Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

Ощутимый вред наносит  природе и земледелие. Объем почвы, ежегодно перемещаемой человеком в  процессе сельскохозяйственных работ, составляет более 3 тыс. куб. км, а за трехлетний их период человечество уничтожает сантиметровый слой чернозема, накапливаемый  природой в течение 300 лет.

 Расчеты ученых «Римского  клуба» показывают, что человечество  уже сейчас создало искусственную  среду, которая в десять раз  продуктивнее естественной среды.  Искусственная среда постепенно  и неотступно надвигается на  естественную среду, угрожая в  недалеком будущем поглотить  ее полностью.

А так как человек является биологическим видом, то, как и  любой биологический вид, он может  существовать только в определенных, благоприятных для его жизни  условиях. Причем эти условия могут  измениться не в отдаленном, неопределенном будущем, а уже в середине XXI в.

Осознание того, что извлечение из природных ресурсов краткосрочной  выгоды в ущерб долгосрочным интересам  развивающегося человечества чреват для  него тяжелейшими последствиями, привело  к возникновению общественного  движения «зеленых», к созданию во многих странах Европы государственных  органов по охране окружающей среды. Сегодня экологическим проблемам  уделяют большое внимание во всем мире: на уровне ООН, на международных  встречах и форумах.

Какие же предлагаются пути выхода из создавшейся ситуации? Во-первых, это разработка и внедрение современных  технологий, позволяющих значительно  уменьшить ущерб, наносимый промышленным производством окружающей природе. Такие технологии предусматривают  организацию производства по замкнутому циклу, которое бы включало максимальное использование на каких-то этапах отходов  первичного производства (так называемые безотходные технологии). Это особенно важно в металлургическом и химическом производстве.

Во-вторых, перевод всех тепловых электростанций, работающих в настоящее  время на твердом (уголь) или жидком (мазут) топливе, на газовое отопление. Постепенное сокращение количества таких электростанций и введение в строй электростанций, использующих альтернативные источники энергии: энергию солнца, ветра, приливов, геотермальных  источников и т.п.

В-третьих, повышение эффективности  и безопасности городских и промышленных очистных сооружений.

В-четвертых, перевод всех промышленных и бытовых холодильных  установок, которые используют фреон, на системы иного типа. Отказ от использования фреона во всех видах  аэрозольных распылителей (дезодоранты, лаки, краски и т.п.).

Эти меры должны быть подкреплены  и соответствующей законодательно-нормативной  базой.

Однако, одно только изменение  производственных технологий, ориентированных  на рациональное природопользование, не может коренным образом повлиять на общую экологическую ситуацию. Необходима серьезная и целенаправленная работа всех государств мира, всего  сообщества в целом по формированию у каждого человека экологической  культуры, что предусматривает не только широкое разъяснение последствий  загрязнения среды обитания человека и экологический подход к организации  всей экономики, но и формирование экологического сознания.

Из экологического воспитания вытекает необходимость нравственного  воспитания человека, задачей которого является изменение самого человека, его внутреннего, духовного мира, его моральных установок. Это  требует создания новой этики, включающей в себя этику техники, этику политики, этику общественного поведения, этику международных отношений, этику экологии. Задача нового этического подхода состоит в сближении  человека с природой, создание союза  человека с природой. Такой подход находит отражение в концепции  коэволюции.

Как справедливо отмечает П. Тейяр де Шарден, на современном  этапе развития человечества «народы  и цивилизации достигли такой  степени периферического контакта, или экономической взаимозависимости, или психической общности, что  дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга». Наша планета постепенно превращается в «единый дом», когда  становится совершенно ясным, что только от всего мирового сообщества в целом  зависит, способно ли оно объединиться во имя жизни на Земле.

 

Лекция 8. Модуль 6. Философская антропология (2 часа)

8.1.Основные стратегии  осмысления природы человека  в классической и постклассической  философии. Проблема смысла жизни.

8.2.Деятельность как сущностная  характеристика человека. Духовная  деятельность человека. Социализация  личности.

8.3.Проблема сознания в философии  и основные стратегии ее анализа  в классической и неклассической  философии. 

8.4.Сознание и эволюция форм  отражения. Индивидуальное и общественное сознание.

 

8.1.Основные стратегии  осмысления природы человека  в классической и постклассической  философии. Проблема смысла жизни

      Антропология (от греч. anthropos – человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека.

       Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О.Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человек к окружающему миру.

      Античное мышление было обращено к космосу и природе, к человеку же лишь постольку, поскольку он связан с ними. В период средневековья человек рассматривался как составная часть божественной упорядоченности в мире. В новое время человека затмил его собственный разум или даже абсолютный разум Вселенной, и человек стал познающим субъектом. Начиная с Шеллинга и Кьеркегора, совершается поворот европейского мышления в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни. Через Ницше и Шелера развитие шло дальше у экзистенциализму, в котором философская антропология нашла свое временное завершение. Значительный вклад в философскую антропологию внесен психологией и благодаря попыткам уточнить понятие личности. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, в связи с учетом развития др.наук привела к возникновению целого ряда областей антропологии: социологической, педагогической, теологической и др. 

       Таким образом, антропология – философское учение о человеке. Философское определение человека должно включить в себя описание целостного опыта существования личности в соотнесенности ее с такими началами, как природа, общество, Бог. Являясь точкой пересечения этих различных проекций бытия, человек может быть в самом общем плане определен как конкретно-историческое единство микрокосма, микротеоса и микросоциума.

Наиболее классической в философии  считается так называемая триадичная (триединая) модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух.

Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. Именно на уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Исторически первое значение понятия души отсылает к поддерживающему жизнь дыханию. Душа здесь – это особая жизненная энергия тела, которая, будучи сама бессмертна, очерчивает сроки земного существования человека. Понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего и даже всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся его сущностные видовые особенности, именно духовность предопределяет его высшие ценности. Сфера бытия духа – это царство человеческой культуры в совокупности ее универсальных смыслов, значений, идеалов.

Философская интерпретация человека предполагает рассматривать его  одновременно как природное начало, органично включенное на уровне тела в многообразие естественных процессов  и отношений; как социальное начало, воспроизводящее в своем духовном опыте социокультурные связи  и качества; как конкретно-индивидуальное начало, возможное не только как  результат воздействия внешних  сил (природных или социальных), но и как процесс реализации собственной  воли и судьбы.

 Основные стратегии  интерпретации человека в философии: натурализаторская, экзистенциально-персоналистская, рационалистическая и социологизаторская.

Согласно натурализаторской концепции, человек понимается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более, чем животным.

Экзистенциально-персоналистская парадигма анализа человека понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.

Для рационалистической концепции сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.

В социологизаторской модели разум, так же, как и человек, выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человек – это не просто изначально дарованная Богом или природой привилегия. Индивид становится человеком только в обществе, где в процессе социализации оформляются даже его генетически закрепленные природные качества (например, прямохождение).

       Основные  проблемы философской антропологии  М.Шелера и А. Гелена. Макс Шелер (1874—1928), основоположник философской антропологии, проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах. Он был неокантианцем, феноменологом (встреча с Гуссерлем в 1900 г. оказала на него очень сильное влияние), и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека. Работа, которая вышла после его смерти, называется «Положение человека в космосе». Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т.д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека. Вопрос о том, «что есть человек», как известно, был поставлен еще Кантом. Чтобы ответить на этот вопрос, Кант после трех своих критик хотел написать четвертую работу, но так и не успел (или не смог). И Шелер считает, что современная философия просто обязана ответить на этот вопрос, ибо незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, но ими люди полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает уже известную нам иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, т. е. религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее, проблема человека — это главная проблема философии, и философы всегда это понимали. Как совершенно правильно заметил Паскаль, к которому все чаще обращаются современные философы, особенно экзистенциалисты и персоналисты, «трудность познания человека заставляет людей обращаться к другим наукам». Понимая всю неподъемность задачи, Шелер все же решил поставить вопрос ребром: либо философия занимается человеком, либо она вообще ничем не должна заниматься. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.

Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при  всех сложностях его религиозных  исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек есть существо, живущее в ценностном мире. Вспоминая философию неокантианства, мы видим, что Шелер не порывает со своими философскими исканиями. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух божественный, делая его своим достоянием. Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, миф, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

После Макса Шелера философская  антропология не угасла, она и сейчас является одним из наиболее влиятельных  направлений в западной философии. Существует множество различных  ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и  функциональное. Разделяются эти  направления философской антропологии по следующему критерию: мы должны познать  человека или по его сущности, или  по его проявлениям. Что важно, что  первично: познать сущность человека или познать его проявления?

Информация о работе Лекции по "Философии"