Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания

Файлы: 1 файл

lekcii_po_filosofii-1741.doc

— 552.24 Кб (Скачать файл)

 

3) Экономическое бытие общества

Производство - деятельность, посредством которой люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей и в меру возможностей регулируют обмен веществ между природой и собой. Под способом производства понимается конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств существования, осуществляемый в исторически определенных формах общественных отношений. СП материальной жизни обусловливает все духовные процессы жизни.

Способ производства (СП) = производительные силы (ПС) (отношение людей к силам природы) + производственные отношения (ПО) (отношения друг к другу в процессе производства).

ПС= орудия труда (станки, машины) +предмет труда (участок земли или угольный пласт) + Человек (главная ПС).

СП - материальный процесс. Материальны и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства.

ПО - это определенные, необходимые, от воли людей не зависящие отношения, которые складываются не проходя через сознание людей. Структура ПО:

Отношение к средствам производства (отношения собственности)--основное;

Отношение обмена деятельностью и способностями;

Отношение распределения материальных благ;

Отношение потребления материальных благ.

Маркс называет экономические отношения первичными, определяющими все другие отношения между людьми в процессе производства, но нельзя считать, что ПО абсолютно независимы от субъекта и их сознательной деятельности, определенного течения исторического процесса.

В обществе действует закон соответствия ПО уровню и характеру развития ПС.

 

4) Социальная структура общества 

Социальная сфера общества - это сфера повседневной жизнедеятельности людей, в которой реализуются потребности, в которой происходит воспроизведение и обогащение социального бытия субъектов истории. Социальную сферу можно представить как систему взаимоотношений между социальными общностями и группами по поводу их общественного неравенства и неодинаковой роли в общественной жизни, что обусловлено системой общественного разделения труда, отношением к средствам производства.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Социальная структура формируется под воздействием природных различий между людьми (по полу, возрасту, расе); интеллектуальных особенностей (различия по характеру, темпераменту, способностям). Социальная структура включает в себя этническую, демографическую, поселенческую, профессионально-образовательную и классовую подструктуры.

 

5) Политическое бытие общества

Политическое бытие общества есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством. Политика - это первая идеологически организованная сила. Как общественное явление она возникает, когда общество раскалывается на классы и появляется государство. «Политика есть концентрированное выражение экономики, ее обобщение и завершение». Главное в политике - завоевание и сохранение государственной власти. Она отражает экономику через призму политических интересов. Структура политики: политические отношения (складываются в процессе совместной деятельности партий,  групп и государств), политическое сознание (свои идеи пропагандируют с помощью 4 власти - средств массовой информации) и политические организации.

Политической организацией общества, призванной обеспечить интегрированность общества, но одновременно выполняющей специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют, является государство.

Проблема происхождения государства дискуссионная.

Основные предпосылки возникновения государства: появление частной собственности, раскол общества на классы и непримиримость классовых интересов. Государство становится тем учреждением, которое превращает с помощью юридических законов волю господствующего класса в обязательную для всех членов общества. В  этом состоит сила государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, на материально-финансовые средства, кадровый состав. Государство становится политической организацией экономически господствующего класса. Признаки государства: наличие публичной власти, право на применение насилия, налоги, суверенитет, разделение по территориальному признаку.

 

6) Духовная жизнь общества

Духовная жизнь - это социально-исторический процесс производства и потребления людьми духовных ценностей. Ценность - способность чего-либо удовлетворять какую-либо потребность.  

Общественное сознание и его структура..

Сознание - способность человека идеально воспроизводить действительность. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс). Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и воздействует на общественное бытие. 

Выделяют два уровня общественного сознания: эмпирический - уровень обыденного сознания, повседневных потребностей, охватывает внешние связи, не обладает прогнозированием, не систематизирован в целом, включает опыт народных масс (знания в области производства, быта, фольклор, народная медицина).

Теоретический - систематизированное сознание, дифференцированно, познание сущности явлений.

Сферы О.С.: общественная психология, идеология, наука и формы О.С. (политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская, научная).

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для общества в целом и для каждой большой группы.

Идеология представляет собой систему взглядов и представлений определенных социальных групп. Общ. психология - эмоциональный уровень, идеология- рациональный.

В последнее время распространено понятие менталитета. Это духовно-психологический облик общества.

 

7) Экологическое бытие общества

В истории философии природа понималась по разному: в античности- жизнь в согласии с природой, в средние века - природа  сотворена богом, в эпоху Возрождения - источник красоты и наслаждения. И только в 17 веке природа становится объектом активной преобразовательной деятельности человека. Сейчас господство над природой обернулось  экологическим кризисом.

С появлением общества и развитием науки и техники биосфера постепенно переходит в ноосферу, то есть такое состояние, когда развитие биосферы будет управляться разумом человека. Термин предложен Э.Леруа, концепция развита Вернадским и  Тейяром де Шарденом. Ноосфера - высшая стадия биосферы, определяемая производственной деятельностью разумного человека.

Человек обитает в естественной («первая природа») и искусственной («вторая природа») средах.

Географическая среда. влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства; на производительность труда; на развитие способностей человека; на менталитет общества, на формирование культуры, традиций и обычаев, на здоровье. Влияние географической среды на развитие общества зависит от уровня развития материального производства и потребностей общества.

Экологический кризис - глобальный процесс неблагоприятных изменений естественных условий существования живых организмов, биосферы в целом, грозящих подрыву ее динамического равновесия.

Задача - формирование экологического сознания, когда человек автоматически будет реагировать на любые нарушения экологического равновесия

Путем постановки экологической деятельности на широкую научную основу, проведения разумной экологической политики,  в результате коллективных усилий объединенного человечества можно сохранить планету.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается специфика социальной системы?

2. Какова структура общественно-экономической формации?

3. Раскройте признаки государства.

4. Что такое страта?

5. Какие существуют формы общественного сознания?

6. В чем суть современной экологической ситуации?

7. В чем состоит ограниченность концепции «географического детерминизма?

8. Как соотносятся понятия «общественный» и «социальный»?

 

Литература

Основная

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.

3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.

4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

5. Социальная философия: Учебное пособие для Вузов. М, 1995.

Дополнительная

1. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993. Ч.1. Раздел 3. Гл.7.

2. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

4.Введение в биоэтику: Учебное пособие. М., 1999.

5. Гобозов И.А. Введение в историю философию. М., 1999.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

7. Канке В.А. Философия. М., 1998.

8. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М., 1988.

9. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М., 1991.

10. Лузан А.А. Политическая жизнь общества: вопросы теории. Киев, 1989.

11. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Соч. Т.13.

12. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. Раздел  2.

13. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.

14. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

15. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.

16. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

 

Тема 12. Философия истории - 2 часа

План лекции:

1. Проблема периодизации истории

2. Понятие цивилизации

3. История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории 

4. Общественный прогресс и его критерии

5. Субъекты истории. Роль личности в истории 

 

  1. Проблема периодизации истории. Понятие цивилизации

Философско-исторический анализ общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды, эпохи. Оно связано с тем, что необходимо представить, в каком направлении история развивается, какие этапы проходит, чем они отличаются друг от друга и каковы критерии  их выделения.

Существовали различные попытки определения основных ступеней истории. Кант, Фихте, Гегель при членении истории исходили из изменения духовного начала. Кант говорил о движении общества к нравственно автономной личности; Фихте выделял пять ступеней, которые различались уровнем самосознания индивида, степенью развития разума;

Гегель положил в основание членения уровень самопознания обществом идеи свободы и выделял 4 мира (Восточный - детский возраст истории, где царствует деспотизм; Греческий - период юности, когда формируется индивидуальность, но субъект придерживается законов, обычаев, преобладает демократия; Римский мир - возраст возмужалости, характеризуется не подчинением произволу господина, а служит общей цели, преобладает аристократия; Германский мир - дух нового мира, цель которого в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы, содержанием которой является сама ее абсолютная форма. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется конституционная монархия).

Маркс в основу деления исторического процесса положил СП материальных благ и ввел категорию ОЭФ, которая выражает общую логику развития общества.

Другое деление истории - на предысторию (господство стихийных сил над человеком, отчуждение труда) и подлинную историю (универсальное развитие личности, сознательное воздействие в гуманных целях на мир)

Энгельс предложил иное членение, определяемое формами материального производства и формами воспроизводства жизни:

Эпоха дикости-  человек занимается собирательством и охотой (сотни тысяч лет); эпоха варварства или перехода к оседлости - занимались скотоводством и земледелием (10 тыс. лет); эпоха промышленной цивилизации, когда ручной труд заменился машинным производством. (с 16 -17 в. по н.вр.) 

Ясперс: история определяется духовными факторами. Ступени развития и осознания межчеловеческих духовных связей и есть ступени самой истории..

Концепция «технологического детерминизма» (Олвин Тоффлер, Раймон Арон, Даниэлл Белл), согласно которой прогресс науки и техники определяет единые пути всемирной истории.

 

2) Понятие цивилизации

«Понятие цивилизации трудно анализировать, хотя всем известно, что оно означает» (Уайтхед). Это понятие употребляется в нескольких смыслах:

Информация о работе Лекции по "Философии"