Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

 

3. Постановка учебной  задачи.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Биографию писателя расскажут нам …(подготовленные ученики)

Ученик 1: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Ученик 2: Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

Учитель: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко (Ответы детей).

Учитель: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.

Ученики: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

Учитель: Давайте сформулируем цель урока.

Ученики: Выявить причины грустного настроения героя.

Учитель: А какие есть предположения по этому поводу? Давайте сформулируем цель урока и гипотезу (ответы детей).

 

4. Работа с текстом.

Учитель: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план. (Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи»).

Учитель: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.

Ученики: Хотелось петь, испытывал радость.

Учитель: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Ученики: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

Учитель: Что даст ему встреча?

Ученики: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

Учитель: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план:

№  Название части.  Какие чувства испытывал герой?  Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?  Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

1  Прогульщик  Хотел петь, радовался свободе.     

2  Шофер  Вздохнул и дальше пошел.  Прогнал (Не умеешь, не надо).  Делай то, что умеешь.

3  Изобретатели  Удивление, обида, возмущение.  Смеются над ним, Иронизируют.  В мире много непознанного. Познай!

4  Дворник  Нечем заняться, скучно, обида.  Злится, прогнал. Метла для работы.  Не мешай другим работать.

5  Строители  Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)  Прогнали, накричали.  Знай правила безопасного поведения.

6  Кондуктор  Усталость, испуг, стыд, страх.  Определила, что он прогульщик, разоблачила.  Тайное становится явным.

7  Экскаваторщик  Удивление, желание работать на экскаваторе.  Не захотел разговаривать.  Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

 

5. Вывод.

Учитель: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?

 

Ученики: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

Учитель: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?

Ученики: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

 

6. Творческая работа.

Учитель: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

Ученики: Первый.

 

7. Домашнее задание по  выбору.

1) Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

2) Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

3) Подобрать пословицы или крылатые выражения.

4) Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Конспект урока: «Викторина по творчеству Ю. Коваля».

4 класс.

 

Цели и задачи:

1. Закрепить знания по творчеству  писателя.

2. Развивать образное мышление, речь, память.

3. Прививать интерес к предмету, любовь к чтению.

 

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Ю. Коваля, листы с расчерченными кроссвордами.

Ход урока:

1. Орг. момент.

 

2. Вводная беседа.

Учитель: Сегодня мы подведем итоги уроков по творчеству Ю. Коваля в игровой форме. Давайте разделимся на 2 команды. Придумайте название своей команде. Готовы к выполнению первого задания? Тогда начнем.

 

3.  Кроссворд «Доскажи  словечко».

Учитель: Если правильно дописать слово из названий произведений Ю. И. Коваля, то в выделенных клеточках «высветится» фамилия художника-иллюстратора 6 книг Ю. Коваля.

           

1

             
     

2

                   
           

3

             
       

4

                 
         

5

               

6

                         
         

7

               

 

1.  «Пять похищенных... (монахов)».

2.  «Белая... (лошадь)».

3.  «Весенний... (вечер)».

4.  «Чистый... (Дор)».

5.  «Берёзовый... (пирожок)».

6.  «Капитан... (Клюквин)».

7.  «Особое... (задание)».

Ключевое слово: Маврина.

Учитель: Молодцы, команда…получает свой первый балл. Перейдем к следующему заданию.

 

4. Кроссворд «Удивительный  писатель».

Учитель: Правильно разгадав кроссворд, в выделенных клеточках прочитаем фамилию автора удивительных «Приключений Васи Куролесова»:

         

1

                     
       

2

                       
   

3

                           
         

4

                     
       

5

                       

6

                               

 

1.  Что это за «Фиолетовая птица»? (Курица)

2.  Эти любимые цветы писателя были из фарфора. (Колокольчики)

3.  Это имя дано самой лёгкой в мире лодке. («Одуванчик»)

4.  Первый пограничный пёс бойца Кошкина. (Алый)

5.  Кто такой капитан Клюквин? (Клёст)

6.  Какое слово пропущено в названии рассказа «Раз, два, ..., четыре»? (Лошадь)

Ключевое слово: Коваль.

Учитель: Молодцы! 1 балл получает команда…Новое задание.

 

5. Кроссворд «Пограничный  рассказ».

Учитель: Правильно подобрав слово к названию произведений, в выделенных клеточках можно прочитать название шедевра «пограничных» рассказов Юрия Коваля.

     

1

                   
           

2

             

3

                         
       

4

                 

 

1.  О. Секора. «... (Муравьи) не сдаются».

2.  В. Гаршин. «... (Лягушка) – путешественница».

3.  Л. Лагин. «Старик... (Хоттабыч)».

4.  М. Твен. «Приключения Тома... (Сойера)».

Ключевое слово: «Алый».

Учитель: Вы прекрасно справились с заданием, команда…получает свой заслуженный балл. Перейдем к новому заданию.

 

6. Кроссворд «Детективный  пёс».

Учитель: В выделенных клеточках: кличка рыжего облезлого пса из детективной повести Ю. Коваля «Приключения Васи Куролесова».

   

1

           

2

               
     

3

         

4

               
   

5

           
 

6

             

 

1.  Пёс, нашедший Гека в сундуке в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». (Смелый)

Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)