Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 11:32, реферат
Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.
Введение
Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.
Становление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека. Он шагнул от образного (мифологического) представления о мире к понятийному суждению о нем. На передний край познавательной деятельности впервые выдвигается его творческая рациональность, а разумные первоначала бытия предстают как вечные и неисчерпаемые. Их познание уже тогда сделало философию «царицей наук», ибо она методологически понятнее и мировоззренчески точнее стала ориентировать всех исследователей природы и общества на содержательное раскрытие фундаментальных принципов человеческого бытия, а широкие массы людей - на созидательную практическую деятельность.
Современное переосмысление проблемы возникновения в античности философии и ее функционального отделения от мифологических представлений и религии стало важнейшим фактором становления новой духовной культуры человечества. Поэтому выяснение генезиса (гр. genesis - происхождение) философии как нового духовного явления и отношения ее к нефилософским формам общественного сознания позволяет лучше понять и полнее раскрыть саму сущность принципиально нового мышления, его роль и значение как специфической формы целостного общественного сознания. Это по сей день является предпосылкой для сравнительного осмысления людьми социально-культурной реальности прошлого и настоящего. С появлением философского мышления круто изменилось отношение к научному познанию мира природы и творчеству нового мира человека - культуре. Перед свободно и критически мыслящим человечеством впервые встали принципиально иные задачи по поиску истины, определению смысла жизни, достижению всеобщего блага (счастья). Философские проблемы осмысления общественного бытия стали будоражить лучшие умы человечества.
1.Философия, как явление духовной культуры
Термин философия образуется от двух греческих слов: филео (любовь) и софия (мудрость), букв. - любовь к мудрости. В Древние времена понятие мудрости было связано с желанием познать окружающий мир в его всеединстве с человеком, понять первоосновы мира и сущность мироздания. Мудрость человека определялась его знанием, знанием об окружающем мире, природе, знанием о смысле жизни человека и сущностью его бытия.
Зарождение философии происходит в I тыс. до н.э. в цивилизациях Древнего Востока таких, как Индия и Китай, в странах междуречья, таких как Египет и, наконец, в Древней Греции, откуда берет свое начало европейская философия.
По мнению историков философии, слово "философия" впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором в отношении отдельной категории людей, которые обладали стремлением к знанию и высоко-этическому образу жизни. Пифагор верил, что истинной мудростью обладают боги, (а в философии Пифагора их было множество), но человек может стремиться познать эту мудрость, хотеть этого и соответственно любить эту мудрость. Однако, использоваться термин "философия", как научная категория стал гораздо позже в идеалистическом учении Платона.
Существует три концепции генезиса философского знания, или другими словами откуда произошла философия:
Наиболее популярная - это мифогенная теория. В соответствии с этой концепцией философия произошла из мифа, т.е. истоками философского знания является мифология как особая форма мышления и осознание этого мира. "Миф" в переводе с греческого языка означает "предание", "логос" - "учение, наука", таким образом, мифология - это наука о преданиях. Мифы создавались с самого раннего зарождения первобытно общинного строя и были посвящены самым различным темам, начиная с космоса, мировой гармонии, природных стихий и заканчивая самим человеком. Именно с помощью мифа еще зарождающаяся человеческая мысль пыталась ответить на вопрос о создании и разрушении мира, о месте человека в этом мире, о сущности человеческой жизни и пр. Таким образом, мифология - это особая форма человеческого сознания и миропонимание первых людей древности об окружающем мире и месте человека в мире. Мифология является неотъемлемой частью культуры и включала в себя зарождающиеся знания и о природе, об искусстве, политике и, конечно, религиозной вере. Мифологическое восприятие имеет ряд особенностей, которые необходимо отметить:
·Во-первых, одушевление природы
·Во-вторых, множество богов - т.е. плюрализм. При этом боги в мифологии персонифицированные и наделены человеческими чертами. Они постоянно взаимодействуют и между собой, и, конечно, с самим человеком посредством природных предзнаменований или отдельных людей (шаманов, жрецов)
·Отсутствие абстрактных философских категорий, которые потом будут характерны для философского мировоззрения
·Ориентация мифологического мышления на разрешение определенных человеческих проблем
·Повторение и наивность мифологических сюжетов
Специфика мифологического миропонимания заключается в следующем:
1.Выражение мысли происходит
через конкретные
2.Единство человека и мира
Следовательно, основной чертой мифологического мышления является включенность человека в мир. Человек в системе мифологии является неотделимой частью природы и бытия. Он отождествляет себя с природой, исходит из нее и растворяется в ней. Происходит и обратный процесс: черты природных явлений и процессов переносятся на человеческое существование, а сама природа одушевляется. Каждая стихия воспринимается не как бездушное проявление окружающего мира, но как имперсональная одушевленная сила, наделенная своим характером, волей и мышлением живое существо. С другой стороны сам человек наделялся чертами природных стихий или животных, что объединяло его с природой (как средой его обитания) и миром. Он был быстрый, как ветер, зоркий, как сокол, храбрый, как лев, могучий, как ураган, тихий, как солнечный рассвет, прекрасный, как звездное небо над головой. Весь мир представлялся тайной, загадкой, каждый камень, колосок, капля росы и все то, прекрасное и грозное, что окружало человека, было одухотворено. И эта тайна, и сказка, каждый день разворачивалась на глазах человека, меняясь и увлекая его в этот зачарованный мир, полный загадок и неразрешимых явлений. Следовательно, отличительной чертой мифологического мышления является включение человека в систему мироздания, или синергизм человека и мира. Первые философские системы были сильно подвержены такой системе представлений и также исходили из конвергентности человека и окружающего мира.
Другими концепциями возникновения философии являются:
·Гносеогенная - философия возникла как обобщение знания в результате научного стремления к предельной систематизации
·Обобщенная теория. Согласно этой концепции, на возникновение философия повлияли 3 источника: мифология, научные знания и обыденное сознание.
Однако в настоящее время большинство исследователей сходятся на том, что мифологическое мышление оказало сильное влияние на развитие философского и религиозного мышления. А значит, философское и религиозное мировоззрение исходят из первобытного мифологического мышления.
Главным различием между мировоззрением религиозным и философским является то, что в основе философского мышления лежит разум, философский поиск направлен на постижение истины о мире и бытии, пусть даже абстрактной и исключительно умозрительной истины. Совсем другое представляет из себя религиозное мышление, у истоков которого стоит вера, священное писание и авторитеты церкви. Это накладывает некоторые ограничения на религиозное мышление.
Рано или поздно, но логика, анализ фактов, аргументация и научно-обоснованные доказательства стали вытеснять мифы, догадки, вымыслы из сознания человека.
По мере научного и культурного развития человека и общества мифологическое мировоззрение стало заменяться на философское. Само отношение к философии изменилось. Философия заняла статус науки. При этом именно философию многие считают пранаукой, из которой зародилось научное знание многих отраслей. Изначально при самом зарождении философии ее проблематика была очень широка. Философия занималась вопросами первоосновы мира, происхождения земли и космоса, этики, религии, эстетики, общественно-государственного устройства и многими другими. Именно из этих направлений философии в дальнейшем и сформировались отдельные отрасли знаний. Однако, одно из центральных мест в системе философского знания всегда занимали вопросы мировоззрения и не только абстрактные, но и весьма практические вопросы, которые могли бы помочь человеку понять смысл своей жизни и обрести свое место в мире, помочь справиться с насущными проблемами существования.
С самых первых дней своего существования человеческой натуре присущ поиск, стремление к познанию и желание разгадать тайны окружающего мира, которые в большом количестве окружали его жизнь. Познание всегда стремилось изменить человеческое бытие и даже окружающий мир так, чтобы улучшить жизнь человека и сделать ее легче, удобней, интересней, в конце концов. Круг интересов научной мысли человека изначально был очень широк. Все больше знаний накапливалось для того, чтобы объяснить самые различные аспекты бытия, самые тонкие вопросы человеческого существования. Но человеческая мысль всегда стремилась перейти от частного к общему, от конкретного к единому. Так, знания о единичном являются первым актом познания, переход к обобщению - это следующая ступень человеческого познания. Уже в древние времена были попытки перейти на более высокий уровень познания окружающего мира, что означало создание системы целостного мировоззрения.
Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на окружающий мир и на свое место в этом мире. Человеческий опыт всегда приводил людей к тому, что для того, чтобы успешно существовать в этом мире, невозможно ограничивать себя лишь знанием о частных вопросах, отдельных специфических вещах. Человеческая повседневная практика всегда подталкивала людей к тому, что нужно иметь целостное представление о мире, видеть всю систему целиком, для того, чтобы не затеряться в потоке бытия, но самостоятельно выбирать путь и курс своего движения. Именно так по всей очевидности и создавалось философское, а затем и научное мировоззрение. Был ли у самых истоков зарождения этот процесс сознательный или скорее инстинктивный как один из психологических механизмов, который помог человеку выжить - мы вряд ли можем ответить на этот вопрос. Возможно, как всегда, истина где-то посередине. Однако, совершенно, очевидно, что пытаясь ответить на извечные мировоззренческие вопросы о том каков смысл человеческой жизни, откуда произошла жизнь, куда мы идем и что мы должны делать, зачем мы здесь и кто вообще такие мы и пр. и пр., человечество накопило множество различных знаний, которые потом сформировало целую сферу философского мировоззрения. Надо отметить, что как бы далеко не ушла наука и развитие общества, к счастью или к сожалению, но эти вопросы до сих пор остаются нерешенными и каждое поколение мыслителей решает их по-разному, иногда философская мысль делает виток (как мы не раз убедимся далее), обращаясь к старым идеям и концепциям, а затем опять стремительно движется вперед. В философии проблематика и противоречия, заключенные в эти вопросы заключено в рамки так называемого основного вопроса философии, но об этом далее в следующей лекции.
Таким образом, философия есть теоретический базис, на который опирается научное мировоззрение. Философское мировоззрение охватывает знания, накопленные за многие эпохи, и пытается ответить на первоосновные проблемы бытия и человека.
Философское мировоззрение имеет свою специфику. Это можно представить следующим образом:
·Философское мировоззрение опирается на логический метод познания
·Философское мировоззрение опирается на рациональную ступень познания
·Философия имеет свой язык, состоящий из совокупности понятий, категорий, особых терминов.
·Философское мировоззрение - это система знаний. Это сближает философию и науку, поскольку любая наука есть система знаний. Это означает что философское знание логически последовательно упорядочено и каждому процессу и явлению есть свое место в этой системе
Непосредственно из специфики философского знания возникают предмет и функции философии. Предметом философии является наиболее общие законы и закономерности развития и функционирования человеческого общества, мышления и, наконец, мироздания.
В предмет философии входят наиболее общие основы, законы, связи и закономерности бытия. Главной оппозиционной категорией в системе философского знания является дихотомия "Я-МИР". Именно с выделения этой дихотомии начинается философское знания как таковое, поскольку, как было описано ранее в мифологии, человек (Я) сливался с окружающим миром. Именно путем специфики решения вопроса взаимоотношения дихотомии "Я-МИР" выделяются столь разнообразные философские концепции. Так, к примеру субъективные идеалисты 18 в. решали этот вопрос в пользу Я, считая что МИРА нет без субъекта, и МИР существует только потому что Я существует. Совершенно иной точки зрения придерживается марксизм. Человек (Я) определяется через категории окружающего мира. "Мышление исходит из бытия" - так немного перефразируя можно выразить основной тезис марксизма.
Платон определял сущность философии в познании "неизменных первооснов бытия".
Исходя из предмета философии, мы можем выделить специфику самой системы философского знания:
·Поскольку философское знание отвечает на наиболее общие и предельные вопросы бытия, то из этого мы можем сделать вывод, что философская проблематика находится на стыке нескольких духовных или научных сфер. Так, если речь идет о вопросе смысла жизни, то философский ответ будет находиться на стыке этики, эстетики, морали или религии. Такая проблематика характерна для античных философов, если вопрос стоит о происхождении жизни, то, конечно, философское решение будет лежать где-то в области астрономии, биологии, космогонии. При этом разрешение философской проблематики очень часто оказывало влияние и на научную проблематику. В частности, ньютоновская физика опиралась на идею еще античных философов о том, что движение есть атрибут материи (философия Аристотеля). Поэтому вопрос об относительности движения просто не мог возникнуть. Только несколько веков спустя именно при изменении философской концепции возможно стало по-другому поставить вопрос о движении и материи. Так возникла теория относительности.
Информация о работе Философия, как явление духовной культуры