Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.
Бытие – это объективная и субъективная реальность в своей совокупности. Бытие – это все то, что существует.
Иными словами,
бытие – это чистое
При этом следует иметь в виду, что под объективной реальностью обычно понимают мир вещей естественной природы, мир физических, химических и биологических явлений, состояний и процессов, а также самого человека вместе с созданными им социальным миром и миром вещей. Иначе говоря, объективная реальность – это материальный социо-природный мир.
Субъективная реальность – это мир психических состояний человека, его сознания, его духовности.
Основные формы бытия: 1. Материальное бытие. 2. Духовное бытие.
К материальному
бытию относятся: бытие вещей
“первой” и ”второй” природы;
бытие человека как
К духовному
бытию относят:
Под бытием
вещей “первой природы”
В отличие от вещей “первой природы”, бытие вещей “второй природы” тесным образом связано с деятельностью человека. Вещи “второй природы” – это все, что сотворено человеком и нашло свое материальное воплощение: орудия труда, здания и сооружения, корабли и самолеты, автомобильные и железные дороги, телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации и произведения искусства и т.п.
Вещи “второй
природы”, несомненно, обладают объективностью.
Будучи результатом
Бытие вещей
“второй природы” является
Бытие человека
как природного и социального
существа предполагает его
Человек – это, действительно, “мыслящая вещь”, которая осознает свое существование именно как существование человека, выделяет себя из остального мира, благодаря тому, что обладает способностью мыслить, давать оценку свои действиям, изменять свое поведение, формировать свое физическое тело и духовный мир.
Еще одной специфической особенностью бытия человека является его не абсолютная, как у животного, а относительная зависимость от физического тела. Удовлетворяя те или иные биологические потребности, человек руководствуется при этом определенными социальными нормами и правилами, позволяющими контролировать и регулировать эти потребности.
Характерной чертой бытия человека является и то, что он тысячами нитей связан многочисленными и разнообразными социальными отношениями. Он порожден этими отношениями и, одновременно, является их творцом.
Одной из важнейших
особенностей человека, отличающих
его бытие, является способност
Наконец, следует отметить и такую особенность бытия человека, как способность создавать вещи “второй природы”. Это придает особый характер бытию человека в том смысле, что эта способность позволяет ему значительно усилить свое влияние на “первую природу”, расширить арсенал средств, направленных на переустройство окружающего мира и своего собственного бытия.
Третья форма материального бытия – социальное бытие – это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему, главным системообразующим признаком которой являются экономические отношения.
Четвертой формой бытия является духовное бытие, к сфере которого относят, прежде всего, такие психические феномены, как сознание и бессознательное, вместе с такими результатами их деятельности, как идеи, принципы, нормы и правила, знания и т.п. Духовное бытие обычно делят на индивидуализированное духовное бытие и объективированное (интерсубъективное) духовное бытие.
Индивидуализированное
духовное бытие – это духовное
бытие, принадлежащее
Объективированное
или интерсубъективное
Индивидуализированное
духовное бытие содержит в
себе частично и
Все рассмотренные
формы бытия имеют то или
иное предельное основание,
Категория материи в философии и науке. Структура материи. На пути своего формирования категория «материя” прошла несколько этапов.
На первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь – у Гераклита, вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена и т.д.). Этот этап, который в философии называют наивным материализмом, характеризуется тем, что понятие «материя” формируется на основе восприятия человеком окружающего мира, на основе наблюдения, а не экспериментальных данных.
Атомистическая модель материи. На втором этапе материя отождествляется с атомами, веществом, с комплексом их свойств. Она предстает как вещественный субстрат, как нечто такое, что само по себе вещественно, материально, но чувственно не воспринимаемо.
С точки зрения Демокрита, материя – это совокупность бесконечного числа атомов – мельчайших неделимых частиц. Они отличаются друг от друга своими формами, величиной, положением и порядком. Все атомы непрерывно перемещаются в пространстве. Различный характер взаимодействия между атомами приводит к различному качественному «оформлению” существующих в мире вещей, их многообразию. В связи с тем, что плотность атомов в пустоте (небытии) различна, столкновение достаточно большого количества атомов образует вихрь, который становится причиной возникновения Земли, неба, огня, воздуха, Солнца, Луны и других материальных образований.
Демокрит (ок.470-370?
до н.э.) – родился в г.Абдере
во Фракии. Один из авторов
атомистической теории, согласно
которой атомы являются
В теории познания выделял чувственное и рассудочное знание, полагая, что истину может дать только разум, открывающий то, что недоступно чувствам.
Цель жизни в его понимании – разумное удовлетворение потребностей, которое и есть счастье.
Написал около 70 работ, из которых главными считается «Малый диакосмос” (до нас дошли лишь его фрагменты).
Атомистическая
модель материи, в основе
Третий этап развития философского понимания материи связан с появлением механистического или метафизического материализма. Во многом это объясняется тем, что со времен Декарта механика считалась самой совершенной наукой. В этот период разрабатывается понимание материи как субстанции-тела, с единственным свойством – протяженностью С точки зрения Декарта, материя не имеет предела деления, на есть сама природа, «универсум” – гигантский механизм, в котором кругообразное движение различных по своей величине частиц материи осуществляется под влиянием божественного “первотолчка” по законам механики.
Рене Декарт
(1596 - 1650) – французский философ,
математик, физик и физиолог. Один
из представителей
Окружающий
мир он представлял в виде
гигантского механизма
Основные философские
труды: «Рассуждение о методе”,
Четвертый этап формирования категории «материя” связан с тем, что было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждалось открытием электрона. Кроме этого, физиками было открыто такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества. Эта физическая реальность, названная полем, имела свойства вполне самостоятельно перемещаться, независимо от объекта, с которым связывалось существование этого поля. Речь шла о совершенно новом виде материи, которого не знали в прошлом.
В силу невозможности объяснить новые открытия с помощью атомистической теории в конце XIX – начале XX в. в физике возник кризис. Его преодоление было сопряжено с ломкой старых представлений о материи, связанных с отдельными ее видами, и переходом к пониманию материи как объективной реальности, охватывающей бесконечное многообразие существующих в мире объектов или систем, которые наблюдаемы или могут быть таковыми в потенции.
В философском
понимании категории «материя”
можно выделить и пятый этап, где
эта категория предстает как совокупность
многих атрибутов, и которая (в определенной
мере) в «снятом” виде содержит указанные
выше ее трактовки. Это так называемое
субстанционально-
В философской
литературе много определений
категории «материя”. В
Материя – это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.
Это определение,
с одной стороны, ограничивает
материю от сознания (субъективной
реальности), и, одновременно, признает
ее производящей причиной
Категория
«материя” является абстракцией
Свойства, или атрибуты материи. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима и находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме. Она есть causa sui, причина самой себя (Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Разумеется, что названные свойства не исчерпывают всего перечня атрибутов материи, который включает также сущность, количество и качество и т.д.
Модусы, или состояния материи. Кроме атрибутов, неразрывно связанных со всей материей, различают еще и ее модусы, т.е. такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность, электропроводность, наследственность и т.п.).