Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания

Файлы: 1 файл

lekcii_po_filosofii-1741.doc

— 552.24 Кб (Скачать файл)

1.классический тип (17-18 вв.) - господствует объективный стиль мышления, стремление познать объект сам по себе, абстрагируясь от всего субъективного.

2.неклассический тип (19-20 вв.) - учитывает зависимость результатов исследования от характера средств ученого и от тех операций, которым подвергался изучаемый объект. Отвергает объективизм классической науки, пытаясь осмыслить связи между звеньями объекта и характером средства операции.

3.постклассический тип (вт.пол. 20 в). учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и ценностно-целевой ориентацией ученого. Важнейшая особенность - универсальный эволюционизм. Идеи эволюции соединяются с идеями системного подхода.

Выделяют различные критерии научности: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости. 

 

5) Методы и формы научного познания

Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке. Науки, занимающиеся эмпирически исследованием, носят название индуктивных. Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории.

К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент,  аналогия.. 

Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация.

Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах.

Логическим методом воспроизведения объекта  в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

 

6). Основные идеи и принципы синергетики

Одной из центральных проблем науки становится проблема самоорганизации материальных систем, которую решает синергетика. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и  И. Пригожин. Синергетика исследует процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Система должна быть открытой и нелинейной, взаимодействия между множеством ее элементов всегда подвержены малым флуктуациям (случайным возмущениям в системе, способствующим появлению новых структур).

Основные принципы синергетики:

1.невозможно жесткое программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем - речь может идти лишь об их самоуправляемом развитии;

2.любой сложной системе присуща альтернативность сценариев ее развития;

3.неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития;

4.целое и сумма частей - качественно различные структуры     

Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры - структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Именно «совместное действие» или когерентное поведение элементов диссипативных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации.

 

Вопросы и задания к самоконтролю

1. Когда возникло представление о познании как субъектно-объектном отношении?

2. Каково соотношение чувственного и логического познания?

3. Какая процедура лежит в основе восприятия - отражение или интерпретация?

4. Раскройте основные типы рациональности.

5. Какие существуют критерии научности?

6. В чем ограниченность каждой из концепций истины?

7. Являются ли научные факты абсолютно истинным знанием?

8. Во всех ли науках возможно вычленение эмпирического и теоретического?

9. В чем суть исторического и логического метода?

10. Раскройте основные принципы синергетики.

 

Литература

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2000.

2. Введение в философию, Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. № 12.

4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. М., 1998.

5. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник.  М., 2005. С.364-397, 419-442.

Дополнительная

1. Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.

2. Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. Казань, 1991.

3.Бахтияров К.И. Многомерность Истины //Философские науки.1991. № 4

4. Ильин В.В. Теория познания. Общие проблемы. М., 1993.

5. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985.

6. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания: Учебное пособие. М., 1990.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

9. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. Минск, 1991.

10. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.

11. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб., 2002.

12. Руткевич М.Н., Лофман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

13. Степин  В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

14. Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.

15. Философия и методология науки. М., 1996.

16. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1996. Ч. 2. Гл. 2.

17. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1885.

18. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 9.

 

Тема 9. Философские проблемы языка - 2 часа

План лекции:

1. Язык как знаковая система.

2. Социальная природа языка.

3. Соотношение языка и мышления.

4. Герменевтика как теория толкования текста.

 

1) Язык как знаковая система

В качестве многоаспектного феномена язык выступает предметом изучения различных теоретических дисциплин: лингвистики, логики семиотики, психологии, культурологи. В своей универсальной постановке проблема языка является исконным предметом философии.

Язык - это система знаков, которыми пользуется человек для трансляции и оформления сознания. Знак - это материальный чувственно воспринимаемый  предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Язык есть система воспринимаемых знаков, способных иметь значения. Это характеристическое свойство языка, благодаря которому язык способен быть: средством выражения мысли, средством общения, частью социальной организации и культуры; неявным «образом мира».

Американский философ Ч. Пирс выделял иконический знак, знак-индекс и символический знак. Ф. де Соссюр характеризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индивидуального. Двуединая природа языка, или двуслойность его структуры, указывает на его предметность и операциональность.

Таким образом, язык является примером семиотической системы. Все языковые явления всегда функционируют как знаки. Благодаря этому мир предстает как универсум знаковых моделей.

 

2). Язык как социокультурный феномен 

Функции языка: коммуникативная - средство общения на это обращал внимание создатель структурной лингвистики Ф. Соссюр, считавший, что язык- это систематизированная совокупность правил, необходимых для коммуникации); коммутативная - средство выражения, фиксации результатов познания, хранения информации; экспрессивная-- средство выражения чувств; сигнификативная - средство обозначения,  когнитивная - средство познания, информационно-трансляционная - средство передачи информации.

Язык - явление общественное. Он стихийно становится вместе с социальностью, челов. коллективом. В нем задаются и отражаются требования социальности. В качестве средства общения язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью (интерсубъективностью) своих значений.

 

3). Язык и мышление

Язык и мышление - двуединый процесс. Маркс: «Язык - непосредственная действительность мысли». Мысль не просто одевается в звуковую оболочку, а совершается в слове. Здесь подчеркнут сложный многоступенчатый характер мыслительно-речевой деятельности.

Мысль выступает более простым образованием, чем язык, и способна двигаться вне и поверх знаков. Тот факт, что мышление манифестируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга послужил основанием теорий, согласно которым язык явл. определяющим по отношению к мышлению. Такова точка зрения Гумбольдта, следствием которой является отрицание единого строя мышления, его общечеловеческого характера, то есть отрицание общего для всех живущих на Земле универсально-понятийного логического строя мышления. В живом процессе общения имеются смысловые всеобщие для сознания моменты: передается предметная информация, выражается оценка, содержится обращение.

Проблема взаимосвязи языка и мышления дискуссионная.

Вербальная теория (С.Рубинштейн) связь между языком и мышлением неразрывна. Авербальная теория отрицает жесткую связь между мышлением и языком. Современные исследования вопроса о соотношении языка и мышления закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее внутренними законами и собственной организацией.

Слово есть средство мыслительного процесса и отображение его результата.

 

4). Герменевтика как теория толкования текста

Герменевтика в качестве философского направления возникла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаруживаются в учениях разных философов, принадлежащих самым разным направлениям: в философии воли Ф. Ницше, философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля, экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера. Собственно философская герменевтика связывается с именами Ханса Гадамера, Поля Рикера и др. В качестве методики толкования текстов герменевтика возникла еще в Античности, в XIX в. в учении Фридриха Шлейермахера она сформировалась в качестве общегуманитарного метода, а в XX в. обрела статус философской теории. Философская герменевтика сконцентрирована на онтологической и гносеологической проблематике.

Основные понятия герменевтики -- текст, понимание, диалог и др. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание -- постижение смысла культурных явлений и событий.

Понимание - определенный способ бытия, бытия «здесь и теперь». Успешность межчеловеческой коммуникации, ориентация в наличной ситуации - все это предполагает в качестве своей основы некоторую понятийность истолкованность. Не познание порождает потребность к пониманию, а напротив, потребность в понимании ведет к познанию. Противопоставляется методу объяснения, основным содержанием которого является подведение индивидуального под всеобщее. Герменевтика ставит проблему понимания в онтологическом ракурсе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опишите проблемный круг философии языка в различные периоды развития философской науки.

2. Что такое символ, знак, значение?

3. В чем заключается социальная природа языка?

4. Каково соотношение языка и мышления?

5.Раскройте проблему понимания с позиции герменевтики. 

6. Проанализируйте «теорию лингвистической относительности»

7. В чем заключается специфика осмысления роли языка в познании?

8. Перечислите важнейшие  функции языка.

 

Литература

Основная

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

2.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.. 2002.

3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С. 297-313.

5. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1984.

Дополнительная

1.Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

2.Васильев С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1996. № 7-8.

3. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.

4. Гадамер Г-Г. Человек и язык // От Я к ДРУГОМУ. Минск, 1997.

5. Гадамер Г-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

6. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999.

7. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб., 2001.

8. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1986.

9. Онтология языка как общественного явления. М., 1983.

10. Рикер П. Конфликт интерпретаций.  Очерки по герменевтике. М., 1995.

11. Символы в культуре. СПб., 1992.

Информация о работе Лекции по "Философии"