Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания

Файлы: 1 файл

lekcii_po_filosofii-1741.doc

— 552.24 Кб (Скачать файл)

Чтобы избежать солипсизма, вносил  в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то есть суммы «идей») существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог - это такой субъект, который  не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворенный им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идеализму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения - не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого бога. Бог Беркли перманентно открывается человеку, присутствуя в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощущений. Позиция неоплатонизма с ярко выраженной пантеистической окраской.

Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но  и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления (восприятия: внешнего опыта - перцепции; внутреннего - аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают  на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений.

Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл  в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи  между явлениями.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается основная особенность философии Нового времени?

2. Что является средством усовершенствования разума в философии Нового времени?

3. С чем связано господство метафизического метода познания в этот период?

4. Раскройте смысл учения Бэкона об идолах.

5.Как вы понимаете выражение Юма «Мы не выходим за пределы самих себя»?

6. В чем заключается суть «картезианской революции»?

7.С какой целью Лейбниц разрабатывает учение о монадах?

8. Проследите эволюцию философских взглядов Дж. Беркли.

9. Почему Кант назвал философию Беркли «мистический идеализм»?

 

Литература

Основная

1. Антология мировой   философии. Т.2. М., 1970.

2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.

3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов М., 2002.

Дополнительная

1. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

2. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.

3. Бэкон Ф. Новый органон. // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.,1972.

4. Гельвеций К. Об уме // Сочинения: В 2 т. Т.1. М., 1973.

5. Гольбах П. Система природы. // Избранные произв.: В 2 т. Т.1. М., 1963.

6. Декарт Р. Рассуждение о методе. // Избранные произведения. М., 1950.

7. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986. Раздел 2.

8. Лейбниц Г. Монадология // Сочинения: В 4 т. Т.1. М., 1982.

9. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.

10. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

11. Соколов В.В. Европейская философия XV-ХVII веков. М., 1984.

12. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т.1.

13. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.

 

Тема 4. Немецкая классическая философия 19 века  - 2 часа

План лекции:

1. Основные идеи классической  немецкой философии

2. Трансцендентальный идеализм И. Канта

3. Философская система Г. Гегеля

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

1) Основные идеи немецкой классической философии

Основная  задача философии на данном этапе - установка на анализ отношения субъекта и объекта и  идея активности субъекта в  мышлении. Деятельность самосознания рассматривается как конструктивная, а не как репродукция преднайденного содержания. Все содержание духа - результат его продуктивной творческой работы. Субъект - не просто активность, он- созидание, творчество.

Центральной темой является вопрос: как возможен субъект, осуществляющий свободную деятельность, то есть активность, определяемую субъективными целями, а не системой извне данных «объективных» обстоятельств. Предметом философии является деятельность как «последнее основание» всей системы отношения человека к действительности. Таким образом, выдвижение проблемы деятельности, понимается как активность духа. 

Общие черты: своеобразное понимание роли философии, которая должна быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием»; исследование человеческой истории и человеческой сущности, разработка целостной концепции диалектики, проблем гуманизма, нравственности, философии истории.

 

2) Трансцендентальный идеализм И. Канта

Иммануил Кант (1724 -1804). «Критика чистого разума».

Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обусловливают возможность достоверной науки.. Основная задача - обосновать возможность научного знания.Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является ее всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», потому что ее предметом  являются априорные формы познания, конструирование нашей познавательной способностью условий опыта. 

Предпосылкой философии Канта является деление мира на мир явлений (феноменов), познаваемый с помощью априорных форм и непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов). Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что порождает его, в том, что оно сообщает ему ту форму, под которой он только и может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания. Познание осуществляется в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограничено ими, то есть представляют собой только познание явлений. Поэтому вещи, как они существуют сами по себе, непознаваемы. Трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от  познающего субъекта. Научное знание не всемогуще: есть область, где разум не сможет дать нам точного ответа. «Вещь в себе» оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым.

 

3)Философская система  Г. Гегеля  (1770-1831). «Феноменология духа».

Гегель предпринял грандиозную по замыслу попытку философской систематизации всего содержания выработанной человечеством культуры, как в историческом, так и в логическом плане, что у него является формами выражения процесса диалектического саморазвития духа. Перед нами система объективного идеализма, согласно которой в основе всего сущего лежит духовное начало, абсолютная идея (или мировой разум), которая существовала до природы и человека как «чистая мысль».

В своем развитии идея проходит 3 этапа (3 части системы):

1.саморазвитие идеи в виде чистых логических сущностей. В сфере чистого мышления идея развертывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга категорий. 1 часть системы называется «Логика», она имеет три раздела:

2. развитие идеи в форме инобытия, то есть природы. 2 часть системы - «Философия природы». Природа рассматривается как этап развития духа, который проходит здесь ступени развития. Будучи великим диалектиком, Гегель придерживался метафизического тезиса о неизменности природы.

3. идея обнаруживает себя в различных формах конкретного духа. Абсолютная идея возвращается к себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. 3 часть системы -  «Философия духа», которая включает три раздела: учение о субъективном духе (характеристика индивидуального сознания), учение об объективном духе (социально-историческая жизнь человечества) охватывает сферы права, морали и нравственности (семья, гражданское общество, государство), учение об абсолютном духе - стремится раскрыть содержание искусства (в форме созерцания), религии (в форме представления) и философии (понятия).

Абсолютный дух - конечное звено развития идеи, проходящей через этапы восхождения к абсолютному знанию.  Философия  - высшая ступень развития духа.. Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления, который он сам называл спекулятивным. «Абсолютное знание», то есть философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля является  «самосознанием бога» в человеке.

 

4) Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1972).

«Сущность христианства». Последний представитель немецкой классической философии. Критикует Гегеля, показывая, что абсолютный дух есть абстрактное логическое мышление, оторванное от его реального носителя - живого, телесного человека - и превращенное в абсолют; что мышление не может противопоставляться природе, чувственности, а есть продукт природы.

Сводит основной вопрос философии к вопросу о человеке, о соотношении физического и психического в человеке. Человек рассматривается как сугубо природное, абстрактное существо, представитель рода, а не конкретно- исторический член социума. Не увидел в гегелевской философии гениальной мысли о самодвижении и развитии мира. Проблема развития (хотя он признает развитие мира, но упускает учение о противоположностях) не получила достаточного освещения. Познающий субъект выступает в роли созерцателя, пассивно воспринимающего воздействие окружающей среды. Игнорирование активной роли сознания. Критерий истины усматривал в согласии всех с данным суждением.

В трактовке общественных явлений выступает как идеалист. Главную причину в смене форм общественного строя видел в смене религии. Выступает не против религии, а против Бога, на место которого ставит человека. Призывает обожествить отношения людей, которые должны быть построены на любви.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», а метод - критическим?

2. С какой целью Кант разрабатывает учение об априорных формах мышления?

3. Возможна ли метафизика как наука по Канту?

4. Почему материализм Фейербаха носит антропологический характер?

5. Раскройте смысл выражения «Бог трансцендентен миру».

6. В чем заключается противоречие между методом и системой Гегеля?

 

Литература

Основная

1. Введение в философию. Учебник для вузов. М., 2002.

2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.

3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1989.

Дополнительная

Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах М., 1987.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук // Наука логики. М., 1977. Т. 1. С. 79-365, 383-424.

Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 73-205, 336-376, 389-476.

Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1978.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996. Т. 3.

Рассел Б. История западной философии. В. 2 т. Новосибирск, 1994. Т. 2. Кн.3.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 

Тема 5. Современная философия ХХ века - 2 часа.

План лекции

1. Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века.

2. Проблема языка и знания в неопозитивизме.

3. Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии к. XIX- н.XX вв.

 

1) Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века

Конец 19 - начало 20 века - это время широкого распространения различных течений в современной западной философии. Проблема разграничения естественно--научного и гуманитарно-философского знания привела к возникновению двух противостоящих друг другу трактовок философии - сциентистской и антисциентистской.

Основные направления современной западной философии.

«Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер) пыталась подойти ко всем явлениям с точки зрения одного принципа - жизненной реальности, лежащей в основании мира, которая иррациональна, невыразима в понятиях. Это некоторая энергия, воля, жизненный порыв, импульс, чистое стремление, пафос, который сообщает человеку движение, но не дает ничего готового.

Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр) возник в 20 г. ХХ века.  

В центре внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, смерти и выбора. Предшествующая философия знала бытие как познанное; бытие выступало как нечто безличное и объективное. Экзистенциализм говорит об особом бытии, человечески окрашенном, которое неотделимо от сознания. Это есть бытие-сознание, для которого существуют все феномены бытия, но которое не может быть объектом познания. Бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Говорят о переживании человеком своего бытия в мире. Бытие здесь дано непосредственно в виде существования или экзистенции.

Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) - искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона.

Информация о работе Лекции по "Философии"