Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

Динамическая организация  бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям. Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с помощью категорий движения, развития и покоя.

Все изменения, присущие бытию мира, обозначаются понятием движения. При этом под движением понимается не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений. Таким образом, движение внутренне присуще бытию, это его атрибут, коренное, неотъемлемое свойство. Признание неразрывности бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие.

Движение неразрывно связано со своей противоположностью – покоем. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества, то есть покой относителен, а движение абсолютно.

Способность к развитию составляет одну из фундаментальных характеристик  материального, социокультурного и  идеального бытия. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта на различных его этапах – от возникновения до дальнейшей трансформации его элементов и связей. Таким образом, концепция развития связана с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики.

     7.3. Пространственно-временная организация  бытия

Онтологический анализ традиционно  стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты, то есть те бытийственные  свойства, которые присущи всем (или  же очень многим) конкретным предметам  и явлениям реальности. Чаще всего  к ним относят такие параметры  организации бытия, как его структурность, динамика, топология и темпоральность.

Структурная организация сущего означает, что любое материальное явление так или иначе "устроено", структурировано. Иными словами, оно чаще всего представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями.

Топологическая (от греч. топос – место), или пространственная организация сущего означает, что любой материальный объект занимает определенное положение ("место") по отношению к другим объектам. Кроме того, каждый из них обладает какими-то размерами – длиной, шириной, высотой.

В истории философии и науки  сформировались и дошли до наших  дней две основные концепции пространства – субстанциальная и реляционная (от лат. релятивус – относительный). Согласно первой, пространство представляет собой особую самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещей. Оно – что-то вроде огромного вместилища для вещей, которое останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет (Демокрит, Ньютон).

Вторая же концепция трактует пространство как специфические отношения  между объектами. Согласно ей, пространство не обладает самостоятельным существованием, оно есть лишь особая характеристика материальных явлений. В этой концепции исчезновение мира вещей привело бы к исчезновению пространства (Лейбниц, Эйнштейн).

Однако при всем многообразии трактовок  реальное пространство нашего мира обладает некоторыми стабильными свойствами – трехмерностью и изотропностью. Первое означает, что пространственные параметры любого объекта могут  быть выражены с помощью трех осей координат. Второе же говорит о равенстве  всех пространственных измерений вещи (ее высота, например, ничем не "лучше" длины).

Темпоральная (от лат. темпус – время), или временная организация сущего понимается чаще всего как длительность существования явления и порядок событий, происходящих с ним.

В интерпретации времени также  существуют субстанциальная и реляционная  концепции. Для первой время –  особая самостоятельная сущность, нечто  вроде потока, реки, несущей с  собой в будущее весь мир и  человека. Для второй концепции время  есть особое отношение между вещами и их состояниями, оно не может  существовать вне вещей и явлений  и зависит от их специфики (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).

В трактовке и оценке времени  прослеживается влияние социокультурных  и личностных факторов. Очень индивидуально  и неоднозначно и восприятие времени  каждой личностью.

 

     7.4. Понятие природы и экологические  ценности современной цивилизации

В предельно широком смысле понятие  природы обозначает весь мир в  целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.

Философия природы разрабатывает  синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами которой являются следующие: 1) процветание  любых форм жизни на Земле ценно  само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека; 2) их богатство и разнообразие способствуют реализации этих ценностей; 3) люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей; 4) современное  вторжение человека в природный  мир ухудшает состояние и того, и другого; 5) необходимо изменить политику и повлиять на базисные экономические, технологические, идеологические структуры  социума и т. д.

Философия природы исследует отношения  человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, этические, экологические  и другие принципы, учитывающие внутреннюю ценность человека и природы как  единого целого.

     Основные  модели отношения человека к  природе: 

1. мифологическая – приоритет природы над человеком;

2. научно-технологическая – власть человека как создателя искусственного мира над естественной природой;

3. диалогическая – коммуникация как интерсубъективное взаимодействие.

1. Мифологическое отношение  к природе, основываясь на языческом  понимании универсума, демонстрирует  наиболее идеальную модель гармонического  сосуществования человека и природы.  Природный мир представлял собой  жизненное пространство людей,  обеспечивал их биологическое  существование, ибо каждый человек  пользовался его дарами в форме  собирательства и охоты, не  опосредуя их трудом. Доминирующими  в мифологическом сознании были  две установки: признание господства  природы над человеком и персонификация  природных явлений. 

2. Эпоха Возрождения возвращает  человека к естественному мироощущению, меняет само отношение человека  к природе: он пытается ее  подчинить. 

Идеал деятельностно-активного человека соответствовал новоевропейской цивилизации, связанной с развитием промышленности и техники, приоритетом в области  научного познания, должного сделать  человека владыкой природы. Образ природного мира как огромного механизма  характерен для этого времени. Наука  привела новоевропейского человека к мысли, что современная ему  картина мира обладает таким порядком, который можно опытным путем  вывести из устройства материальной природы силами человеческого разума, который получил превосходство  над природой: цель и разум стали  прерогативой человека, а не Вселенной.

Диалогическое отношение к природе  является одним из базисных принципов  альтернативной культуры, отрицающей основные ценности техногенной цивилизации  и ориентирующей современного человека на изменение всей инфраструктуры его  социального бытия. Новая идеология  фундирована идеей целостного и  системного описания закономерностей  и динамики процессов, происходящих в природе, общественной жизни, культуре, человеческом мышлении, что неизбежно  предполагает преображение самого восприятии мира. Гуманизм, который положен  в основание контркультуры, основан  на глубоком уважении жизни как индивидуальной, так и "жизни Планеты", которые  неразрывно связаны друг с другом. Гуманизм носит экологический характер, так как конституируется такая  трактовка роли человека на Земле, которая  уважала бы его связь с природой, а его самого понимала бы как микрокосм, в котором проявляются законы Вселенной. Мыслящий человек уже  не желает замыкаться на видимых приоритетах  и стремится выработать эталон, в  соответствии с которым можно  не только понимать Другого – Природу, но и научиться вступать с ней  в диалогические отношения. Диалог, собственно, и рассматривается в  качестве такого эталона понимания  и поведения, который должен стать  духовным стержнем современных отношений  человека с природой. Правда, проблема заключается в том, что в действительности современная культура, скорее, антропоцентрична, чем диалогична, ибо мы по-прежнему осваиваем природу в терминах нашего языка и пытаемся найти  ей место в своей же классификации  мира, растворить ее реальность в нашем  мышлении, что подрывает ее подлинную  независимость от нас.

Понятие биосферы. Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж.Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернадского, который  ввел термин "живое вещество", охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой  стал называть всю ту среду, в которой  оно находится.

Понятие ноосферы. У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. В современной литературе, как правило, под ноосферой понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В. Вернадского, которую можно представить рядом  базовых посылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять  на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. В этом смысле можно говорить о  наступлении эпохи ноосферы, когда  развитие цивилизации будет согласовано  с эволюцией планеты и, прежде всего, биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согласованное с естественными  условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический  императив. В свою очередь, в такую  эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

Как указывает белорусский ученый П.М. Бурак, коэволюция в общем значении должна пониматься как согласованное  развитие (соразвитие) различных систем. В конкретном значении коэволюция может  рассматриваться как механизм формирования системной, устойчиво развивающейся  целостности взаимодействующих  объектов на основе синтеза разнообразных, противоречивых способов их связи и  выбора главного направления, объединяющего  процессы совместного воспроизводства  данных объектов. Коэволюционный подход целостно охватывает все основные процессы взаимодействия совместно развивающихся  систем, которые движутся в общем  направлении их устойчивого развития. Таким образом, принцип коэволюции применим не только к экосистеме, но и может отражать развитие социальных, экономических, политических и проч. систем, в целях устойчивого развития..

Экологическая проблема в  современной философии и пути ее решения. Важнейшими глобальными проблемами системы «природа - общество» являются экологические проблемы, непосредственной причиной возникновения которых являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами на оснвое потребительского природопользования.Не случайно академик Вернадский связывал развитие цивилизации с созданием ноосферы – высшей стадии биосферы, обусловленной производственной деятельностью человека разумного.

Понятие ноосферы (греч. nous – ум и sphaira – сфера; сфера разума) было введено в обращение в XX в. французскими мыслителями Леруа и Тейяр де Шарденом, а затем получило глубокую разработку в учении Вернадского о биосфере. Но если для Тейяр де Шардена ноосфера представляется неким «мыслящим слоем», разворачивающимся над миром природы, вне биосферы, то с точки зрения Вернадского, ноосфера является специфическим состоянием биосферы. Она возникает с появлением и развитием человека, это – «биосфера, переработанная научной мыслью». Человечество является главным организующим элементом ноосферы и оказывает на нее такое мощное воздействие, которое сравнимо с влиянием на природу геологических процессов. Вернадский полагал, что во взаимодействии человека и природы должен преобладать разум, а не стихийность и хищнический подход. Он считал, что ноосфера с развитием человечества будет постепенно расширять свои границы, проникая в космическое пространство, образуя особый структурный его элемент.

Учение о ноосфере приобретает  особое значение на современном этапе  развития человечества, когда технократический подход обнаружил свою ущербность, превратившись в серьезную опасность. Бездумная эксплуатация природы  привела к тому, что происходит повсеместное загрязнение окружающей среды и постоянно прогрессирующее  истощение земных и водных ресурсов, что ведет к необратимым разрушениям  биосферы, к тяжелым последствиям для всего живого на Земле.

Негативным фактором, оказывающим  массированное воздействие на иоосферу, является промышленное производство: тепло- и электростанции, предприятия  черной и цветной металлургии, химические и цементные заводы и т.д. Промышленные предприятия нашей планеты выбрасывают  ежегодно в ее атмосферу более 1250 млн тонн оксида углерода, десятки  миллионов тонн серного ангидрида, до 20 млн тонн окислов азота и  многие миллионы тонн соединений фтора, хлора и серы. Все это в своей  совокупности способствует повышению  температуры на планете, загрязнению  атмосферы и природных вод, разрушению озонового слоя, «парниковому эффекту», кислотным дождям и другим губительным  последствиям для природы и человека.

Информация о работе Лекции по "Философии"