Философия Среднего века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относиться к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Содержание работы

1. Мировоззрение и его структура.
2. Общая характеристика русской философии.
3.Проблема бытия в философии средних веков.
4. Современная философия науки.
5. Сознание и мозг.
6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал.
7. Гражданское общество и государство.
8. Проблема единства человечества.
9. Материя – это…
10. Телеологизм – это…
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Среди философско-гносеологических концепций сознания, разработанных  в последние два десятилетия  в нашей стране, и обладающих в  перспективе значительным потенциалом  для осуществления синтеза разных философских, и даже разных мировоззренческих, направлений исследований сознания выделяют две концепции: А.Г. Спиркина («Сознание и самосознание».М.,1972) и А.В. Иванова («Сознание и мышление».М.,1994). В трудах этих философов наиболее адекватно охарактеризованы сущность и структура сознания.

Под сознанием, по А.Г. Спиркину, имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также  специфические социально-психологические  механизмы и формы такого отражения  на разных его уровнях. Под сознанием  понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения  действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой  такую функцию человеческого  мозга, сущность которой заключается  в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой  форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира.

«Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная  с речью функция мозга, заключающаяся  в общественном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно- творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведении человека».(с.83)

Существуют источники  сознания, среди которых множество  известных и неизвестных еще  науке факторов. Одним из таких  источников является мозг. Мозг, как  многоструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации  материи осуществление общих  функций сознания. Не только уронво-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

6. Регулятивные  функции морали и права. Справедливость  как идеал.

Регулятивная функция  включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей). Поскольку  функция регуляции поведения  осуществляется не только с помощью  требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и  т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей  является его оценочно – императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно – императивную, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно – императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, - познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным  ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

К понятию «справедливость» люди всегда обращались, чтобы выразить и оправдать свои требования и  интересы. Удовлетворение этих требований наталкивалось на социальную оппозицию  и поэтому связывалось с борьбой  против несправедливости. В сущности, взывая к справедливости, люди стремились оградить вполне материальные интересы – имущество, жизнь и положение  в обществе. Будучи зависимым материально, человек испытывал и моральные страдания от того, что колебались и грозили обрушиться его фактические условия существования. Основными гарантами (хотя и неравноценными) справедливости исторически выступали закон, верховная власть, религия и нравственность как социальный институт.

Итак, понятие справедливости включено в один ряд с такими словами  – терминами, как законность, гарантии, объективность, вина, возмездие, заслуга, благодарность, доверие, благотворительность, милосердие. Другими словами, оно является общим определением целой группы нравственных отношений: и тех, которые конкретизируют отношение общества и личности, и тех, которые возникают в практике межличностного общения. Как понятие морального сознания оно закрепляет в виде нравственной ценности эти отношения. Справедливость есть рационализация, т.е. осмысление на высоком уровне абстракции, общественных отношений.

7. Гражданское  общество и государство.

Исторический подход к  пониманию общества позволяет сделать  вывод, что в различные периоды  общественной истории формы управления имеют разную степень развитости. На определенных этапах образуется целостная  специфическая система общественных институтов управления, включающая в  себя самые различные органы, возникает  и начинает развиваться политическая сфера общества. Политическая сфера  общества – это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование  отношений между классами, нациями  и другими социальными группами по поводу государственной власти и  с помощью государства.

Под углом зрения политического  бытия история человечества четко делится на две стадии – стадию дополнительного состояния общества и стадию политической организации общества. Критерием перехода человечества в новое, политическое состояние является возникновение государства, древнейшей и центральной политической организации в обществе. Государство – это основной политической институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях обеспечения функционирования и защиты его экономической и социальной структур.

Государство является главным  институтом общественной власти. По сравнению с другими социальными организациями оно характеризуется следующими признаками: 1)особый аппарат политического управления (система органов власти и управления, не совпадающая непосредственно со всем населением); 2) система нормативно-правовой регуляции (главным образом выраженная в законодательстве); 3) территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; 4) суверенитет (независимость и верховенство государственной власти внутри и вовне страны); 5) средства экономического (материального) воздействия на население (налоговая система, выпуск денежных знаков и контроль денежного обращения, бюджетная деятельность); 6) идеологическое (духовное) обеспечение государственной власти (этому служит, прежде всего, официальная политическая идеология, а также частично и другие формы общественного сознания: правосознание, религия, мораль).

Под политическим режимом  понимается совокупность средств и  методов осуществления государственной  власти. В основном политические режимы можно разделить на два вида –  тоталитарный и демократический. Тоталитаризм – это государственный строй, устанавливающий полный контроль над  всеми сторонами жизни общества: политической, экономической и духовной. Это достигается через установление жесткой пирамидальной структуры  власти, массовый террор против своего населения, сужение сферы деятельности общественных организаций и фактическое  подчинение их государству, безраздельное  господство официальной идеологии, навязываемой населению правящей властью.

Противоположностью тоталитаризма  как власти, действующей «сверху  вниз», выступает демократия (дословно переводиться с греческого как «власть народа» и ли «народовластие»). Демократия характеризуется свободными выборами населением состава ряда государственных органов, широким кругом реальных прав и свобод граждан, определенным устройством государственного аппарата (разделение властей, система «сдержек и противовесов») и т.д. Демократический правовой режим тесно связан с понятием «правового государства» и «гражданского общества».

Широкое использование понятия  «гражданское общество» в политическом и научном языке современной  России обусловлено происходящими  изменениями в общественной жизни  – возвратом к буржуазному  типу общества. При этом содержание данного понятия трактуется предельно  разнообразно. Зачастую гражданское  общество понимается как область, пространство внегосударственной жизнедеятельности граждан.

К важнейшим характеристикам  гражданского общества относятся следующие: - универсальное правовое государство; - наличие неофициальных социальных институтов, политических движений и  течений; - доминирование социальных связей над личностными; - социальная активность, свобода и ответственность граждан. ( Гобозов И.А., Халаев Л.А.Гражданское общество: сущность характеристики // Философия и общество. 2001. №2. с.65.).

Гражданское общество как  определенная характеристика состояния  буржуазного общества органично  связано с определенной организацией государственно-правового регулирования  – так называемым правовым государством. Правовое государство – это форма  организации и деятельности публичной  политической власти и ее взаимоотношений  с индивидами как субъектами права, характеризующаяся следующими признаками: верховенство закона, реальность прав и свобод личности, организация и  функционирование государства на основе конституционного принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений индивида, общества и государства.

Правовое общество, таким  образом, неразрывно связано с гражданским  обществом и наоборот – они  представляют собой как бы две  стороны одной монеты. Основу органической взаимосвязи гражданского общества и правового государства, составляет возрастание социальной активности населения, развитие самодеятельности индивидов.

8. Проблема единства человечества.

Единство человечества раскрывается с особой рельефной ясностью при  сопоставлении психики различных  народов, но не менее ясно и при  историческом подходе к тому же материалу. Наиболее яркое выражение действительного  и основного единства всех людей - при всех расовых, геофизических  и исторических различиях в их жизни, - мы находим прежде всего в познавательной активности. От самых примитивных до самых культурных народов потребность знания и пути и формы познания оказываются совершенно тождественными. Правда, в последнее время стали особенно выдвигать различие mentalite primitive от типа и форм умственной жизни современных людей. Но если взять современного "дикаря" и поместить его (конечно, в раннем детстве, т.е. пока еще не окончательно сформировались у него умственные привычки) в обстановку современных культурных людей, то эти "дикари" обнаруживают такие же силы и способности в развитии и усвоении знания, какие находим мы у детей, выросших в культурных условиях. Но не только познавательная активность однородна (по своему типу и формам) у всех людей, но и законы развития речи (поскольку речь обслуживает мышление) однородны и сходны. Если (как это принято) классифицировать все языки по признаку строения слов и речи (с тремя группами языков - флексирующими, агглютинирующими и силлабическими), то при всем огромном различии форм речи, всякая мысль может быть выражена на любом языке. Конечно, высшие формы речи (в флексирующих языках) являются более способными к выражению тончайших соотношений мысли, чего часто не хватает другим языкам, но все это лишь различные степени в общей способности речи быть орудием мысли, т.е. выражать нашу мысль.Но не одна интеллектуальная жизнь однородна во всем человечестве - единство человечества не менее ярко выражено и в эмоциональной сфере - в различных чувствах (и низших, и высших). Это единство особенно характерно и существенно - так как именно в эмоциональной сфере ярче всего проявляется своеобразие у каждого человека. Тем более поразительно общее единство человечества в этой области. Начнем наш обзор с высших форм чувств и прежде всего обратимся к эстетической сфере.

9. Материя –  это…

Самый беглый анализ представлений  древних ученых о материи показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком  было, во-первых, сведение понятия материи  к какому-то конкретному виду вещества или ряду веществ.Во-вторых, признание материи в качестве строительного материала, некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало выход за пределы имеющихся и ней представлений. Тем самым каким-либо конкретным видом вещества с присущими ему свойствами ограничивалось дальнейшее познание, проникновение в сущность материи. Все же большой заслугой древних материалистов было изгнание представлений о боге-творце и признание взаимосвязи материи и движения, а также вечности их существования.

Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных  предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие меньшие, одни просты, другие – более  сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

Однако при всей своей  многочисленности и разнообразии самые  различные предметы окружающего  нас мира имеют один общий «знаменатель», позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть независимость  всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время это  общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой единства мира. Однако заменить общее  в самых различных предметах, явлениях, процессах – задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система сложившихся знаний и  развитая способность к абстрагирующей деятельности человеческого разума. Поскольку знания есть продукт приобретенный, причем накапливаемый постепенно, в  течение длительного времени, то многие суждения людей о природе  и обществе первоначально носили, весьма неотчетливый, приближенный, а  порой и просто неверный характер. В полной мере это относится и  к определению категории материи.

10. Телеологизм – это…

Телеология с греческого – результат, завершение, цель. Наиболее употреблен термин телеология для обозначения концепций, входящих в первую группу и носящих обычно идеалистический характер (телеологизм), поскольку целевая причина понимается как идеальный фактор, определяющий материальные процессы, или поскольку целевая зависимость противопоставляется причиной. Телеологизм обычно связан с перенесением на низшие уровни организации материи специфических особенностей высших проявлений целесообразности, особенно сознательной деятельности человека.

Информация о работе Философия Среднего века