Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.
Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Биографию писателя расскажут нам …(подготовленные ученики)
Ученик 1: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.
Ученик 2: Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
Учитель: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко (Ответы детей).
Учитель: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.
Ученики: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.
Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.
Учитель: Давайте сформулируем цель урока.
Ученики: Выявить причины грустного настроения героя.
Учитель: А какие есть предположения по этому поводу? Давайте сформулируем цель урока и гипотезу (ответы детей).
4. Работа с текстом.
Учитель: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план. (Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи»).
Учитель: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.
Ученики: Хотелось петь, испытывал радость.
Учитель: Как вы думаете, что могло произойти дальше?
Ученики: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.
Учитель: Что даст ему встреча?
Ученики: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.
Учитель: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план:
№ Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе.
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.
5. Вывод.
Учитель: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?
Ученики: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.
Учитель: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?
Ученики: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.
6. Творческая работа.
Учитель: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.
Ученики: Первый.
7. Домашнее задание по выбору.
1) Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.
2) Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.
3) Подобрать пословицы или крылатые выражения.
4) Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»
Приложение 4.
Конспект урока: «Викторина по творчеству Ю. Коваля».
4 класс.
Цели и задачи:
1. Закрепить знания по
2. Развивать образное мышление, речь, память.
3. Прививать интерес к предмету, любовь к чтению.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг Ю. Коваля, листы с расчерченными кроссвордами.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Вводная беседа.
Учитель: Сегодня мы подведем итоги уроков по творчеству Ю. Коваля в игровой форме. Давайте разделимся на 2 команды. Придумайте название своей команде. Готовы к выполнению первого задания? Тогда начнем.
3. Кроссворд «Доскажи словечко».
Учитель: Если правильно дописать слово из названий произведений Ю. И. Коваля, то в выделенных клеточках «высветится» фамилия художника-иллюстратора 6 книг Ю. Коваля.
1 |
|||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
4 |
|||||||||||||
5 |
|||||||||||||
6 |
|||||||||||||
7 |
1. «Пять похищенных... (монахов)».
2. «Белая... (лошадь)».
3. «Весенний... (вечер)».
4. «Чистый... (Дор)».
5. «Берёзовый... (пирожок)».
6. «Капитан... (Клюквин)».
7. «Особое... (задание)».
Ключевое слово: Маврина.
Учитель: Молодцы, команда…получает свой первый балл. Перейдем к следующему заданию.
4. Кроссворд «Удивительный писатель».
Учитель: Правильно разгадав кроссворд, в выделенных клеточках прочитаем фамилию автора удивительных «Приключений Васи Куролесова»:
1 |
||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||
6 |
1. Что это за «Фиолетовая птица»? (Курица)
2. Эти любимые цветы писателя были из фарфора. (Колокольчики)
3. Это имя дано самой лёгкой в мире лодке. («Одуванчик»)
4. Первый пограничный пёс бойца Кошкина. (Алый)
5. Кто такой капитан Клюквин? (Клёст)
6. Какое слово пропущено в названии рассказа «Раз, два, ..., четыре»? (Лошадь)
Ключевое слово: Коваль.
Учитель: Молодцы! 1 балл получает команда…Новое задание.
5. Кроссворд «Пограничный рассказ».
Учитель: Правильно подобрав слово к названию произведений, в выделенных клеточках можно прочитать название шедевра «пограничных» рассказов Юрия Коваля.
1 |
|||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
4 |
1. О. Секора. «... (Муравьи) не сдаются».
2. В. Гаршин. «... (Лягушка) – путешественница».
3. Л. Лагин. «Старик... (Хоттабыч)».
4. М. Твен. «Приключения Тома... (Сойера)».
Ключевое слово: «Алый».
Учитель: Вы прекрасно справились с заданием, команда…получает свой заслуженный балл. Перейдем к новому заданию.
6. Кроссворд «Детективный пёс».
Учитель: В выделенных клеточках: кличка рыжего облезлого пса из детективной повести Ю. Коваля «Приключения Васи Куролесова».
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
1. Пёс, нашедший Гека в сундуке в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». (Смелый)