Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания
3) Экономическое бытие общества
Производство - деятельность, посредством которой люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей и в меру возможностей регулируют обмен веществ между природой и собой. Под способом производства понимается конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств существования, осуществляемый в исторически определенных формах общественных отношений. СП материальной жизни обусловливает все духовные процессы жизни.
Способ производства (СП) = производительные силы (ПС) (отношение людей к силам природы) + производственные отношения (ПО) (отношения друг к другу в процессе производства).
ПС= орудия труда (станки, машины) +предмет труда (участок земли или угольный пласт) + Человек (главная ПС).
СП - материальный процесс. Материальны и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства.
ПО - это определенные, необходимые, от воли людей не зависящие отношения, которые складываются не проходя через сознание людей. Структура ПО:
Отношение к средствам производства (отношения собственности)--основное;
Отношение обмена деятельностью и способностями;
Отношение распределения материальных благ;
Отношение потребления материальных благ.
Маркс называет экономические отношения первичными, определяющими все другие отношения между людьми в процессе производства, но нельзя считать, что ПО абсолютно независимы от субъекта и их сознательной деятельности, определенного течения исторического процесса.
В обществе действует закон соответствия ПО уровню и характеру развития ПС.
4) Социальная структура общества
Социальная сфера общества - это сфера повседневной жизнедеятельности людей, в которой реализуются потребности, в которой происходит воспроизведение и обогащение социального бытия субъектов истории. Социальную сферу можно представить как систему взаимоотношений между социальными общностями и группами по поводу их общественного неравенства и неодинаковой роли в общественной жизни, что обусловлено системой общественного разделения труда, отношением к средствам производства.
Социальная структура общества
есть целостная совокупность всех функционирующих
в нем общностей, взятых в их взаимодействии.
Социальная структура формируется под
воздействием природных различий между
людьми (по полу, возрасту, расе); интеллектуальных
особенностей (различия по характеру,
темпераменту, способностям). Социальная
структура включает в себя этническую,
демографическую, поселенческую, профессионально-
5) Политическое бытие общества
Политическое бытие общества есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.
Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством. Политика - это первая идеологически организованная сила. Как общественное явление она возникает, когда общество раскалывается на классы и появляется государство. «Политика есть концентрированное выражение экономики, ее обобщение и завершение». Главное в политике - завоевание и сохранение государственной власти. Она отражает экономику через призму политических интересов. Структура политики: политические отношения (складываются в процессе совместной деятельности партий, групп и государств), политическое сознание (свои идеи пропагандируют с помощью 4 власти - средств массовой информации) и политические организации.
Политической организацией общества, призванной обеспечить интегрированность общества, но одновременно выполняющей специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют, является государство.
Проблема происхождения государства дискуссионная.
Основные предпосылки возникновения государства: появление частной собственности, раскол общества на классы и непримиримость классовых интересов. Государство становится тем учреждением, которое превращает с помощью юридических законов волю господствующего класса в обязательную для всех членов общества. В этом состоит сила государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, на материально-финансовые средства, кадровый состав. Государство становится политической организацией экономически господствующего класса. Признаки государства: наличие публичной власти, право на применение насилия, налоги, суверенитет, разделение по территориальному признаку.
6) Духовная жизнь общества
Духовная жизнь - это социально-исторический процесс производства и потребления людьми духовных ценностей. Ценность - способность чего-либо удовлетворять какую-либо потребность.
Общественное сознание и его структура..
Сознание - способность человека идеально воспроизводить действительность. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс). Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и воздействует на общественное бытие.
Выделяют два уровня общественного сознания: эмпирический - уровень обыденного сознания, повседневных потребностей, охватывает внешние связи, не обладает прогнозированием, не систематизирован в целом, включает опыт народных масс (знания в области производства, быта, фольклор, народная медицина).
Теоретический - систематизированное сознание, дифференцированно, познание сущности явлений.
Сферы О.С.: общественная психология, идеология, наука и формы О.С. (политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская, научная).
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для общества в целом и для каждой большой группы.
Идеология представляет собой систему взглядов и представлений определенных социальных групп. Общ. психология - эмоциональный уровень, идеология- рациональный.
В последнее время распространено понятие менталитета. Это духовно-психологический облик общества.
7) Экологическое бытие общества
В истории философии природа понималась по разному: в античности- жизнь в согласии с природой, в средние века - природа сотворена богом, в эпоху Возрождения - источник красоты и наслаждения. И только в 17 веке природа становится объектом активной преобразовательной деятельности человека. Сейчас господство над природой обернулось экологическим кризисом.
С появлением общества и развитием науки и техники биосфера постепенно переходит в ноосферу, то есть такое состояние, когда развитие биосферы будет управляться разумом человека. Термин предложен Э.Леруа, концепция развита Вернадским и Тейяром де Шарденом. Ноосфера - высшая стадия биосферы, определяемая производственной деятельностью разумного человека.
Человек обитает в естественной («первая природа») и искусственной («вторая природа») средах.
Географическая среда. влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства; на производительность труда; на развитие способностей человека; на менталитет общества, на формирование культуры, традиций и обычаев, на здоровье. Влияние географической среды на развитие общества зависит от уровня развития материального производства и потребностей общества.
Экологический кризис - глобальный процесс неблагоприятных изменений естественных условий существования живых организмов, биосферы в целом, грозящих подрыву ее динамического равновесия.
Задача - формирование экологического сознания, когда человек автоматически будет реагировать на любые нарушения экологического равновесия
Путем постановки экологической деятельности на широкую научную основу, проведения разумной экологической политики, в результате коллективных усилий объединенного человечества можно сохранить планету.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается специфика социальной системы?
2. Какова структура общественно-экономической формации?
3. Раскройте признаки государства.
4. Что такое страта?
5. Какие существуют формы общественного сознания?
6. В чем суть современной экологической ситуации?
7. В чем состоит ограниченность концепции «географического детерминизма?
8. Как соотносятся понятия «общественный» и «социальный»?
Литература
Основная
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.
3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.
4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
5. Социальная философия: Учебное пособие для Вузов. М, 1995.
Дополнительная
1. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993. Ч.1. Раздел 3. Гл.7.
2. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
4.Введение в биоэтику: Учебное пособие. М., 1999.
5. Гобозов И.А. Введение в историю философию. М., 1999.
6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
7. Канке В.А. Философия. М., 1998.
8. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М., 1988.
9. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М., 1991.
10. Лузан А.А. Политическая жизнь общества: вопросы теории. Киев, 1989.
11. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Соч. Т.13.
12. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. Раздел 2.
13. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.
14. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
15. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
16. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
Тема 12. Философия истории - 2 часа
План лекции:
1. Проблема периодизации истории
2. Понятие цивилизации
3. История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории
4. Общественный прогресс и его критерии
5. Субъекты истории. Роль личности в истории
Философско-исторический анализ общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды, эпохи. Оно связано с тем, что необходимо представить, в каком направлении история развивается, какие этапы проходит, чем они отличаются друг от друга и каковы критерии их выделения.
Существовали различные попытки определения основных ступеней истории. Кант, Фихте, Гегель при членении истории исходили из изменения духовного начала. Кант говорил о движении общества к нравственно автономной личности; Фихте выделял пять ступеней, которые различались уровнем самосознания индивида, степенью развития разума;
Гегель положил в основание членения уровень самопознания обществом идеи свободы и выделял 4 мира (Восточный - детский возраст истории, где царствует деспотизм; Греческий - период юности, когда формируется индивидуальность, но субъект придерживается законов, обычаев, преобладает демократия; Римский мир - возраст возмужалости, характеризуется не подчинением произволу господина, а служит общей цели, преобладает аристократия; Германский мир - дух нового мира, цель которого в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы, содержанием которой является сама ее абсолютная форма. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется конституционная монархия).
Маркс в основу деления исторического процесса положил СП материальных благ и ввел категорию ОЭФ, которая выражает общую логику развития общества.
Другое деление истории - на предысторию (господство стихийных сил над человеком, отчуждение труда) и подлинную историю (универсальное развитие личности, сознательное воздействие в гуманных целях на мир)
Энгельс предложил иное членение, определяемое формами материального производства и формами воспроизводства жизни:
Эпоха дикости- человек занимается собирательством и охотой (сотни тысяч лет); эпоха варварства или перехода к оседлости - занимались скотоводством и земледелием (10 тыс. лет); эпоха промышленной цивилизации, когда ручной труд заменился машинным производством. (с 16 -17 в. по н.вр.)
Ясперс: история определяется духовными факторами. Ступени развития и осознания межчеловеческих духовных связей и есть ступени самой истории..
Концепция «технологического детерминизма» (Олвин Тоффлер, Раймон Арон, Даниэлл Белл), согласно которой прогресс науки и техники определяет единые пути всемирной истории.
2) Понятие цивилизации
«Понятие цивилизации трудно анализировать, хотя всем известно, что оно означает» (Уайтхед). Это понятие употребляется в нескольких смыслах: