Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Лекция 7. Модуль 5. Философия бытия (2 часа)
7.1.Онтология как философское учение о бытии.
7.2. Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Диалектика и синергетика.
7.3. Пространственно-временная организация бытия.
7.4. Понятие природы и
экологические ценности
7.1.Онтология как философское учение о бытии
Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее и равным, необходимым образом захватывающими самого человека, вопрошающего о мире, природе, собственной конечности, уединенности, ностальгии, сущности прекрасного, нравственного и т.д. Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о самом себе человека.
Трактовка метафизики неразрывно связана с пониманием философии, динамики ее предмета и предназначения в культуре. В истории философской мысли понятие метафизики нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.
Таким образом, метафизические понятия направлены на то, что может быть понято только предельным вопрошанием, вопросом, обращенным к бытию, миру, человеку, сущему, вопросом о целом и одновременно захватывающим самого понимающего.
Термин "метафизика" предложил Андроник Родосский (I в. до н.э.) при систематизации произведений Аристотеля, назвав так группу трактатов о "бытии самом по себе", о "первых родах сущего", которые должны были следовать после "физики". "Первая философия" Аристотеля, названная впоследствии метафизикой, исследует сущее и бытие сущего, первые начала и принципы всего сущего, являющиеся целью человеческой жизни и источником наслаждения и тем самым отличающиеся от "второй философии" или "физики".
Античная метафизика с ее поиском сверхчувственных высших принципов или начал бытия (архе) являлась образцом метафизики вообще. В последующем же развитии западноевропейской философии меняется и статус, и оценка метафизики в системе философского знания, появляются некоторые ее новые содержательные аспекты.
В средневековой философии метафизика выступает как высшая форма познания бытия, которая подчинена сверхразумному знанию, данному в откровении. Фома Аквинский обосновывает отождествление первой философии, метафизики и теологии (познание божественного). Первая философия (prima philosophia) – это познание высшей причины, Бога как творца.
Новоевропейская метафизика началась с критики, критического обоснования философии. Тем самым метафизика Нового времени вышла из границ проблемного поля, очерченного теологией, и, пройдя этап пантеистической натурфилософии Возрождения, растворявшей Бога в природе, объектом своего исследования сделала природу.
В античности и средневековой философии речь шла о сущем в целом. Метафизика там выступала как метафизика бытия. Гораздо менее определенным образом в античной философии ставился вопрос, каким образом этим вопрошанием под вопрос ставится сам метафизически вопрошающий. Именно этот момент – о захватывании вопрошающего предельным вопрошанием позволяет понять смысловое содержание новизны, привнесенной новоевропейской метафизикой.
Специфика метафизики Нового времени определена тем, что вся традиционная проблематика рассматривается здесь под углом зрения новой науки, воплощением же научности становится математическое естествознание. Метафизика Нового времени выдвигает задачу переработать всю традиционную проблематику в духе соответствующей строгости и тем самым возвести метафизику на ступень абсолютной науки. Проблема абсолютной достоверности знания становится основной для новоевропейской философии. Метафизика превращается в метафизику познания. Проблема достоверности метафизического познания становится определяющей в развитии новоевропейской метафизики.
Характерной особенностью этой эпохи является то, что начиная с Декарта, исходят не из бытия Божия, а из сознания, из Я. В философском проблемном поле центральное место занимает Я, сознание, разум, личность, дух. Это говорит о том, что в новой метафизике в результате размещения самосознания в центр проблематики ставится под вопрос само вопрошающее Я.
В XIX в. заметно критическое отношение
к метафизике вообще. Претензии предшествующей
метафизики на завершенность, целостность,
монолитность, основанные на признании
упорядоченности
Критика спекулятивной метафизики и вместе с тем развитие различных, порою альтернативных интерпретаций метафизики, а также формирование ряда оригинальных программ метафизики характерны для философии ХХ в. С одной стороны, в философии ХХ в. при построении метафизики можно зафиксировать рационалистические установки, с другой стороны, философская рефлексия расширяет свое проблемное поле, включая в него этико-психологические, экзистенциальные варианты человеческого бытия, выходящие за рамки рационального его измерения и объяснения, проясняющие сознание, "заброшенное" в наличный мир.
Онтология и ее
предмет. Бытие и небытие как
фундаментальные категории
Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными из них выступают понятия бытия и небытия. Понятие бытия фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково это существующее (или сущее) по своей природе.
Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, присуще в потенции каждому конкретному сущему, поскольку оно не вечно; во-вторых, оно характерно для тех явлений, которые никогда не станут предметной действительностью – например, вечного двигателя или бесчисленного множества других явлений.
Философия, особенно западная, традиционно
уделяла основное внимание прежде всего
проблеме бытия – скорее всего, это
объяснялось изначальной
Категория
“бытие” – исходная в
Проблема бытия с глубокой древности до наших дней обсуждается в философии. Одни философы рассматривают бытие как нечто первичное, определяющее. Другие считают бытие отражением некоторой сущности, которая недоступна чувственному восприятию. Третьи полагают, что бытие само является абстрактной сущностью. Четвертые утверждают, что единственное возможное бытие – это бытие человека. Есть в философии бытия и другие его трактовки. Нередко понятие “бытие” отождествляют с такими понятиями, как “действительность”, “существование” или “реальность”. Его связывают и с понятиями “небытие” и “ничто”, “единое” и ”многое”, ”целое” и ”часть”, ”количество” и ”качество”, ”содержание” и ”форма”, ”единичное” и ”общее”, полагая, что каждое из них в той или иной мере выражает природу бытия.
Согласно точке зрения, которую выразил еще Парменид, бытие противостоит небытию. Бытие представляет собой единое, неподвижное, неизменное, бесконечное, тождественное само себе сущее. Только бытие для него реально, небытие же – иллюзорно, так как его невозможно ни познать, ни высказать. Парменид одним из первых поставил вопрос о соотношении бытия и мышления, утверждая, что они тождественны друг другу.
Современник Парменида Гераклит напротив утверждает, что основным свойством бытия является его изменчивость, непрерывное становление. Наиболее ярко этот тезис выражен в известном изречении “В одну и ту же реку нельзя вступить дважды”. Однако, у обоих философов бытие, отождествляемое с сущим, понимается как изначально заданное условие существования вещей, условие существования действительного мира. Понимаемую таким образом онтологию можно назвать “вещной” онтологией. Гераклит – один из создателей диалектики, стихийный материалист. Первоначалом всего считал огонь. Все возникающее из огня возникает по необходимости, которую он назвал мировым “Логосом”. Причиной изменений в мире служит “борьба” противоположностей, которая есть “царь всего”, и в которой обнаруживается их тождество.
Иное понимание
бытия обнаруживается у Платона
Для Беркли, например, основой всего существующего является духовная субстанция, “дух”, от которого все и вся зависимо, в котором все живое живет, а все, что может двигаться – движется. Для него вполне очевидно, что бытия духа, который бесконечно мудр и всемогущ, с избытком достаточно для того, чтобы объяснить все явления природы. Что же касается материи, то ни она по своей природе не обладает чувственностью, ни человек, со своими органами чувств ее не воспринимает. Материя вообще просто-напросто нигде не существует. Таким образом, Беркли признавал существование только духовного бытия.
Иначе подходит
к пониманию субстанции Спиноза
В то же время Спиноза отождествляет субстанцию с Богом, понимая Бога, как первопричину всего сущего, в том числе и самого себя. Бог-субстанция Спинозы – это есть порождающая себя тотальная Природа.
В современной
философии категория бытия
Наличие различных
подходов к проблеме понимания
бытия вполне объяснимо, если
учесть, что само реальное бытие
предстает человеку в
Действительно, категория “бытие” отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека.
Во-первых, это вечность существования мира. Согласно мнению многих философов, мир всегда существовал, существует, и всегда будет существовать. Он сам постоянно воспроизводит самого себя.
Во-вторых, это бесконечность мира, его беспредельность.
В-третьих, это единство мира, которое проявляется в многообразии его форм.
В-четвертых, это равенство существования природного, социального и духовного.
В-пятых, изменчивость мира: он не остается постоянным, он находится в непрестанном движении, развитии.
В-шестых, независимость
существования окружающего