Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

Место и роль философии  в системе духовной культуры. Философия  и мировоззрение.

Термин философия  происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к  мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира. Если познание мира осуществляется на научной основе, то философия включает в себя научные знания и их субъективное осмысление. Если познание мира идет на основе веры, то философия приобретает религиозную форму и ее целью является познание роли бога в жизни природы и человека.

Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и философ  Гераклит. Совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философии  – научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии  заключалась в познание вечных и  абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего  в самом мире, а ее предметом  являются первые начала и причины  бытия. Понимание предмета философии  связано с социально-историческими  условиями. Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к    соответственным  интересам.

Философию отличает разнообразие подходов и пониманий  к своему собственному предмету и  свидетельствует о ее множественном  характере. Философию можно определить как учение об общих принципах  бытия, познания и отношений человека и мира. Философия всегда оформляется  в виде теорий, формирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика  философской теории заключается  в том, что ее законы, категории  и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Мировоззрение – это система взглядов на мир и на место человека в мире. Она включает в себя: 1.знания.

2. ценности (понятие  о добре, истине, красоте).

3. убеждение  (уверенность в правоте своих  взглядов).

4. идеалы (то  к чему человек стремится).

Типы  мировоззрения:

1. Житейское  или обыденное – это взгляды, основанные на опыте повседневной жизни.

2. Религиозное  – это взгляды, основанные  на вере в существование сверхъестественных  сил, которые управляют судьбой  человека.

3. Научное –  это взгляды, основанные на объективных научных знаниях. У каждого человека есть все 3 типа мировоззрения, но доминирует какой-то один. Этот тип и определяет его поступки.  

Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки. 

Философия –  форма духовной культуры. Процесс  формирования философии закончился в сер. 1 тыс. до н.э. в Др.Греции. Но первые философские взгляды начали формироваться  еще в первобытном обществе. Первобытный человек пытался ответить на вопросы: 1.Что такое жизнь и смерть? 2.Как человек с вязан с окружающим миром? 3.Почему в обществе существуют разные отношения между людьми? Ответы на эти вопросы получить было неоткуда, потому что знаний было мало. И первобытный человек начал придумывать эти ответы, основываясь на эмоциях на ассоциациях (связь, основанная на сходстве между известным и неизвестным). Результатом поиска стала мифология – первый донаучный фантастический способ объяснения природных и общественных явлений. Не зная подлинных причин, происходящего в природе и обществе, человек объяснял все действием фантастических сил, которые управляют миром. Первоначально сверхъестественные существа имели в сознании людей облик животных, а затем они стали антропоморфными (имеющие облик человека). В мифологии накапливались не только фантазии людей, но и реальные знания, которые человек получал в процессе своей деятельности (астрономические, математические, биологические и др.) Когда знаний стало много, они стали противоречить фантазиям и мифология разделилась на религию и натурфилософию. Религия унаследовала от мифологии веру в сверхъестественный мир. А натурфилософия включала в себя научные знания и философские размышления. В сер. 1 тыс. до н.э. натурфилософия разделилась на науку и философию. Наука – система объективных знаний, основанная на эксперименте. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. 

Предмет философии. Философия  и наука. 

Существует  множество терминов понятия философии.

Философия – это занятие некоторых людей, состоящее в размышлениях о самом  себе, а других людях, о мире в  целом, но для некоторых людей  это еще размышления о Боге.

Философия – особая область знаний, основу которых составляет самосознание, размышления  человека о самом себе, о своих  взаимоотношениях с другими людьми, природой и Богом.

Впервые слово философия применил греческий  ученый – Пифагор. В своем описании Олимпийских игр он заметил, что  все люди, которые пришли на игры, могут быть разделены на:

  • Те, которые ищут славу
  • Те, кто пришел торговать
  • Те, кто пришли ради размышлений, наблюдений над жизнью, людьми, над миром в целом. Ищущие истину. Эти люди и есть философы.
 
 

Функции философии. Методологическая роль философии.

Философия – вид познавательной деятельности, поэтому ее первой функцией является познавательна (гносеологическая). Гносеология – учение о познание мира и познавательности мира. 2-я функция философии: Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в мире. Она включает: 1.знание, 2.ценности(добро, истина, красота), 3.убеждения (уверенность в праве своих взглядов), 4.идеалы (то к чему стремятся). 3 типа мировоззрения: 1. житейское или обыденное. 2. религиозное. 3.научное. 4. философское. 3-я функция: Методологическая. Метод – способ или совокупность правил, помогающих человеку достичь цели деятельности. 3 типа методов познания: 1.частнонаучное, 2.общенаучное (анализ, синтез, дедукция, индукция), 3.всеобщее или философское (метафизика, диалектика). У каждого человека есть первые три типа мировоззрения, но доминирует какой-то один, этот тип определяет  его поступки. 4 тип мировоззрения: философское – свободное, критическое размышление о мире и человеческой жизни. Он может быть и научным и религиозным. Религиозное философское мировоззрение называется идеалистическим, а научное -  материалистическим. 

Особенности социального познания. Онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны  социального познания.

Познание общества имеет следующие особенности:

1 Объективные  законы материального мира проявляются  через деятельность субъектов,  т.е. людей. Это влияние субъектов  на объективные процессы называется  субъективным фактором. Из-за действия  субъективного фактора объективные  законы проявляются по разному , в разное время и в разных местах.

2. Изменения  в обществе происходят быстрее,  чем изменения  в природе.  Этапы развития природы длятся  миллионы лет, а этапы человечества  тысячи или сотни. 

3. Историческое  развитие в отличие от природного  имеет не прямолинейный, а зигзагообразный  характер из-за действия субъективного  фактора. 

4. Познания обычно начинаются со сбора фактов, затем ставится теоретическая задача, факты анализируются, либо подтверждают, либо опровергают гипотезу. Проверка полученных знаний происходит на практике. Социальное познание начинается с постановки теоретической задачи, под которую отбираются факты, если факты подтверждают гипотезу, то создается социальная теория – система знаний об обществе, включающая в себя понятия суждения и закон. Социальную теорию не всегда можно проверить на практике, ее задача заключае6тся в том, чтобы направлять исследования общества и по возможности объяснять его.

3стороны  социального познания:

1. Онтологическая: выявление объективных законов общественного бытия (жизни). Общественное бытие – это жизнь человека в обществе. Исходя из положения о материалистическом характере общества, философия предполагает, что как и в остальном материальном мире в социуме действуют объективные законы и факторы. Такими являются законы и факторы экономики. Их нельзя отменить потому что в них заинтересован человек как материальное существо. Без них невозможно удовлетворение его физиологических материальных потребностей. Если не будет экономики, человечество вымрет, либо деградирует. С позиции идеализации объективным в обществе могут быть законы, установленные сверхъестественным разумом (Богом).

2. Гносеологическая: заключается в том, что бы получить в процессе познания социальную истину, которую в последствии можно использовать на практике, если в обществе действуют объективные закономерности, то через изучение социальных фактов эти закономерности можно познать. Установить истинность социальных знаний можно. Социальной истиной признается только то, что подтверждается множеством социальных фактов, имеющих различное происхождение. Но и в этом случае нужно помнить о действии субъективного фактора.

3. Аксиологическая: дать максимально объективную оценку общественным явлениям. В обществе все события значимы, но значимость различна. Одни способствуют развитию прогресса. Критерий прогресса позволяет определить ценность социальных фактов. Кроме того у каждого исследователя есть своя система ценностей с помощью которой он и изучает общество. Один и тот же факт может получить разные,  и даже противоположные оценки. Синтез этих оценок позволит рассмотреть социальные явления со всех сторон, а значит максимально приблизится к объективной истине 

Структура философского знания 

  1. Антропология (наука о человеке)
  2. Гносеология (Главное – это способность к познанию)
  3. Логика (Наука о знании, разуме)
  4. Этика (Наука о нормах поведения)
  5. Социология (Наука о законах развития общества)
  6. Онтология (Изучает окружающее человека - Бытие)
  7. Диалектика (Наука о движении)
  8. Теология (Наука о Боге, Высших силах)
  9. Аксиология (Наука о ценностях)
 

Формы философии 

  • Научная
  • Религиозная
  • Литературно – художественная
 

Возникновение научной формы  философии

Время: 1тысячелетие до н. э (3 тыс. лет тому назад)

Место: Индия, Китай, Др. Греция

Особенности: системность, опора на разум 

Возникновение религиозной формы философии

Время: II тыс. лет до н. э. (4 тыс лет тому назад)

Место: Индия (буддизм), Иудея (иудаизм), Греция (язычество)

Особенности: системность, опора на веру 

Возникновение литературно - художественной формы философии

Время: III тыс. лет до н.э. (5 тыс. лет назад)

Место: Греция, Вавилония

Особенности: фрагментарность, опора на веру 

Основные  этапы истории  философии 

  1. Античная  философия (VII в до н.э. – V в н.э)
  2. Средневековая философия (V - XV)
  3. Философия Возрождения (XV - XVI)
  4. Философия нового времени (XVII)
  5. Философия Просвещения (XVIII)
  6. Немецкая классическая философия (XVIII - XIX)
  7. Русская философия (c IX)
  8. Современная западная философия (XV - XXI)
 

Особенности античной философии

  1. Философия эпохи рабовладения
  2. Рационалистическая философия
  3. Философия природы (натурфилософия)
  4. Многообразие направлений и школ
  5. Самый длительный период (12 веков)
  6. Опирается на разум, а не на веру
 

Этапы 

Этап Даты Представители
Ранний VII – VI в до н.э. Фалес

Пифагор

Гераклит

Демокрит

Классический V – IV до н.э Сократ

Платон

Аристотель

Эллинистическо - римский III в до н.э – V в н.э Эпикур (эпикуреизм)

Зенон (стоицизм)

Пиронн (скептицизм)

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение