Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания
6). Проблема идеального в философии
Сознание не только отражает мир, но творит его. Высшей формой отражения объективного мира в нашем сознании выступает идеальное. Метафизический материализм трактовал идеальное как образ внешнего мира, возникающий в голове в результате пассивного созерцания. Марксизм подчеркивает, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксизм не сводит идеальное к состоянию мозга, а рассматривает как особую функцию человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.
Эта проблема дискуссионная. Советский философ Д. Дубровский: идеальное сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа.
Другая точка зрения принадлежит Э. Ильенкову: идеальное есть отражение материальной действительности в общественно определенных формах мыслительной деятельности. Идеальное существует как деятельная способность человека. Это бытие вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта в виде ее внутреннего образа. Непосредственно идеальное представляется через «тело» слова, опирается на языковые значения, осуществляется в символе. Символ содержит в себе значение, смысл и основные очертания того объекта, идеальным бытием которого оно является. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств и связей.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте смысловое содержание категории бытия в историко-философской традиции.
2. От чего зависит содержательное наполнение категории бытия?
3. Проследите этапы формирования понятия материя.
4. Раскройте философский аспект проблемы антропогенеза.
5. В чем суть метафизической концепции движения?
6. Раскройте основные концепции пространства и времени.
7. Что такое идеальное?
8. Назовите базовые категории онтологии.
9. В сущность диалектики бытия и небытия?
10. Назовите наиболее существенные атрибутивные свойства пространства и времени.
Литература:
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.
2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.
4. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1999. Ч. 2. Гл. 1. С.133-152.
5.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
6.Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.
7. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.19-140, 192-230.
Дополнительная
1. Гарбичевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии. 1994. №.3.
2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М.,1987.
3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
4. Жаров А.М. Материя и сознание: Учебное пособие. Спб.,1994.
5.Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
6.Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Искусство и коммунистический идеал. М, 1984.
7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.
9. Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.
10.Канке В.А. Философия. М., 1997.
11. Кучевский В.В. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993.
12. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.
13. Мамилев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. № 10.
14. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990.
15. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.
16. Основы онтологии. СПб., 1997.
17. Прист С.Т. Теория сознания. М., 2000.
18.Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. № 5-6.
19.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.
20.Черняков А.Г. Онтология времени. СПб., 2001.
21.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22.
22.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
Тема 7. Проблема развития в философии - 4 часа
План лекции
1. Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики.
2. Основные законы развития.
3. Категории детерминации.
4. Категории структурных отношений.
5. Диалектика и системный подход.
1) Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики
Диалектика в своем развитии принимала такие формы как стихийная диалектика древних греков, идеалистическая и материалистическая.
Выделяют объективную (диалектика природы, общества, бытия, то есть диалектических закономерностей, действующих в мире) и субъективную диалектику (диалектику мышления, отражение в сознании объективной диалектики). Диалектика субъективна по форме, по способу существования, объективна по источнику, по происхождению. Диалектика вещей определяет диалектику идей.
Отличие и соотношение диалектики и метафизики.
1. Диалектика исходит из всеобщей универсальной взаимосвязи явлений и процессов; метафизика признает связи случайные, возводя в абсолют автономность вещи, теряет из виду взаимодействие.
2. Диалектика исходит из принципа качественных изменений явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным;
3. Диалектика исходит из внутренней противоположности, закономерно присущей любому явлению; метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной реальности.
4. Диалектика исходит из того, что источником развития является борьба внутренних противоположностей, а метафизика - внешняя сила.
Диалектика - наука о вещах, метафизика - о процессах. Диалектическое мышление не исключает метафизического: оно отводит ему известные пределы.
Диалектика - это и искусство творческого спора, и умение плодотворно развивать теорию идей, и искусство обнаружения истины. В диалектике два принципа: принцип всеобщей связи и взаимодействия (основанием которого является материальное единство всех предметов, которые развиваются и возникают только во взаимной обусловленности и организованность мира) и принцип развития.
2) Основные законы диалектики
Закон - существенная, устойчивая,
общая необходимая связь явлений. Выделяют
3 закона диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник и внутреннее содержание всякого развития.
Противоположности - различные противоречащие элементы, стороны, связи одного целостного образования. Противоречие - взаимосвязь, взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они взаимополагают и взаимоисключают друг друга.
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом осуществляется развитие, как реализуется его источник.
Каждая вещь обладает определенными свойствами. Свойство - способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Свойства не порождаются отношениями вещей, а лишь обнаруживаются в таких отношениях.
Они столь же материальны, что и вещи.
Качество - совокупность важнейших необходимых свойств, характеризующих предмет. Проблема объективности качеств была одной из вечных проблем.
Количество - совокупность свойств, указывающих на величину вещи, ее размеры. Это степень развития данного качества. Взаимосвязь количества и качества представляет собой единство противоположностей.
Мера- единство количества и качества.
Гегель сформулировал закон диалектики: непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого происходит качественное изменение, которое влечет за собой новые количественные изменения. Переход от одного качества к другому в процессе количественных изменений происходит в форме скачка. Открытия представляют собой скачок, переворот в науке, обусловливаются непрерывным накоплением знаний.
Закон отрицания отрицания выражает направленность процесса развития.
Под отрицанием понимается переход вещи в новое качество, обусловленное развитием свойственных ей противоречий.
Основные структурные элементы закона: «отрицание» и «отрицание отрицания». Их значительно больше, но для проявления сущности закона необходимо, чтобы произошли эти два. Диалектическое отрицание происходит, когда отрицаемое уже изжило себя, но может продолжать свое развитие в другой форме, в «снятом» виде. Количество отрицаний зависит от самого явления и от условий его функционирования. Спиралевидность означает, что в развитии имеет место поступательное движение с определенными возвратами к пройденным этапам на новой, более высокой основе. Данный закон означает, что развитие в мире идет в направлении от низшего к высшему.
3) Категории детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность)
Причина и Следствие
Одной из главных задач науки является ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины. Детерминизм - учение о причинно-следственных связях и отношениях явлений
Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или изменяет другое явление (взаимодействие материальных объектов или их элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения).
Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.
Необходимость и Случайность.
Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком.
Необходимость - это устойчивая внутренняя связь явлений, процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. Необходимость - это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность.
Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. Случайность - это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления.
Случайность - это способ реализации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.
Возможность и Действительность
Данные категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Возможность -- это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.
Возможность отражает существование в предметах и процессах тенденций, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что уже реально существует.
4) Категории структурных отношений (единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, часть и целое)
Единичное и Общее
Каждый философ начинал с поисков единичного и общего. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. Общее философы представляли по-разному: Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира.
Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черт, свойств. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающиеся по своим пространственным, временным и другим свойствам, от иных, в том числе подобных им предметов, явлений и вещей. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, его индивидуальность. Все то, что неповторимо в предмете, присуще только ему и отсутствует у других, можно назвать единичным. Крайним проявлением единичного является уникальное.
Но во всяком отдельном, единичном (как в проявлении материи) есть черты, которые повторяются - это общее. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего.
Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее.
В истории философии существовала проблема универсалий:
Содержание и Форма
Категория формы присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бэкон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант противопоставляет форму содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель считает, что материя есть единство содержания и формы.