Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

     Структурные  уровни развития или организации  материи можно представить следующим образом: природа и общество.

     Природа включает неорганическую природу (вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики, метагалактика) и органическую (ДНК, РНК, белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы).

     Общество – это человек, семья, социальная группа, нация, этнос, народ, человечество.

     Эта схема  в целом отражает сложившийся  на современном этапе развития  познания взгляд на окружающий  человека мир природы и социальный  мир, с точки зрения их единства  и генезиса.

     Как известно, в астрономии, космологии и физике  существует гипотеза о происхождении  Вселенной путем «большого взрыва”.  Согласно этой гипотезе, около  18 млрд лет назад в вакууме  произошел взрыв, способствовавший  возникновению различных элементарных  частиц. Это, в свою очередь,  привело к созданию атомов  и молекул, затем макрочастиц  и макротел, звезд, планет, органических  веществ и, наконец, жизни в  ее различных формах и проявлениях.

     На каждом  структурном уровне организации  материи осуществляются различные взаимодействия между объектами действительности. В определенном смысле, взаимодействие является способом существования материальных объектов.

     На уровне элементарных частиц, например, существуют сильные, слабые, электромагнитные и гравитационные взаимодействия, которые давно и хорошо известны человеку, проявляют себя не только в микромире, но и в мире макротел, и в далеком от нас космосе – в мегамире.

     Попытки ученых  найти взаимосвязь между различными  типами физического взаимодействия  дают позитивные результаты. Сначала  было обнаружено, что электромагнитные  и слабые взаимодействия являются  различными проявлениями одного  и того же взаимодействия, названного  электрослабым. Затем оказалось  возможным объединить электрослабые  взаимодействия с сильными (ядерными) взаимодействиями. В последние годы  физики ведут интенсивные поиски  возможностей создания единой  теории взаимодействия, которая  способствовала бы более глубокому  проникновению в тайны Вселенной  на субэлементарном уровне.

     Если на  уровне элементарных частиц, в  микромире в результате взаимодействия  рождаются новые частицы, то на уровне макро- и мегамира происходят более сложные процессы, сопровождаемые различными изменениями в неживой и живой природе. Неживая природа при определенных условиях создает такие органические соединения, как нуклеиновые кислоты, взаимодействия которых в дальнейшем приводит к возникновению белков и клеток, одноклеточных и многоклеточных организмов – возникает органическая жизнь.

     С течением  времени в результате взаимодействия  различных форм живой материи  образуются особые ее системы,  называемые популяциями, которые имеют специфические видовые отличия, единый генофонд, регулируют поведение особей популяции и их размножение. Это достаточно многочисленная совокупность особей определенного вида, в течение длительного времени населяющих некоторый участок географического пространства. Примерами могут служить популяции сумчатых в Австралии, обезьян в Африке или Южной Америке, осетровых рыб в Каспии, растений в сибирской тайге и т.д.

     Взаимодействие  нескольких популяций между собой  и окружающей их природой приводит  к образованию биоценозов. В биоценозе популяции связаны таким образом, что жизнедеятельность одних из них зависит от жизнедеятельности одной из популяций, входящей в биоценоз, происходят нарушения и в связанной с ней другой популяцией.

     В дальнейшем, как показывает пример нашей  планеты, биоценозы, взаимодействуя  друг с другом, образуют более  широкую жизненную систему, которую  называют биосферой.

     Биосфера –  это система взаимодействий не  только между биоценозами, но  и с атмосферой Земли, с ее  водной поверхностью и с космосом. Как и в биоценозе, в биосфере  существует относительное равновесие. Серьезные изменения в одной  из составляющих этой глобальной  жизненной системы могут привести  к весьма существенным негативным  последствиям для всей системы,  спровоцировать такие необратимые  процессы, последствия которых трудно  предугадать.

     Особое место  в иерархии материальных систем  занимают человек и общество. Каждый человек и общество  в целом оказываются связанными  многочисленными и многообразными  взаимодействиями с окружающей  природой, активно влияют на ее  развитие и на развитие социума.  Творческая, созидательная деятельность  человека, так или иначе, сказывается  на биосфере, составной частью  которой он является.

     В связи  с этим становится понятна  та роль, которая принадлежит  человеку в сохранении равновесия  внутри и вне биосферы.

     Таково в  самых общих чертах современное  представление о мире, в основе  которого лежит идея его материалистического  единства или, как говорят философы, идея материалистического монизма.

     Вместе с  тем, существуют и такие модели  мира, в которых его началом  (субстанцией) выступает сознание  или дух: абсолютная идея (Гегель), воля к власти (Ницше), воля к  жизни (Швейцер), экзистенция субъекта (Бердяев), Бог как мера мерящая,  но ни в какой степени неизмеряемая (Маритен) и др.

     Георг Вильгельм  Фридрих Гегель (1770 - 1831) – представитель  немецкой классической философии.  Родился в Штутгарте. Оказал  огромное влияние на развитие  философской мысли в Новое  время. Автор систематической  теории диалектики, в основе которой  лежит понятие “абсолютной идеи”.  В своей философии представил  духовное развитие индивида как  воспроизведение стадий самопознания  «мирового духа” от чувственных  данных до «абсолютного знания”,  знания форм и законов, изнутри  управляющих этим процессом, а  развитие духовной культуры человечества  – как выявление творческих  сил «мирового разума”.

     К наиболее  важным работам Гегеля можно  отнести следующие: «Феноменология  духа”, ”Наука логики”, ”Энциклопедия  философских наук”, ”Философия  права”.

     Таким образом,  монистическая модель мира подразумевает, что ее основой может быть только одна субстанция: материальная или духовная.

     Кроме монистических  представлений о мире, могут быть дуалистические и плюралистические его представления. Одной из наиболее известных дуалистических концепций мира, где в качестве основы мира выступают две самостоятельные субстанции (протяженная материя и мыслящий дух), является концепция Декарта. В качестве примера плюралистической модели мира можно привести модель мироздания Эмпедокла, который в качестве первоначала принимает сразу четыре стихии: земля, огонь, воду и воздух. Эти стихии он называет «корнями вещей”, которые все одинаково равны и одинаково древнего рода.

     В современной  философии примером философского  плюрализма в понимании мира  может служить «критическая онтология”  Гартмана, а которой бытие рассматривается  как иерархия четырех различных  пластов: неорганического, органического,  душевного и духовного.

     Принцип детерминизма. Формирование представлений о мире не заканчивается с установлением его структурной организации. Важно также дополнить содержание этих представлений, учитывая принцип детерминизма, который предполагает всеобщую обусловленность объективных явлений. Этот принцип можно выразить следующим образом: всякое явление обусловлено другими явлениями.

     Важнейшими  категориями, связанными с принципом  детерминизма, являются категории  «причина” и  «следствие”,  «необходимость” и «случайность”  и др.

     Основной формой  проявления обусловленности является причинно-следственная связь. 

     Явление, непосредственно предшествующее другому явлению и обусловливающее его возникновение, называют причиной. Возникшее в этом случае явление, которое следует за исходным, называют следствием.

     Отличительными  признаками причинно-следственной связи, по которым ее можно выделить из других обусловливающих связей, являются необходимость, однозначность и определенность, последовательность во времени, а также свойство порождать другие явления.

     Необходимость связи причины и следствия проявляется в том, что возникновение в тех или иных условиях причинного явления независимо от своего пространственно-временного положения в обязательном порядке вызывает некоторое следствие (если по проводнику пропустить электрический ток, то проводник нагреется).

     Однозначность и определенность причинной связи означает, что определенная причина, возникающая в разных местах и в разное время, порождает и вполне определенное следствие (если в обращении растет денежная масса, то растет и инфляция; если Луна в своем движении оказывается между Солнцем и Землей, то возникает явлением, называемое Солнечным затмением).

     Последовательность во времени (смежность) причины и следствия проявляется в том, что первая всегда предшествует второму. Было бы неправильным, например, утверждать, что причиной изменения скорости автомобиля является изменение положения стрелки на его спидометре, или что причиной восхода Солнца является крик петуха.

     Свойство причины  порождать другое явление говорит о том, что предшествование во времени недостаточно для утверждения о наличии причинной связи между явлениями, что причинность это не только временная, но в определенном смысле их генетическая связь (высокоорганизованная материя – человеческий мозг – является порождающей причиной сознания).

     Причинная  связь является всеобщей и  фундаментальной, ибо в мире  не существует беспричинных явлений,  каждое явление или событие  имеет причину своего возникновения  и существования: из ничего  не может возникнуть нечто.

     Причинно-следственные  связи имеют различный характер. Они могут быть однолинейными (в этом случае одно и то же явление, выступая причиной другого явления, само есть следствие некоторого третьего явления) или разветвляющимися, веерными (при этом одно явление может быть причиной нескольких различных следствий или, наоборот, одно и то же явление может быть следствием различных причин). Эти связи могут представлять собой целую систему, которую называют сетью причинности (в этом случае каждое явление выступает причиной и следствием по отношению к другим явлениям).

     Абсолютизация  причинности, сведение обусловленности  явлений лишь к динамическим  причинно-следственным связям характеризует концепцию механистического детерминизма. Ее наиболее «жестким” вариантом является детерминизм Лапласа. Современная его версия воспроизводит идею однозначной связи некоторого явления или события с другими, что дает возможность точно предсказать их возникновение, изменения направления развития и т.д. При этом наличие в действительности случайности, считают лишь формами проявления необходимости.

     Такая трактовка  причинности в понимании, например, социальной жизни приводит к  тому, что история общества предстает  заранее предопределенной: в ней  исключается всякая возможность  воздействия на ее ход индивида  и социальных групп, а, значит, исключается и свобода выбора  человеком целей своей деятельности.

     Полное отрицание  причинности или ее объективного  характера свойственно концепции индетерминизма. Ее сторонники утверждают, что причинность не является характерной даже для классической физики, ибо она не объясняет отношений между наблюдаемыми явлениями, характер связей между которыми является случайным. Тем более, нельзя использовать причинность для объяснения поведения человека, свободы его выбора, так как при этом уничтожается его разум, совесть и способность оценивать свои действия.

     Такая позиция  приводит к тому, что в развитии  общества отрицается наличие  закономерностей: его история  предстает как цепь случайных  событий, к признанию невозможности  рационально объяснить тот или  иной социальный феномен.

     В отечественной  философии концепции детерминизма  исходят из того, что обусловленность  не сводится к причинным связям, так как в реальном мире  кроме них существуют: функциональные, корреляционные и другие связи.  Важное внимание уделяется при  этом не только необходимости,  но и случайности, которые рассматриваются  в их тесном единстве, что позволяет  подойти к изучению объекта  с разных сторон, представить  его во всей целостности.

     Необходимость – это такая философская категория, которая обозначает связь, посредством которой реализуется единственная реально существующая возможность.

     Случайность – это философская категория, обозначающая такую связь, при которой реализуется лишь одна из нескольких реально существующих возможностей.

 

     7.2. Диалектика как философская теория  развития. Принципы, законы и категории  диалектики. Диалектика и синергетика

Информация о работе Лекции по "Философии"