Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания

Файлы: 1 файл

lekcii_po_filosofii-1741.doc

— 552.24 Кб (Скачать файл)

4.движущая причина (откуда начало движения?). Все приводится в движение некоей высшей формой, перводвигателем.. Если материя предельно пассивна, то завершающий космос бог - максимально активное существо. Под богом понимает деятельность мышления, сам бог есть чистый деятельный разум.

 

4). Особенности и проблемы средневековой философии

В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Апологетика - совокупность учений для защиты религии и оправдания христианства. На следующем этапе возникает патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Позже появляется схоластика как философская рефлексия о предельных основах бытия.

Теоцентризм, монотеизм. В ее основе лежит не природа, а бог, который все определяет. В основе теоцентризма две идеи: идея творения (онтология) и идея откровения (гносеология).

Решающее место отводится вере; непосредственному созерцанию, интуитивному схватыванию сверхъестественной сущности; откровению, то есть непосредственному волеизъявлению бога по отношению к человеку.

Финалистское восприятие времени, истолкование времени от сотворения к концу. Благодаря этому природа и человек обретают направленность. Средневековая концепция времени - это переход к линейному времени и связанному с ним отчасти понятию прогресса.

Основные проблемы средневековой философии: проблема соотношения свободы воли и предопределения; теодицея; идея спасения, проблема соотношения бога,  мира и человека, сущности и существования, доказательств бытия бога, проблема универсалий.

Философия превращается в схоластику, официальную школьную философию, ставшую введением в богословие. Основная проблема схоластики  проблема универсалий (общие понятия). « направления: номинализм и реализм.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сравните античную и средневековую философию.

2. В чем отличие софистики и диалектики?

3. Каковы гносеологические корни идеализма Платона?

4. Каким образом, согласно Сократу, можно достичь истины?

5. Приведите примеры современных софизмов.

6. В чем отличие телеологии Платона от телеологии Аристотеля?

7. Проанализируйте доказательства бытия бога Ф. Аквинского.

 

Литература

Основная:

1. Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. Ч. 2. М., 1968.

2.История философии: Запад -Россия - Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995.

3.Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

Дополнительная:

1. Августин Аврелий.  Исповедь. М., 1992.

2. Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. Т.1. Кн. 1,5,7,9. М., 1976.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

4. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987. Гл. 2.

5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

6. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М., 1994.

7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М., 1994. Кн. 3. Ч. 2. Гл. 2.

8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1979.

9. Койре А.В. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963.

11.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

12.Платон. Избранные диалоги. М., 1965.

13.Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994. Т.1. Кн. 1.

14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т.1. Т.2. Ч.3.

15. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. М., 1995.

16. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

17. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской философии. М., 1957.

18. Философия. История философии. / Ред. В.И. Кириллов. М., 1996. Ч. 1. Гл. 2.

19. Штекл А. История средневековой философии. СПб., 1996.

20.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1981.

 

Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков - 4 часа

План лекции:

1. Общая характеристика развития философии Нового времени.

2. Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс).

3. Рационализм XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

4. Субъективный идеализм Беркли. Скептицизм Юма.

  

1). Общая характеристика развития философии Нового времени - 2 часа

Конец 16 - н.17 века в Европе -- это период утверждения капитализма, который рождал потребность в науке, имеющей практическое значение. Наука становится производительной силой общества. МЕХАНИЦИЗМ - методологический подход, при помощи которого все процессы действительности объясняли опираясь на законы классической механики. Механицизм стал одной из главных предпосылок метафизического способа мышления.

Поскольку философия была тесно связана с наукой того времени, то и она приобрела метафизический характер: познавать целое путем разложения его на части. На целое смотрели как на простую механическую сумму частей, а части в свою очередь наделяли свойствами целого.

Основной проблемой классической буржуазной философии является проблема овладения законами природы и рационального переустройства общества. Прогресс опытного знания науки требовал замены схоластического метода мышления. На первый план выдвигается создание истинного метода исследования, которое призвано обеспечить наряду с преодолением заблуждений всеобщее благоденствие. В философии 17 века выделяют два направления - сенсуализм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Механистический характер детерминизма приводит к деизм, для которого характерно выдвижение на первый план интеллектуализирующей функции бога. Таким образом, философия Нового времени вышла из границ, очерченных теологией, сделала объектом своего исследования природу, считая, что человек, благодаря своей способности познания сможет господствовать над природой и подчинить ее своим целям. Ее девизом стал призыв Бэкона: «Знание -сила».

 

2) Эмпиризм философии Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс)

Философия Ф. Бэкона  (1561-1626)  «Новый органон» (метод).

Цель - теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познаваема, но на пути ее познания лежит множество препятствий - засоренность сознания людей так называемыми «идолами» или «призраками» - искаженными образами действительности, ложными понятиями и представлениями.

Бэкон выделяет четыре вида идолов: «идолы рода», «идолы пещеры» «идолы рынка, «идолы театра». Своим учением об идолах Бэкон стремится очистить сознание людей от пережитков идеализма и схоластики и создать условия для успешного распространения знаний на опытном изучении природы. Бэкон разрабатывает эмпирическую, опытно-индуктивную методологию.. Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных» инстанций, то есть подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра как недостаточно обоснованного.

Бэкон является основоположником буржуазной философии Нового времени; он перенес метафизический метод из естествознания в философию. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 века и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества).

Другой представитель эмпиризма Томас Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм Бэкона и придал метафизическому материализму классическую механистическую форму. Он создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма. Геометрия и механика являются для него прообразами научного мышления вообще. Вся природа представляет собой огромную совокупность естественных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением в пространстве и движением.

Научное знание возможно лишь при точном определении, строгой дефиниции слова. Отвергая интуицию, Гоббс подчеркивал значение точной дефиниции, посредством которой изживается многозначность слов и совершенствуется научный язык, а значит, и познание.

Еще одним представителем эмпиризма является Джон Локк (1632-1704). «Опыт о человеческом разуме».

Критикуя теорию Декарта, Локк доказывал, что источником знаний человека является его чувственный опыт. Человек, его чувства и разум подобен чистому листу бумаги, который начинает заполняться в процессе взаимодействия с окружающим миром. Предметы внешнего мира, действуя на органы чувств, вызывают у человека соответствующие ощущения и восприятия. Чувства дают простые идеи, мышление их систематизирует, создавая понятия о вещах. Посредством ощущений мы воспринимаем качества вещей двух видов:

Первичные качества тел -объективные -принадлежат самим телам (плотность, фигура, движение). Вторичные не принадлежат самим телам, а являются субъективными (цвет, запах, вкус, звук). Учение о качествах позволило указать на те ограничения, которые накладываются на познание психологическими особенностями субъекта.

 

3) Рационализм философии 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Рене Декарт (1596-1650). «Рассуждение о методе».

Декарт был крупнейшим ученым. Как и Бэкон, он стремился к достижению таких знаний, которые бы усиливали бы власть человека над природой, но в отличие от него он разрабатывает рационалистическую методологию.

Вслед за Платоном Декарт считает, что в разуме заложены основополагающие принципы и идеи, которые постигаются с помощью интеллектуальной Интуиция дает непосредственно достоверные общие принципы, а при помощи дедукции совершается процесс движения мысли от общего к частному. Исходным пунктом познания является принцип сомнения в истинности общепринятого знания. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, мое тело, но само сомнение существует достоверно. Сомнение - акт мышления, я сомневаюсь, значит, я мыслю; поскольку я мыслю - я существую. «Мыслю, следовательно, существую». Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию реальности человека, а затем и внешнего мира.

Вклад Декарта в науку и философию по праву именуется «картезианской революцией». Ее революционная сущность заключается в антидогматизме,  критичной направленности против предрассудков, в постановке все философской проблематики как насущной необходимости переоценки всех укоренившихся традиционных убеждений.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)  «Этика».

Цель его философии - познание природы и совершенствование человека. Философия носит созерцательный характер. Критикуя дуализм Декарта, доказывает, что существует лишь единая, неделимая вечная природа, являющаяся причиной самой себя. Натуралистический пантеизм, согласно которому природа, бог, субстанция тождественны. Природа - субстанция является творящей. Различает природу творящую и природу творимую. Модус - конкретное преходящее состояние субстанции, имеющее причину своего бытия в субстанции и ее атрибутах. Движение не является атрибутом материи (метафизик), а присуще единичным вещам. Как механицист Спиноза говорит не о самодвижении материи, а причиной движения считает взаимные внешние толчки конечных модусов. 

Свобода состоит в  познании необходимых законов природы. Все имеет причину (жесткий детерминизм), только субстанция причина себя. Полное знание всех законов природы даст нам в руки полное знание Бога, то есть, способность стать автономными, не подвластными капризам судьбы и мира.

В теории познания Спиноза, как и Декарт, рационалист. Высшим видом знания у него является интеллектуальная интуиция, непосредственное усмотрение истины разумом. Критерий истины - ясность и отчетливость мышления.     

Г. В. Лейбниц  (1649-1716) «Монадология»

Философская система Лейбница - объективный идеализм состоит их двух разделов - теории монад и теории познания. Вселенная состоит из бесконечного множества идеальных простых субстанций, которые не протяженны, не имеют фигур, неделимы, бессмертны. Каждая монада наделена активной силой, является источником развития. С одной стороны, монада - замкнутый космос, не имеет окон, через которые что-либо входило и выходило. В ходе своего развития каждая монада разворачивает в себе только изначально ей присущее содержание. С другой стороны, монада - «живое зеркало Вселенной», «малый мир», отражающий отношения мирового целого через посредство связанных между собой вещей. Будучи независимыми, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй. Итак, каждая монада представляет собой некий мир сам по себе, при этом отражает весь мировой порядок в себе. Это противоречие Лейбниц разрешает с помощью принципа «предустановленной гармонии». Как Декарт и Спиноза, Лейбниц рационалист. Существуют истины разума (понятия субстанции, бытия, причин, морали), к которым ум предрасположен (смягчает теорию врожденных идей) и истины факта, которые возникают в процессе познания через органы чувств.

 

4). Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма

Джордж Беркли (1685 - 1753). Его исходный тезис: «существовать - значит быть воспринимаемым». С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основы тел и учение Локка о двух классах качеств (первичные качества тоже субъективны). Признавал существование только духовного бытия, которое делил на «идеи» (воспринимаемые нами субъективные качества - пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и «души» (деятельны, активны, могут быть причиной).

Информация о работе Лекции по "Философии"