Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 11:32, реферат
Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.
·Совершенно очевидна и обратная связь - а именно, влияние других наук, исторических и общественно-политических процессов на философию. Так, в 19 в. развитие капитализма индустриализма привело к обнищанию тысяч людей. Целые поколения рабочих жили в нечеловеческих условиях, работая по 19 ч в день. Такая социальная несправедливость не могла обойти стороной и философию. Так возникла философия марксизма. Думаю, не надо объяснять, какое влияние она оказала на историю человечества.
·Следовательно, существует взаимосвязь и взаимовлияние между философией и различными областями культуры, науки, искусства; между философией и общественно-историческими процессами.
·Философии присуща не только систематизация знания, но и обобщение полученных знаний. Отсюда мы можем говорить о философских концепциях тех или иных мыслителей. При этом слово концепция здесь имеет принципиальное значение. Большинство мыслителей (не все, разумеется) оставили после себя именно философские концепции, пытаясь обобщить и систематизировать как можно более предельный материал о мире и человеческом существовании. Это исходит из самой сущности философии. Так, например, философы часто пытались ответить на вопрос о наличии или отсутствии судьбы в жизни человека. Соответственно, решая этот вопрос, совершенно по-разному нужно ответить на главные этические вопросы. Это проблема в философии получила названия провиденциализма. Если судьба есть, то человеку осталось только смириться и покориться, и этическим идеалом будет аскетизм, что в частности характерно для стоиков или эпикурейцев в античной философии. Если судьбы нет, то тогда главным этическим принципом станет действие, а этическим идеалом волюнтаризм. Однако для того, чтобы решить вопрос судьбы необходимо решить вопрос об источнике судьбы. В средневековье этот вопрос решался в существовании Бога, в античности движением атомов. Так, решая вопрос этики, мыслитель переходит на вопросы космологии, космогонии, креационизма и т.д. Отсюда берут истоки философские концепции, поскольку в мире все взаимосвязано, и, объясняя одно, непременно придется объяснять другое.
·Одной из главных проблем философии является проблема человека. Эта антропологическая направленность философии привела к созданию множества этических концепций. В разные времена вопросы этики были основными в философии, и именно на них была направлена научная мысль. Как пример можно привести учения софистов, Сократа, конфуцианства или буддизма. Эти учения в основном решали вопрос о смысле человеческой жизни, сущности нашего существования. Как второстепенная проблематика у них выступала проблема мироздания или космогонии.
·Практически любая философская концепция несет в себе характер субъективизма. Для создания личной философской концепции необходимо осмыслить весь предыдущий философский опыт накопленный человечеством, критически его переработать, а затем дать свою критическую оценку и на основе этого высказать свое мнение. Это мнение может находиться в русле философского направления современности, а может ему противоречить. Так, ученики Фрейда, бесспорно, опирались на идеи своего великого учителя, но их добавили и переработали. А вот ученик Платона Аристотель фактически отверг главный принцип философии Платона об абсолютном идеализме и фактически создал свою дуалистическую концепцию, где было два начала - дух и материя. Но в любом случае надо понимать, что философ выражает свое мнение к окружающей действительности и человеческому существованию. Возможно, поэтому говорят, что каждому подходит своя философия. И бесспорно, философские концепции отдельных мыслителей имели очень сильное влияние на жизни простых людей. (Пример с марксизмом рассматривать не будем - здесь слишком все очевидно). Другой пример, философия экзистенциалиста Камю. Как писал Камю, главный вопрос, который должен решить человек в своем существовании - это "стоит ли жизнь того, чтобы прожить ее"1) <#"justify">Особое значение философии в духовной жизни человека и общества выражено и в функциях философии как науки. Бесспорно, это не полный перечень и значение философии очень велико в жизни человека, но обычно выделяют следующие функции философии:
·Мировоззренческая. Философское знание, как уже определялось выше, является следующей формой мировоззрения после мифологического. Философия - это система знаний, дает человеку представление об окружающем мире и, конечно, месте человека в этом мире. Следовательно, в этом и заключается мировоззренческая функция философии. Задача философии определяется в формировании единого представления о бытии и месте человека в мире. Мировоззренческая функция философии - это основная функция человеческого знания.
·Методологическая. Философия создает главные первоосновные правила и методы поиска научной истины для всей совокупности специальных наук. В частности великий древнегреческий философ Аристотель сформировал основные принципы формальной логики в произведении "Науки логики". Эти принципы не остались специфическим фактом, придуманным в философии, но легли в основу доказательного европейского научного мышления, которые, стоит отметить, используются и до сих пор.
·Предсказательная. Это значит, что философские концепции пытаются определить ход развития общественно-исторических или любых других процессов или явлений. Пример, опять же из марксизма. Как известно, Маркс в своей философии предсказывал пролетарскую революцию во всех развитых странах, которая должна обязательно произойти, так как коммунистическая формация - это следующая формация, после капиталистической. Да, к счастью или сожалению, это еще не произошло. Это пример неудавшейся попытки предсказать общественный процесс. Другой пример из русского космизма. Федоров - основатель русского марксизма еще вначале 20в предсказывал освоение космического пространства человеком, задолго до создания ракет и космических аппаратов. Это пример положительного предсказания.
·Критическая. Философия в процессе своего развития неизбежно дает оценку и научным открытиям, и историческим перспективам и событиям, и социальным явлениям, и отдельным политическим деятелям. Это происходит неизбежно. И на основе этой критики происходит процесс коррекции, изменения или дополнения самого философского знания. Так современная религиозная философия признала, что земля круглая и вращается вокруг солнца, однако в свое время предала Дж. Бруно инквизиции за эту идею.
·Идеологическая. Заключается в создании определенных философских концепций, которые включают совокупность преставлений о мире, этике, общественно-исторических явлениях. Такие представления могут стать мировоззрением для каких либо общностей людей и которые будут определять их жизнедеятельность, социально-политическую активность и пр.
·Ценностная функция заключается в том, что философская наука создает аксиологические взгляды человека на окружающий мир и свое место в этом мире.
·Интеллектуальная. Просветительная функция философии. Философия как наука накопила огромный пласт знаний, идей и отдельных размышлений о мире и человеке. При учете, что философию можно считать первым научным знанием или пранаукой, как отмечалось выше - это огромная система знаний, которая несет в себе интеллектуальный потенциал всего человечества за многие века.
Таким образом, из выше приведенных функций, мы можем сделать вывод, что философия тесно переплетена с духовной культурой и научным потенциалом человечества.
Чтобы охарактеризовать пути взаимодействия философии и духовно-интеллектуального потенциала человечества, необходимо определить главное утверждение. Культура представляет собой продукты духовной и интеллектуальной деятельности человека, которые зависят от уровня развития общества на данный момент, и характеризует определенный этап в развитии человечества. Это та действительность, в которой выражены результаты человеческой рефлексии и осмысления бытия.
Следовательно, можно выделить следующие каналы связи между философией и культурой.
Философия является частью культуры человечества, и философские концепции во многом зависят от уровня развития и специфики культуры данной страны, что включает в себя и определенный уровень развития науки, и отношение к религии, и национальные традиции. Так, совершенно несопоставимы философия античности и Древней Индии, к примеру, что связано с различными духовно-культурными ценностями. Действительно, для формирования первых философских систем нужно было достигнуть определенного уровня развития культуры.
С другой стороны, философия влияет на развитие культуры. Философская мысль способна преображать мышление человека, рождать в нем новые идеи, направить его деятельность к новым идеалам. Отсюда возникают и новые направления в искусстве и, конечно, новые научные открытия. Таким образом, выявляется обратная связь между философией и культурой
Было выявлено, что философия и культура развиваются синхронно. Это обусловлено, как было показано выше, взаимовлиянием философии и культуры. В период упадка культуры не наблюдается и успехов на философском поприще. И наоборот, в моменты расцвета культуры совпадают и с обилием и глубиной философских концепций, как например, в Эпоху Возрождения.
Культура в концентрированном
виде воплощает в себе итог развития человека,
его материальной (производственно-
Таким образом, взаимосвязь культуры и философии заключается в следующем:
·философия является порождением духовной культуры человека. Для ее появления общество должно было достигнуть определенный уровень культурного развития.
·процессы развития культуры и философии однонаправлены. При упадке культуры наблюдается упадок и философской мысли, и наоборот. Этому есть историческое подтверждение
·знание философии приводит к личностному росту индивида, что повышает его уровень культуры и творческий потенциал.
Зарождение философской мысли. Древняя Греция
Впервые в истории духовной культуры теоретически основательно философские проблемы были сформулированы легендарным греческим мудрецом Фалесом из Милета (ок. 624-547 до н.э.), которого справедливо называют одним из первых философов. Именно он глубокомысленно вопрошал: «Что есть все?» Он же первым сделал попытку рационально объяснить первопричину мира и смысл бытия вещей и явлений, источники саморазвития космической и земной природы. Фалес высказал мысль об одушевленности первоначала. Он утверждал, что все возникает из воды и в нее же превращается: «Вода есть наилучшее». Последователи Фалеса Анаксимандр (ок. 610-ок. 540 до н.э.) и Анаксимен (ок. 588-ок. 525 до н.э.) расширили и углубили его умозрительные теории об основных элементах природы в их космическом порядке. Взгляды Анаксимандра на развитие органического мира представляют интерес и сегодня. Он полагал, что все животные возникли из воды без участия божественных сил. А по учению Анаксимена, все вещи возникли путем сгущения воздуха различной степени. У него впервые в античной философии появилась мысль о переходе количества в иное качество.
Научно-философские исследования природы, начатые мыслителями милетской школы, не прекращались никогда и продолжаются поныне. Можно сказать, что «философская» инициатива, предпринятая мудрыми милетцами, дала богатые интеллектуальные всходы как в научном понимании развития природы, так и в более тонких метафизических размышлениях об основных проблемах «разумного» устройства Вселенной. Осмысление «разумности» Вселенной древними мыслителями органично сопрягалось с изучением человеческого разума (греч. nus - ум), его потенциальных творческих возможностей. В поздней античности разум представлялся как наивысшая практическая ценность для общества и каждого отдельного человека. Именно тогда у культурных людей сложилась внутренняя потребность в теоретическом (умозрительном) обосновании и философском определении разума и самой мудрости при одновременном поиске их истоков и критериев.
Философию поныне нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем подобные представления. В действительности все свои проблемы философия черпает из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью - помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом следует иметь в виду, что философия, как гуманитарная дисциплина, с древних времен осмысливала практические наблюдения и выводы людей о добропорядочности своей жизни, их раздумья о мире и о себе, о смысле и целях существования всего человечества. Особая ценность философских размышлений и прежде усматривалась в том, что именно они позволяли критично судить о добре и зле, служили морально-этическим руководством для нравственного поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости, сама обладая ее признаками. При этом она с самого начала заявляла о себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).
Избрав мудрость в качестве исходной целевой задачи, античные философы осознали главную ее проблему - трудность осмысления целостности мира, его происхождения, устройства и закономерностей развития. Понять этот мир нельзя, не осознав самого себя и способ своего мышления. В XVII столетии ученый и философ
Декарт (1596-1650), не меняя существа философии, придал ей, по сути, новое звучание: на первый план им выдвигается бытие человека как субъекта познания мира - «Я мыслю, следовательно, я существую». Исходным началом философ считает индивидуальное мышление, которое, безусловно, подчиняясь законам природы, само рисует картину мира. Тем самым, по резонному замечанию философа-классика Л. Фейербаха (1804-1872), «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии» [6]. Иными словами, целью философии стали критические раздумья и теоретические рассуждения о цельном, всеобъемлющем миросозерцании, формирующем общую (философскую) картину мира и оценивающем критерии теоретико-познавательной и культурно-созидательной практики человечества. Все это предполагает не просто философские взгляды на мир, но формирование новых философско-мировоззренческих позиций.
Таким образом, философия призвана развивать новые мировоззренческие взгляды, помогая людям в преобразовании стихийно сложившихся у них мнений о мире и обществе. Объект любого мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношения внешнего мира и внутреннего мира человека. Мировоззренческий каркас человеческого сознания базируется на теоретически обобщенных философией знаниях и понятиях. Философское мировоззрение - это целостная совокупность знаний о вещах, предметах, явлениях и процессах их взаимосвязи. Оно отличается от простой суммы естественнонаучных знаний тем, что в центре его стоит вопрос о единстве объективной истины и ее субъективной оценки. Мировоззрение человека во многом зависит от воздействия среды и социального воспитания, уровня и качества образования. Поэтому философская культура выступает в качестве основы мировоззренческой и профессиональной зрелости личности. Это связано с тем, что на философию возлагается функция «интеллектуальной разведки», которая может служить всем людям побуждающей методологией в плане заполнения ими познавательных пробелов.
3.Древний Восток
Древний Восток представлял собой сложный конгломерат деспотичных государств. Однако древние народы Востока, населяющие Индию, Китай, Египет и Вавилон, обладали высокой духовной культурой, основанной на серьезных научных знаниях, национальных традициях, разнообразных религиозных верованиях и космогонических мифах. Здесь в конце II-начале I тысячелетия до н.э. зародились и начала протофилософской мысли. Их нельзя назвать философией в современном смысле, но, безусловно, можно считать скачком к принципиально новому мышлению. Эволюция протофилософской мысли на Востоке была довольно длительной и отличалась целым рядом противоречий в результате взаимодействия с мифологическим мировосприятием и религиозным миросозерцанием. Однако этот процесс дал начало новому духовному явлению - институту мудрецов. Отношение людей Востока к мудрецам было особенное: они не только видели в последних носителей житейского знания, но и ценили их как духовных наставников - вторых родителей.
Информация о работе Философия, как явление духовной культуры