Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания

Файлы: 1 файл

lekcii_po_filosofii-1741.doc

— 552.24 Кб (Скачать файл)

 

6). Проблема идеального в философии

Сознание не только отражает мир, но творит его. Высшей формой отражения  объективного мира в нашем сознании выступает идеальное. Метафизический материализм трактовал идеальное как образ внешнего мира, возникающий в голове в результате пассивного созерцания. Марксизм подчеркивает, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксизм не сводит идеальное к состоянию мозга, а рассматривает как особую функцию человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.

Эта проблема дискуссионная. Советский философ Д. Дубровский: идеальное сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа.

Другая точка зрения принадлежит Э. Ильенкову: идеальное есть отражение материальной действительности в общественно определенных формах мыслительной деятельности. Идеальное существует как деятельная способность человека. Это бытие вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта в виде ее внутреннего образа. Непосредственно идеальное представляется через «тело» слова, опирается на языковые значения, осуществляется в символе. Символ  содержит в себе значение, смысл и основные очертания того объекта, идеальным бытием которого оно является. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств и связей.  

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте смысловое содержание категории бытия в историко-философской традиции.

2. От чего зависит содержательное наполнение категории бытия?

3. Проследите этапы формирования понятия материя.

4. Раскройте философский аспект проблемы антропогенеза.

5. В чем суть метафизической концепции движения?

6. Раскройте основные концепции пространства и времени.

7. Что такое идеальное?

8. Назовите базовые категории онтологии.

9. В сущность диалектики бытия и небытия?

10. Назовите наиболее существенные атрибутивные свойства пространства и времени.

 

Литература:

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.

4. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1999. Ч. 2. Гл. 1. С.133-152.

5.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.

6.Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.

7. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.19-140, 192-230.

Дополнительная

1. Гарбичевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии. 1994. №.3.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М.,1987.

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

4. Жаров А.М. Материя и сознание: Учебное пособие. Спб.,1994.

5.Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.

6.Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Искусство и коммунистический идеал. М, 1984.

7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.

9. Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.

10.Канке В.А. Философия. М., 1997.

11. Кучевский В.В. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993.

12. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.

13. Мамилев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. № 10.

14. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990.

15. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.

16. Основы онтологии. СПб., 1997.

17. Прист С.Т. Теория сознания. М., 2000.

18.Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. № 5-6.

19.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.

20.Черняков А.Г. Онтология времени. СПб., 2001.

21.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22.

22.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

 

Тема 7. Проблема развития в философии - 4 часа

План лекции

1. Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики.

2. Основные законы развития.

3. Категории детерминации.

4. Категории структурных отношений.

5. Диалектика и системный подход.

 

1) Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики

Диалектика в своем развитии принимала такие формы как стихийная диалектика древних греков, идеалистическая  и материалистическая.

Выделяют объективную (диалектика природы, общества, бытия, то есть диалектических закономерностей, действующих в мире) и субъективную диалектику (диалектику мышления, отражение в сознании объективной диалектики). Диалектика субъективна по форме, по способу существования, объективна по источнику, по происхождению. Диалектика вещей определяет диалектику идей.

Отличие и соотношение диалектики и метафизики.

1. Диалектика исходит из всеобщей универсальной взаимосвязи явлений и процессов; метафизика признает связи случайные, возводя в абсолют автономность вещи, теряет  из виду взаимодействие.

2. Диалектика исходит из принципа качественных изменений явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным;

3. Диалектика исходит из внутренней противоположности, закономерно присущей любому явлению; метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной реальности.

4. Диалектика исходит из того, что источником развития является борьба внутренних противоположностей, а метафизика - внешняя сила.

Диалектика - наука о вещах, метафизика - о процессах. Диалектическое мышление не исключает метафизического: оно отводит ему известные пределы.

Диалектика - это и искусство творческого спора, и умение плодотворно развивать теорию идей, и искусство обнаружения истины. В диалектике два принципа: принцип всеобщей связи и взаимодействия (основанием которого является материальное единство всех предметов, которые развиваются и возникают только во взаимной обусловленности и организованность мира) и принцип развития.

 

2) Основные законы диалектики

Закон - существенная, устойчивая, общая необходимая связь явлений. Выделяют 3 закона диалектики.                           

Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник и внутреннее содержание всякого развития.

Противоположности - различные противоречащие элементы, стороны, связи одного целостного образования. Противоречие - взаимосвязь, взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они взаимополагают и взаимоисключают друг друга.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом осуществляется развитие, как реализуется его источник.

Каждая вещь обладает определенными свойствами. Свойство - способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Свойства не порождаются отношениями вещей, а лишь обнаруживаются в таких отношениях.

Они столь же материальны, что и вещи.

Качество - совокупность важнейших необходимых свойств, характеризующих предмет. Проблема объективности качеств была одной из вечных проблем.

Количество - совокупность свойств, указывающих на величину вещи, ее размеры. Это степень развития данного качества. Взаимосвязь количества и качества представляет собой единство противоположностей.

Мера- единство количества и качества.

Гегель сформулировал закон диалектики: непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого происходит качественное изменение, которое влечет за собой новые количественные изменения. Переход от одного качества к другому в процессе количественных изменений происходит в форме скачка. Открытия представляют собой скачок, переворот в науке, обусловливаются непрерывным накоплением знаний.

Закон отрицания отрицания выражает направленность процесса развития.

Под отрицанием понимается переход вещи в новое качество, обусловленное развитием свойственных ей противоречий.

Основные структурные элементы закона: «отрицание» и «отрицание отрицания». Их значительно больше, но для проявления сущности закона необходимо, чтобы произошли эти два. Диалектическое отрицание происходит, когда отрицаемое уже изжило себя, но может продолжать свое развитие в другой форме, в «снятом» виде. Количество отрицаний зависит от самого явления и от условий его функционирования. Спиралевидность означает, что в развитии имеет место поступательное движение с определенными возвратами к пройденным этапам на новой, более высокой основе. Данный закон означает, что развитие в мире идет в направлении от низшего к высшему.

 

3) Категории детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность)

Причина и Следствие

Одной из главных задач науки является ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины. Детерминизм - учение о причинно-следственных связях и отношениях явлений

Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или изменяет другое явление (взаимодействие материальных объектов или их элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения).

Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.

Необходимость и Случайность.

Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком.

Необходимость    -   это    устойчивая    внутренняя    связь    явлений,    процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. Необходимость - это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность.

Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. Случайность - это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления.

Случайность - это способ реализации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.

Возможность и Действительность

Данные категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Возможность -- это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.

Возможность отражает существование в предметах и процессах тенденций, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что уже реально существует.

 

4) Категории структурных отношений (единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, часть и целое)

Единичное и Общее

Каждый философ начинал с поисков единичного и общего. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. Общее философы представляли по-разному: Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира.

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черт, свойств. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающиеся по своим пространственным, временным и другим свойствам, от иных, в том числе подобных им предметов, явлений и вещей. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, его индивидуальность. Все то, что неповторимо в предмете, присуще только ему и отсутствует у других, можно назвать единичным. Крайним проявлением единичного является уникальное.

Но во всяком отдельном, единичном (как в проявлении материи) есть черты, которые повторяются - это общее. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего.

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее.

В истории философии существовала проблема универсалий:

Содержание и Форма

Категория формы присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бэкон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант противопоставляет форму содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель считает, что материя есть единство содержания и формы.

Информация о работе Лекции по "Философии"