Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания
Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.
Форма - это принцип упорядоченности, способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.
Всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга).
Диалектика Содержания и Формы
Форма и Содержание взаимосвязаны. Но их взаимосвязь не одинакова:
Сущность и Явление
Данные категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.
С самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.
Сущность -- это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.
Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. Явления - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.
И общее и единичное обладают сущностью и явлением, таким образом, сущность - категория собирательная. Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность.
5) Диалектика и системный подход
Со второй половины 19 века в связи с научной революцией развивается системный подход. Теория систем углубляет диалектическую концепцию развития.
СИСТЕМА - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство. Структура - закономерная устойчивая связь между элементами системы.
Основные системные принципы:
1.Принцип целостности (несводимость свойств системы к сумме составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого элемента, свойства от его места, функции внутри целого);
2.структурность (возможность описания Системы через установление ее структуры, обусловленность поведения Системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
3.взаимозависимость Системы и среды ( Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой);
4.иерархичность (каждый компонент Системы может рассматриваться как Система, выступая как один из компонентов более широкой Системы).
5. Саморегулирование характеризует высокоорганизованные целостные системы и предполагает наличие специальных подсистем управления в виде механизмов, институтов.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Как понимают противоречие метафизики?
2. Чем определяется качество предметов?
3. От чего зависит и чем определяется форма скачка?
4. Покажите на примерах действие законов диалектики.
5. В чем проявляется активность формы по отношению к содержанию?
6. Как возможно познание сущности?
7. Что такое детерминизм?
8. Какие существуют виды возможностей?
9. Какова диалектика необходимости и случайности?
10. В чем проявляется единство диалектики и системного подхода?
Литература
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.
2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
4. Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.
5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.
6. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.117-177.
Дополнительная
1.Андреев И.Д. К вопросу о развитии как философской категории // Философские науки. 1987. № 6.
2.Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов, 1990.
3.Бытие //Вопросы философии. 1989. № 4.
4.Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974.
5.Диалектика познания. Компоненты. Аспекты. Уровни. Л., 1993.
6.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
7.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.
8.Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.
9.Канке В.А. Философия. М., 1997.
10.Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.
11.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.
12.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22.
13.Юдин Э.Г. Методология. Системность и системный подход. М., 1997.
14.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
Тема 8. Основные проблемы теории познания - 4 часа
План лекции:
1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
2. Чувственное и рациональное в познании.
3. Теория истины. Проблема критерия истины.
4. Наука как специфическая форма развития познания.
5. Методы научного познания.
6. Основные понятия и принципы синергетики
1) Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания
Познание - это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на достижение тайн противостоящего ему объекта.
Объект - это та сторона действительности, на которую направлено познание. В принципе все, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать предметом его познавательной деятельности, любые фантазии и гипотетические ситуации.
Современная трактовка понятия «субъекта познания» берет свое начало от Декарта, который считал противопоставление субъекта и объекта исходным пунктом анализа познания. Это дало возможность решать вопросы достоверности знания при обосновании активности субъекта. Субъектом познания философы Нового времени считают не эмпирического индивида, человек, обладающий абстрактно-всеобщими способностями к познанию. Важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, представление о родовом субъекте, априорном и апостериорном знании. Он выдвигает идею трансцендентального субъекта, представляющую собой, по сути, философское оформление творчески активного потенциала человечества.
Характерные черты познания:
--познание есть сущностное отношение к миру;
--творческий процесс, детерминированный историческими аспектами
--основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.
2) Чувственное и рациональное в познании
В процессе познания принимают участие и чувства и разум. Сенсуализм абсолютизирует роль чувств, рационализм - разума. Чувственное и рациональное представляют собой две стороны познания, которые тесно переплетены.
Чувственное познание: непосредственное отражение (кроме представления); отражение внешнего; отражение единичного (включает элементы общего).
Рациональное: опосредованное отражение; отражение внутреннего (сущности); отражение общего. Общее и опосредованное для чувственного - элементы, а для рационального они составляют сущность.
К чувственному отражению относятся ощущения, восприятия и представления.
Проникнуть в суть вещи, познать законы ее функционирования, связи можно с помощью абстрактно-логического мышления, которое осуществляется в виде понятий, суждений и умозаключений.
Итак, познание - это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального.
Единство чувственного и рационального в познании.
Чувственный опыт зависит от понятийного аппарата, от языка, используемого человеком в практической деятельности. Приступая к познанию чего-то с помощью органов чувств, мы имеем рациональную почву, какую- то жизненную установку, под углом зрения этого логического знания и воспринимаем предмет.
Само понятие является результатом исторического опыта человечества или группы. Они постоянно сопоставляются с непосредственным опытом людей, их интересами, проверяются и уточняются на практике.
Не существует чисто эмпирической стадии познания, так как уже в процессе выработки ощущений принимают участие ранее накопленные знания, относящиеся к рациональной сфере. Чувственное отражение - не механическое фотографирование внешнего, а результат активного осмысленного освоения человеком воспринимаемого. В сознании человека хранится зафиксированный в виде идеальных образов и понятий, приобретенный в процессе всей его жизни опыт. Человек подводит восприятия под эти понятия и они накладывают определенный отпечаток на содержание восприятия.
3). Теория истины. Проблема критерия истины.
Для выражения форм познания с внешним миром используется категория «истины». В современной философии выделяют три концепции истины:
1.концепция соответствия (классическая) высказана Платоном и Аристотелем. Эта концепция устанавливает соответствие между формами психики, знанием и объективным содержанием, предметом. Аристотель считал, что истинное и ложное находится в мысли, а не в вещах. Истина - соответствие мыслей действительности.
2. когерентная концепция разрабатывалась Лейбницем, Спинозой, Гегелем. Эта концепция пыталась найти критерий истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт субъекта и объекта (речь идет о науках, занимающихся абстракциями высшего уровня).
3. прагматическая концепция берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Критерием истины считают эффективность, практическую полезность знания. Все три концепции дополняют друг друга.
Проблема истины включает в себя: объективность истины, диалектику объективного и субъективного, абсолютного и относительного, принцип конкретности, проблему критерия истинного знания.
Истина - диалектический процесс от субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику.
Объективная истина бывает относительной и абсолютной: эти понятия характеризуют процесс обретения истины с разных сторон.
На каждом отдельном этапе познание всегда несуверенно (относительно), поскольку оно ограничено временем и уровнем развития того общества, в котором существует. Суверенность познания выражается в принципиальной возможности получения истинных знаний обо всей действительности на протяжении существования ряда поколений. Любое знание всегда содержит нечто такое, что имеет статус всеобщности и необходимости, то есть не зависит от субъекта. Это и есть абсолютное в знании. Таким образом, абсолютное и относительное - моменты объективной истины.
Практика - это взаимодействие субъекта и объекта, это процесс, в ходе которого человек, преобразуя действительность, изменяет самого себя. Практика и познание - диалектическое единство: материальная деятельность предполагает целеполагание как акт сознания, а с другой стороны, целеполагание есть результат отражения общественно- исторической практики в формах знания.
Гносеологические функции практики. Она рассматривается как генетическая основа познания, фундамент, на котором вырастает здание человеческого знания; как цель познания; как движущая сила познания; критерий истины.
4) Наука как специфическая форма развития познания
Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Наука в классическом виде сформировалась в XVII--XVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое время сложившийся образ науки считался единственно возможным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности.
Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рациональность. В науке новые сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.
Три этапа развития науки, 3 типа научной рациональности: