Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания

Файлы: 1 файл

lekcii_po_filosofii-1741.doc

— 552.24 Кб (Скачать файл)

Чтобы реализовать себя человек должен иметь определенное количество материальных благ, к которым он должен относится не как предмету поклонения, а функционально. Речь должна идти не об отказе от материальных благ, а об оптимальном сочетании этих смысложизненных установок, при котором приоритет остается за ориентацией человека на самореализацию себя как духовного существа.

 

3)  Проблема отчуждения в философии

Труд есть сущность человека, то, благодаря чему он общественное существо, способное к многообразной деятельности, к беспредельному прогрессу.

Труд, с одной стороны, специфическая творческая, формирующая человека сила, с другой, это принудительный, деформирующий, уродующий человека феномен. Другими словами, труд выступает как способ самореализации личности, с другой, не подчиняется производителю, «управляется извне», становится не потребностью, а наказанием.

Сущность отчужденного труда заключается в том, что на определенном этапе развития общества, в результате общественного разделения труда, продукты челов. деятельности превращаются в самостоятельную независимую от людей силу, господствующую над ними и враждебную им.

В условиях отчужденного труда происходит опустошение духовного содержания личности, «утрата» самого себя. Человек включается в трудовой процесс не как творческое существо, а как механический исполнитель чужой воли. Он выступает не как целостный, а как «частичный» индивид, который не может проявить свои способности. Исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а именно разделение труда (между земледелием и скотоводством; ремеслом, торговлей и земледелием; умственным и физическим трудом). Поскольку разделение труда неуничтожимо, то отчуждение будет сохраняться. Другой вопрос: смягчение степени остроты отчуждения - сочетание социально-экономических реформ с соответствующим воздействием на общественное сознание. 

 

4) Философия культуры: сущность и основные подходы

В понятии «культура» нашло выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию ни природных, ни божественных сил.

Существенное значение имела культурная практика эпохи Возрождения, которая положила начало новой гуманистической, светской культуре.

Существует три подхода в определении культуры:

1.эмпирический, описательный представляет культуру как сумму, результат деятельности человека, то есть совокупность предметов и ценностей из которых складывается результат.

2.оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения оцениваемого с эталоном,

3.деятельностный рассматривает культуру как специфически человеческий способ деятельности. Культура - это не сама деятельность, а тот СПОСОБ, которым она осуществляется.

Действительным содержанием и главным результатом исторического развития выступает развитие человека как общественно- производительного субъекта деятельности. История есть, в конечном счете, история развития самого человека. По культуре мы судим не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрылся в результатах своей деятельности.

Материальная культура - достижения, главным образом показывающие степень овладения человеком силами природы, совершенствование орудий труда, технический уровень производства.

Духовная показывает  уровень и глубину познания природы и общества, внедрение в общественную жизнь прогрессивных идей и положительных знаний. Это уровень достижений в области нравственности, искусства, науки, культуры чувств. Культура - это способ проявления сущностных сил человека, его физических и духовных потенций.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1.  Что такое личность?

2. Раскройте основные аспекты проблемы отчуждения.

3. В чем заключается ограниченность биологизаторских концепций?

4. Сформулируйте свое понимание смысла жизни.

5. Каково соотношение культуры и цивилизации?

6. Чем отличается предмет культуры от природного предмета? 

 

Литература:

Основная

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.

2. Философская антропология. Учебное пособие. СПб., 2005.

3. Феномен человека. Антология. М., 1993.

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

2. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987.

3. Гуревич П. Философия культуры. М., 1996.

4. Кузнецов  Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.

6. Культура, человек и картина мира. М., 1987.

7. Проблема человека в западной философии. М, 1988.

8. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

9. Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992.

10. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

12. Фомина З.В. Ценности человеческого бытия. Саратов, 2001.

13. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

14. Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.

15. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Философии"