Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания
12. Язык, наука, философия. Вильнюс, 1986.
13. Язык и интеллект. М., 1995.
14. Павиленис Р.И. Проблема смысла. М.. 1983.
15.Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
16. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
Тема 10. Философское понимание общества - 2 часа.
План лекции:
1. Понятие общества.
2. Законы общественного развития, их характер и виды.
3. Деятельность как субстанция социального бытия.
4. Специфика и методы социального познания.
1). Понятие общества
Общество, то есть социальная сфера жизни и деятельности человека, с одной стороны, является продуктом общественной (прежде всего трудовой) деятельности человека, с другой - жизненно важной основой все большей социализации человека, раскрытия его социальной сущности, формы общения, потребностей. Общество - это сам человек в его общественных отношениях. Общество и индивид объективно связаны отношениями взаимного воспроизводства: « как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество».
Истоки цивилизации заложены в особенностях развивающейся коллективной трудовой деятельности. Коллективность выступает не только формой сообщества, но и объективной предпосылкой, обеспечивающей целостность социального бытия.
В широком смысле понятие общества - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой всю совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле общество - это исторически конкретные типы социальной системы (первобытный строй…)
Общество - продукт взаимодействия людей. Определенная организованность общества, основы его функционирования определяются самим характером жизнедеятельности людей в процессе общественного производства своей жизни.
В отличие от биологических объединений общество сохраняет и воспроизводит свои структуры и формы организации не путем передачи наследственных признаков, а благодаря непрерывной деятельности социальных институтов, которые включают в себя определенный способ производства материальных благ, систему общения, традиции.
Общественные отношения - это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Именно общественные отношения превращают индивида в общественного человека. Общественные отношения бывают материальные и духовные (или идеологические, которые складываются проходя через сознание людей).
2) Законы общественного развития, их характер и виды
Общественные законы, то есть законы функционирования и развития общества, всегда представляют собой сочетание материального и идеального, субъективного и объективного. Это связано с тем, что в обществе действуют люди, наделенные сознанием, в деятельности которых и проявляется взаимосвязь этих противоположных сторон. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это делает невозможным простое перенесение законов природы на человеческого общества» Маркс, Энгельс).
Действие этих законов опосредовано интересами людей, они могут фиксировать не всю историю общества, а общество в определенной стадии развития, они проявляются как законы -тенденции, это законы деятельности больших масс людей.
Итак, жизнь общества, с одной стороны - это деятельность людей, с другой - конечным результатом процесса производства является сам человек в его общественных отношениях.
3) Деятельность как субстанция социального бытия
Субстанциальные системы способны самостоятельно порождать, поддерживать и воспроизводить присущую им качественную определенность. Самопорождение означает - способность системы содержать все причины своего возникновения «в себе», внутри себя, а не за своими пределами. Качественная самодостаточность - способность системы существовать по собственным законам.
На всем «пространстве» социального не окажется ни одного явления, которое бы не представляло собой некоторую «ипостась» деятельности, ее модус, атрибут или акциденцию. С ее помощью можно провести различие между природным и общественным. Деятельность - свойство, связанное с информационной спецификой целенаправленной адаптации и свойство, связанное с механизмами реализации целей, с орудийностью человеческого труда, которая носи целенаправленный характер.
Человеческая деятельность не должна рассматриваться как непредсказуемый процесс, творимый абсолютно свободной волей. Единообразие потребностей, раскрывающих объективную «родовую природу» человека, их дисциплинирующее воздействие на сознание - такова глубокая причина, обусловливающая законосообразность деятельность, ее подчиненность определенным «правилам», существующим в общественной жизни. Субъектами деятельности являются живые системы, способные к символическим формам целесообразного поведения и обладающие собственными потребностями и целями. Структура деятельности: субъект деятельности, объект деятельности и отношение между ними.
Четыре типа деятельности - материальное производство, духовная, организационная, социальная. Элементы деятельности - субъекты, предметы (вещи, символы и знаки), связи и отношения. Общественные отношения - особый класс ролевых и статусных связей между людьми, возникающих в процессе случайного взаимодействия и выражающих устойчивых, воспроизводимый характер зависимости между ними. Результаты закончившихся циклов деятельности становятся предпосылками ее новых актов.
4) Специфика и методы социального познания
Любое сознание всегда социально, поскольку оно есть общественный продукт, оно обусловлено культурно-историческими причинами. При исследовании социальных явлений недопустимо: объяснение исторических явлений законами природы; противопоставление природного и социального.
Цель социального познания - обнаружение законов деятельности, а они в свою очередь являются законами общества.
Специфика социального познания проявляется в следующем:
1. В качестве объекта познания выступает общество, мир человека. Физик имеет дело с природой, то есть с таким объектом, который «безропотно» ему подчиняется. Обществовед имеет дело с деятельностью людей, поступающих сознательно и творящих ценности.
2. Общественные отношения сложнее природных. На макроуровне они состоят из материальных, политических, социальных и духовных отношений, которые очень переплетены и в свою очередь состоят из множества противоречивых элементов.
3. Социальное отражение имеет не только непосредственный характер, но и опосредованный.
4. Общество изменяется и развивается быстрее, чем природа и наши знания о нем быстрее устаревают. Поэтому необходимо их постоянно обновлять и обогащать новым содержанием.
5. Социальное познание непосредственно связано с практической деятельностью людей, которые заинтересованы в том, чтобы использовать результаты научного исследования в жизни. Оно связано с субъективными ценностями, с нормами людей. Особенно важны такие моменты, как нравственные убеждения, политическое мировоззрение.
Социальное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое общество?
2. Какова структура общественного бытия?
3. Раскройте значение социально-философских взглядов К. Маркса.
4. В чем заключается специфика социального познания?
5. Почему деятельность выступает основой социального бытия?
6.Сформулируйте современные социальные проблемы.
Литература:
Основная
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.
2.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.
3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.
4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
5. Социальная философия: Учебное пособие для Вузов. М, 1995.
Дополнительная
1. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. М.,1988.
2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993. Ч.1. Раздел 3. Гл.7.
3. Гобозов И.А. Введение в историю философию. М., 1999.
4. Диалектика общественного развития. М., 1988.
5. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М., 1988.
6. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомины. М., 1991.
7. Маркс К. Письмо к Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там же. Т.27.
8. Познание в социальном контексте. М., 1994.
9. Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
10. Энгельс Ф. Письма к Блоху, Шмидту, Боргиусу //Там же. Т.37, 39.
11. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1991.
Тема 11. Системность общества и формы его бытия - 4 часа
План занятия:
1. Социальная система: понятие, структура, функции.
2. Специфика и принципы построения общественных систем.
3. Экономическое бытие общества.
4. Политическое бытие общества.
5. Социальная сфера общества.
6. Духовная жизнь общества.
7.Экологическое бытие общества. Глобальные проблемы современности.
1) Социальная система: понятие, структура, функции
Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.
Характерные черты системы:
1.интегративное качество свойственно системе в целом и выступает гарантом ее целостности. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное функционирование системы.
2.иерархический характер: в ней можно выделить различные уровни, которые связаны между собой соподчинительными линиями.
3.саморегулирование (самоуправляемость) предполагает наличие специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов, институтов.
Части органически целостных систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроникновение.
На уровне научного анализа выделяют четыре сферы общественной жизни, каждой их которой соответствует определенный вид общественных отношений.
В экономической сфере реализуется функция производства материальных благ, то есть условий физического существования человеческого рода. В политической сфере реализуется функция управления общественной жизнью. Духовная сфера - это поле выявления и реализации культурных потребностей людей, производства и потребления духовных ценностей. В социальной сфере осуществляется процесс самопроизводства и самореализации людей, отношения между которыми строятся в зависимости от их положения в обществе.
2) Специфика и принципы построения общественных систем.
Человеческое общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество разнообразных материальных, социальных, духовных и политических явлений. Социальная система понималась как та или иная форма государства или общественного управления. Исходя из этой посылки исследование начиналось с анализа политико-юридических форм общественного строя и закономерно приводило к выводу о возникновении этих институтов из общественных идей того или иного времени.
1. Общество - органическая система. Маркс, как и Гегель, связывает органическую систему с проблемой развития. Организм - совокупность органов, выступающих как единое целое, развивающихся из определенных предпосылок и в ходе своего развития исчерпывающего эти предпосылки. То есть, в данном качестве это конечное образование. Капитализм - органическая система, которая исчерпывает свои предпосылки и в ходе развития прекращает свое существование в данном качестве.
2.Осуществление всех процессов в обществе осуществляется через сознательную деятельность людей, система реализуется посредством сознания.
3. В обществе механическая причина заменяется нелинейной (системной) причинностью. Между объектом и отражающим его сознанием лежит целая система обмена деятельностью людьми. Все объекты существуют в рамках связей этой системы, причем сознание оказывается включенным в нее в качестве необходимого элемента, ибо только посредством сознания этот обмен совершается.
Принципы построения общественных систем:
Принцип историзма (включает в себя, с одной стороны, понимание развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно завершенным, с другой - сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной и той же системы и это сохранение элементов общности и преемственности позволяет выявить целостность изучаемого явления); исторический и логический методы; восхождение от абстрактного к конкретному; системный.