Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания

Файлы: 1 файл

lekcii_po_filosofii-1741.doc

— 552.24 Кб (Скачать файл)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Лекции

          Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.

План лекции:

1. Специфика и функции философии

2. Структура философии

3. Основной вопрос философии.

4. Генезис философии

 

1) Специфика и функции философии

Философию нельзя определить общепринятым образом как другие науки, потому что она осмысливает то, что не является предметом опыта. У философии нет определенного предмета, заранее известного метода; они всякий раз формируются в рамках конкретного философского направления.

Главным объектом науки является объективный мир в его независимых от человека свойствах и отдельных частях, главным объектом философии  - живое отношение «человек - мир», мир сквозь призму человеческих целей и во всей своей целостности. Философия отвечает глубокой потребности человека - целостному пониманию мира и назначения человека.

Специфика философских проблем: носят всеобщий, «предельный» и «вечный» характер. Философия - это самосознание нации, эпоха, схваченная в мысли.

Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая,  общекультурная  функция, гуманистическая.

Главная особенность философии как формы общественного сознания в том, что она стремится дать целостное представление о мире, познать природу мира, устанавливает причины его развития, изучает общие законы природы, общества, мышления, пути и средства познания мира и его преобразования

 

2) Структура философии

Онтология или теория бытия. Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, на который настраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств. Итак, онтология - это учение о бытии, о сущности, о всеобщих законах развития действительности.

Гносеология или теория познания  (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности.

Аксиология - учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек - это животное, у которого есть святыни». 

Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке - язык, способность смеяться?

Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.

Социальная философия и философия истории. Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой,  взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории - проблему движущих мил истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.

Этика - учение о морали.

Логика  -- учение о формах человеческого мышления.

 

3) Основной вопрос философии

Он является основным, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принципов мировоззрения системы. От того, как решается этот вопрос, зависит характер философской системы.

ОВФ имеет две стороны:

1. Что первично: материя или сознание?

Материализм считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание - продукт материи. Исторические формы материализма: наивный, метафизический, диалектический.

Идеализм - духовное начало первично, вечно, мир зависим от него. Духовное начало изображается по-разному, поэтому выделяют две формы идеализма: объективный исходит из признания первичности духовного мира идей, чистой мысли, бога, мирового разума. Мир - инобытие идеи, абсолютного разума;

субъективный признает первичным ощущения и сознание человека, мир - комплекс этих ощущений. Первично сознание субъекта, от восприятия зависит действительность. 

Дуализм пытается преодолеть крайности материализма и идеализма, но не может отказаться от Бога, когда решает вопрос о взаимодействии независимых друг от друга субстанций.

2. Познаваем ли мир? Агностики отрицают познание объективного мира (ими были все субъективные идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я».

 

4) Генезис философии

Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Мировоззрение зародилось стихийно благодаря трудовой деятельности человека вместе с человеком. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.     

Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием, элементами первоначального эмпирического знания о природе, построенного по законам мышления. Философия  отделяется от мифологии по мере формирования понятий. Философия - это мировоззренческое мышление.

Социально-экономические предпосылки философии. Переход от века бронзы к веку железа вызвал скачок в развитии производительных сил, увеличил возможности людей, укрепил их позиции в природе, способствовал расширению круга знаний. Экономический подъем: расширение торговли и судоходства, греческих колоний, связей и контактов с другими народами. Философия возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей (7-6 век до нашей эры в Греции, Индии, Китае).

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем отличие науки от философии?

2. Назовите причины отделения философии от мифологии? Что такое предфилософия?

3. Сформулируйте онтологическую проблематику.

4. Приведите аргументы в защиту позиции объективного идеализма.

5. Как вы понимаете выражение Аристотеля «Философия начинается с удивления»?

 

Литература.

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2004.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3. Мир философии. Книга для чтения. Ч.1. М., 1991.

Дополнительная:

1. Библер В.С. Что есть философия? //Вопросы философии 1995. № 1.

2. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

3. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 частях. Ч.1. М., 1989.

4. Гегель Г.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1994. Кн.1.С.108-141.

5. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

6. Каменский З.А. Философия как наука. М., 1995.

7. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

8. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

9. Мамардашвили М. К. Как я пониманию философию. М., 1989.

10.Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9.

11. Соколов В.В. Философия в исторической перспективе //Вопросы философии. 1995. № 2.

12.Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы сознания //Философские науки. 1991. № 10.

13.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

 

Тема 2. Античная и средневековая философия - 2 часа

План лекции:

1. Античная философия: основные идеи и школы

2. Философия Платона

3.Философская система Аристотеля

4. Особенности и проблемы средневековой философии                            

 

1). Античная философия: основные идеи и школы

Основные представители античной философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Демокрит, Эпикур), софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель. Античная философия в целом носит космологически---онтологический характер.

Первая античная школа - Милетская -- возникла в Ионии (малоазиатская часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э. Решающей проблемой натурфилософов - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена - стала проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес - воду; Анаксимен -воздух; Анаксимандр - апейрон.  Основные черты Милетской школы: наивные материалисты, стихийные диалектики, гилозоисты, были учеными.

Наивным материалистом и стихийным диалектиком также был Гераклит - первоначалом всего сущего считал огонь.. Гераклит использует понятие «космос», понимая под ним мировой порядок, где царит закон. В мире господствует закон, который необходимо познать. Этот космический закон он называет логосом (разумное слово, всеобщий мировой порядок, единая мудрость). Главное в учении Гераклита - идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений.

Элейская школа  (6-сер.5 века до н.э.) Представители: Парменид, Зенон.

Формирование античной философии завершается у элеатов. 

Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления. Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Понимание Бытия как  неизменного и неподвижного дает  первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии. Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) - Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела.

Атомистический материализм Демокрита и Эпикура

Основная идея Демокрита (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций - атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты.  Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел  между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве.  Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Фаталистическая тенденция.  

Дальнейшее развитие атомистика получила у Эпикура, который внес новые идеи. 1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2. мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса.

Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.)

Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства). Были агностиками, релятивистами, антропологами. Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

Сократ называет свой метод рассуждения и достижения истины диалектикой. Сократический метод (метод наведения на истину) состоит из нескольких элементов: ирония, .майевтика, .индукция, .определение. Сократ вслед за софистами, которых он критиковал за субъективизм, обращается к проблеме человека. Предметом философии служит не окружающий мир, а познание человека. Основная идея --тождество добра и знания.

 

2) Философия Платона

Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Исходит из идеи существования двух миров: первичным является  мир вечных, неизменных (не могут меняться, иначе не будут последними) духовных сущностей - идей, а вторичным, производным от него является чувственный конкретный мир вещей. Отдельные  конкретные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия - идея.

Аристотель считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача - выйти из пещеры на свет. Родина души человека - мир идей.

В основе теории  познания лежит теория воспоминания, которая связана с идеей переселения души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.

 

3) Философская система Аристотеля

Аристотель, будучи учеником Платона, произнес: Платон мне друг, но истина дороже. Он подверг критике теорию идей Платона, считая невозможным, чтобы сущность вещи находилась в некоем особом мире, отдельно от самой вещи. Реальны только сами эти вещи; они познаваемы эмпирически и именно от них люди производят общие понятия.

Для объяснения всего сущего, Аристотель принимал четыре причины.

1.формальная причина (отвечает на вопрос: что это есть?). Форма есть активная сущность вещи, она вечна, неизменна.

2.материальная причина (из чего?). Материя не является сущностью. Она пассивна, безжизненна, неопределенна, источник индивидуализации и случайности в мире. Каждая вещь - единство формы и материи. Форма - суть вещи, материя --материал, в который эта суть запечатлена.

3.целевая причина (ради чего?). В семени растения заключена возможность его роста и та энергия, то деятельное начало (форма или энтелехия), которая актуализирует эту возможность.

Информация о работе Лекции по "Философии"