Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

    Бытие – это объективная и субъективная реальность в своей совокупности. Бытие – это все то, что существует.

     Иными словами,  бытие – это чистое существование,  не имеющее причины. Бытие –  причина самого себя. Оно является  самодостаточным, ни  из чего  не выводится и ни к чему  не сводится. Бытие – это действительность в полном смысле слова.

    При этом следует  иметь в виду, что под объективной реальностью обычно понимают мир вещей естественной природы, мир физических, химических и биологических явлений, состояний и процессов, а также самого человека вместе с созданными им социальным миром и миром вещей. Иначе говоря, объективная реальность – это материальный социо-природный мир.

    Субъективная реальность – это мир психических состояний человека, его сознания, его духовности.

    Основные формы бытия: 1. Материальное бытие. 2. Духовное бытие.

    К материальному  бытию относятся: бытие вещей  “первой” и ”второй” природы;  бытие человека как социоприродного  существа; социальное бытие.

    К духовному  бытию относят: индивидуализированное  духовное бытие; интерсубъективное  духовное бытие.

    Под бытием  вещей “первой природы” понимается  существование материальных тел,  процессов и состояний, которые  имеют естественное происхождение.  Это, например, планета Земля и  вся Вселенная. Это – моря  и океаны, леса и горы, флора  и фауна Земли, ее природные  ископаемые. Все это принадлежит  к классу “первой природы”  и существует вне человека  и независимо от него. Эта форма  бытия представляет собой объективную  реальность, которая является первичной  по отношению к человеку и  его сознанию. Ибо человек сам  есть часть природы и его  происхождение, жизнь и деятельность  без нее попросту невозможна.

    В отличие от  вещей “первой природы”, бытие  вещей “второй природы” тесным образом связано с деятельностью человека. Вещи “второй природы” – это все, что сотворено человеком и нашло свое материальное воплощение: орудия труда, здания и сооружения, корабли и самолеты, автомобильные и железные дороги, телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации и произведения искусства и т.п.

    Вещи “второй  природы”, несомненно, обладают объективностью. Будучи результатом деятельности  человека, они существуют вне  его сознания и независимо  от него. Они живут по своим  собственным законам, определяя  характер жизнедеятельности человека.

    Бытие вещей  “второй природы” является синтезом  природного материала, из которого  они сделаны, “опредмеченной”  мысли и “опредмеченной” же  деятельности человека. Кроме того, бытие этих вещей связано с  их целевым назначением: это  могут быть предметы труда  или средства труда, это могут  быть предметы эстетического  созерцания или переживания, и  т.п. Иначе вещи “второй природы”  можно назвать природно-духовно-социальной разновидностью объективной реальности.

   Бытие человека  как природного и социального  существа предполагает его существование  в мире вещей. Он сам как  существо, обладающее физическим  телом, представляет, в некотором  роде, вещь. Конечно, это особая  вещь, обладающая способностью мыслить,  “способностью к суждению” (Кант). Эта “двойственность” человека  определяет специфику его бытия,  которая выражается в следующем.

    Человек – это,  действительно, “мыслящая вещь”, которая осознает свое существование именно как существование человека, выделяет себя из остального мира, благодаря тому, что обладает способностью мыслить, давать оценку свои действиям, изменять свое поведение, формировать свое физическое тело и духовный мир.

    Еще одной специфической  особенностью бытия человека  является его не абсолютная, как  у животного, а относительная зависимость от физического тела. Удовлетворяя те или иные биологические потребности, человек руководствуется при этом определенными социальными нормами и правилами, позволяющими контролировать и регулировать эти потребности.

    Характерной чертой  бытия человека является и  то, что он тысячами нитей связан многочисленными и разнообразными социальными отношениями. Он порожден этими отношениями и, одновременно, является их творцом.

    Одной из важнейших  особенностей человека, отличающих  его бытие, является способность к речевой деятельности, обладание языком. Язык – это не только средство общения между людьми. Это еще и способ социализации человека. Вне языка человек теряет свою человеческую сущность.

    Наконец, следует  отметить и такую особенность  бытия человека, как способность создавать вещи “второй природы”. Это придает особый характер бытию человека в том смысле, что эта способность позволяет ему значительно усилить свое влияние на “первую природу”, расширить арсенал средств, направленных на переустройство окружающего мира и своего собственного бытия.

   Третья форма материального  бытия – социальное бытие – это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему, главным системообразующим признаком которой являются экономические отношения.

    Четвертой формой  бытия является духовное бытие, к сфере которого относят, прежде всего, такие психические феномены, как сознание и бессознательное, вместе с такими результатами их деятельности, как идеи, принципы, нормы и правила, знания и т.п. Духовное бытие обычно делят на индивидуализированное духовное бытие и объективированное (интерсубъективное) духовное бытие.

    Индивидуализированное  духовное бытие – это духовное  бытие, принадлежащее отдельному  человеку. Это – духовный мир  индивида, который отражает специфические  особенности, неповторимость каждого  человека: его психики, поведения,  условий жизни и профессиональной  деятельности, уровень образования  и т.д.

    Объективированное  или интерсубъективное духовное  бытие представляет собой коллективное  сознание и коллективное бессознательное,  нравственные и эстетические  ценности, различные идеи и знания, закрепленные в общественном  сознании с помощью знаково-символических  форм, которые служат средством  объективации и передачи духовного  опыта.

    Индивидуализированное  духовное бытие содержит в  себе частично и интерсубъективное  духовное бытие, и, наоборот, интерсубъективное  бытие не может существовать  вне индивидуализированного духовного  бытия.

    Все рассмотренные  формы бытия имеют то или  иное предельное основание, которое  может быть материальным или  не-материальным (духовным). Оба основания  тесным образом связаны между  собой, существуют в постоянном  взаимодействии.

     Категория  материи в философии и науке.  Структура материи. На пути своего формирования категория «материя” прошла несколько этапов.

     На первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь – у Гераклита, вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена и т.д.). Этот этап, который в философии называют наивным материализмом, характеризуется тем, что понятие «материя” формируется на основе восприятия человеком окружающего мира, на основе наблюдения, а не экспериментальных данных.

Атомистическая  модель материи. На втором этапе материя отождествляется с атомами, веществом, с комплексом их свойств. Она предстает как вещественный субстрат, как нечто такое, что само по себе вещественно, материально, но чувственно не воспринимаемо.

     С точки  зрения Демокрита, материя –  это совокупность бесконечного  числа атомов – мельчайших неделимых частиц. Они отличаются друг от друга своими формами, величиной, положением и порядком. Все атомы непрерывно перемещаются в пространстве. Различный характер взаимодействия между атомами приводит к различному качественному «оформлению” существующих в мире вещей, их многообразию. В связи с тем, что плотность атомов в пустоте (небытии) различна, столкновение достаточно большого количества атомов образует вихрь, который становится причиной возникновения Земли, неба, огня, воздуха, Солнца, Луны и других материальных образований.

     Демокрит (ок.470-370? до н.э.) – родился в г.Абдере  во Фракии. Один из авторов  атомистической теории, согласно  которой атомы являются основой  бытия, а пустота – небытия.  Душа, которую он считал смертной, тоже образуется из атомов.

     В теории  познания выделял чувственное  и рассудочное знание, полагая,  что истину может дать только  разум, открывающий то, что недоступно  чувствам.

     Цель жизни  в его понимании – разумное  удовлетворение потребностей, которое  и есть счастье.

     Написал около  70 работ, из которых главными  считается «Малый диакосмос” (до  нас дошли лишь его фрагменты).

    Атомистическая  модель материи, в основе которой  лежат представления о дискретности  материи, находит свое продолжение  в натурфилософии и естествознании. Идея дискретного строения материи  пользовалась авторитетом в науке  вплоть до начала XX в.

     Третий этап развития философского понимания материи связан с появлением механистического или метафизического материализма. Во многом это объясняется тем, что со времен Декарта механика считалась самой совершенной наукой. В этот период разрабатывается понимание материи как субстанции-тела, с единственным свойством – протяженностью С точки зрения Декарта, материя не имеет предела деления, на есть сама природа, «универсум” – гигантский механизм, в котором кругообразное движение различных по своей величине частиц материи осуществляется под влиянием  божественного “первотолчка” по законам механики.

     Рене Декарт (1596 - 1650) – французский философ,  математик, физик и физиолог. Один  из представителей рационализма, родоначальник «новой философии”. Сторонник построения научного  знания как единой системы,  базирующейся на самоочевидных  истинах и достоверном знании. Первым достоверным суждением  новой науки считал суждение  «Мыслю, следовательно, существую”.

     Окружающий  мир он представлял в виде  гигантского механизма наподобие  часов. Сторонник существования  независимых друг от друга  субстанций: материальной и духовной.

     Основные философские  труды: «Рассуждение о методе”,  «Метафизические размышления” и  «Начала философии”.

     Четвертый этап формирования категории «материя” связан с тем, что было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждалось открытием электрона. Кроме этого, физиками было открыто такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества. Эта физическая реальность, названная полем, имела свойства вполне самостоятельно перемещаться, независимо от объекта, с которым связывалось существование этого поля. Речь шла о совершенно новом виде материи, которого не знали в прошлом.

     В силу невозможности  объяснить новые открытия с  помощью атомистической теории  в конце XIX – начале XX в. в физике возник кризис. Его преодоление было сопряжено с ломкой старых представлений о материи, связанных с отдельными ее видами, и переходом к пониманию материи как объективной реальности, охватывающей бесконечное многообразие существующих в мире объектов или систем, которые наблюдаемы или могут быть таковыми в потенции.

     В философском  понимании категории «материя”  можно выделить и пятый этап, где эта категория предстает как совокупность многих атрибутов, и которая (в определенной мере) в «снятом” виде содержит указанные выше ее трактовки. Это так называемое субстанционально-аксиологическое представление о материи, которое возникло в середине XX столетия.

     В философской  литературе много определений  категории «материя”. В качестве  исходного можно принять следующее  определение: 

     Материя – это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.

     Это определение,  с одной стороны, ограничивает  материю от сознания (субъективной  реальности), и, одновременно, признает  ее производящей причиной всего  сущего. С другой стороны, оно  признает и принципиальную возможность  познания материального мира, ибо  отображение – это результат  активного взаимодействия человека  с окружающим миром.

     Категория  «материя” является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, растение вообще, белизна вообще и т.д. Вместе с тем, эта категория имеет под собой объективное основание: свойство всех явлений многообразной действительности существовать независимо от сознания и воли человека.

     Свойства, или атрибуты материи. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима и находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме. Она есть causa sui, причина самой себя (Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами.  Разумеется, что названные свойства не исчерпывают всего перечня атрибутов материи, который включает также сущность, количество и качество и т.д.

     Модусы, или состояния материи. Кроме атрибутов, неразрывно связанных со всей материей, различают еще и ее модусы, т.е. такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность, электропроводность, наследственность и т.п.).

Информация о работе Лекции по "Философии"