знания о творчестве Юрия Коваля. Давайте посмотрим, чья команда справилась с заданиями лучше.

Подведение итогов, награждение победителей.

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)