Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

 

Ранний  этап 

           1. Фалес (ок.624 – 547 до н.э.)

     Первый  исторически достоверный представитель  древнегреческой философии. Купец,

астроном (предсказал солн. затмение в Греции в 585 году до н.э.).

     Первым  указал на конкретную, естественную причину (основу) происхождения природы. Единая основа всех вещей – вода. (Это – материализм). Все происходит из воды и воду обращается (жизнь из влажного). Земля – диск на воде.

      Несмотря  на наивность  идеи Фалеса о первосущности воды, тем самым был проложен путь к естественному объяснению происхождения природы. 

Пифагор (580-500 до н.э.), (с острова Самос),

объективный идеалист.

      Большой вклад в развитие математики и  астрономии.

Сам ничего не писал. Многое ему приписано, в т.ч. и  знаменитая теорема про треугольник (сумма квадратов двух катетов  равна квадрату гипотенузы).

      Онтология Пифагора:

      Первоначалом, основой мира являются числа, количественные отношения. (Это – объективный  идеализм).

      Основывался на открытии числового ряда, например, количественного интервала в  музыкальной гармонии.

      Пифагор: «Вселенная есть ничто иное как гармония чисел». Сочетания чисел выражают собой вещи и их закономерности. Познание природы возможно лишь через познание числа и числовых отношений. Главное число – 10.  

      Пифагор переносил количественные отношения  на все остальное в мире. Это  привело его к абсолютизации  чисел (идеального) и к односторонности (метафизичности) в понимании мира.

      Пифагор абсолютизировал роль чисел, но при  этом показал их большую роль и  значение в природе и в жизни  человека. 

Гераклит (ок.544- ок.483), материалист,

 родоначальник  объективной диалектики (т.е. диалектики  вещей в природе).

  В основе всего огонь. Все возникает из огня и в него же превращается, в т.ч. не только обычные материальные тела, но и души людей (они тоже материальны - сухой огонь).

                   Основные идеи Гераклита:

1. Всеобщая  изменчивость мира: “Все течет,  все изменяется, нет ничего неподвижного”.

      2. Качественный характер изменений  (развитие):

      “В  одну и ту же реку нельзя войти дважды,

т.к. на входящего текут все новые  и новые воды”.

      3. Противоречивость мира. “Жизнь природы  есть непрерывный поток движения. Противоположности переходят одна  в другую” (Теплое холоднеет, влажное усыхает и т.д.).

Источник  движения и развития  - противоречия, борьба между противоположностями. Война это и борьба противоположностей и их единство. «Война всеобща, справедливость в распре, все рождается через  распрю».  

      4. Сформулировал принцип релятивизма всё существующее носит относительный (временный) характер (из-за всеобщей изменчивости мира). Поэтому все предметы и явления следует рассматривать друг относительно друга (во взаимосвязи).

      Относительно  все, включая и истину (то есть истина не абстрактна, а конкретна - для  определенных явлений и времени).

      В отсутствие филос. терминологии, Гераклит выражал свои диал. идеи не в филос. понятиях, а в конкретных художественных образах.

     Примеры относительности Гераклита:

1) Что  лучше золото или солома? - «Ослы золоту предпочли бы солому”.

2) Морская  вода - чистая или грязная? - “Морская  вода - чистейшая и грязная - соответственно  для рыб и для людей”.

3) Прекраснейшая  обезьяна отвратительна по сравнению  с человеком”. 

     Абсолютный  релятивизм признание наличия всеобшей, абсолютной относительности, т.е. отсутствие всякой устойчивости в мире, следовательно, и наличие какой-либо истины. 

Классический  этап 

Сократ (469-399) – объективный идеалист, скульптор.

     Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или  спора. Создал в Афинах философскую  школу. Осужден за критику богов  и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!).  Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»). 

Гноселогия Сократа:

     Скептически относился к возможности и  необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов  чувств. Это противно Богу, который  руководит природой. Т.е. Сократ был  агностиком в познании материального  мира.

      Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его  душа. В ней сущность человека. Поэтому  главная задача человека – самопознание для нахождения общечеловеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше.

Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и  принципам.

      «Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).

      Знание есть обнаружение общего для ряда вещей (т.е. создание понятий). 

Этика Сократа: сторонник рационалистической этики (этического идеализма).

      Дурные  поступки людей - из-за незнания или  заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек  может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Т.о. знание есть источник нравственного  развития общества.

      Т.о. Сократ – рационалист и об. идеалист, т.к. гл. движущая сила  развития общества – знание (т.е. идеальное начало). 

Логика  Сократа:

      Развил  искусство спора для исследования и совершенствования понятий  с помощью диалектики (путем последовательного  и качественного уточнения и  углубления понятий).

      Это т.н. «субъективная диалектика», т.е. диалектика понятий, мышления, в отличие  от объективной диалектики природы (вещей). Противоречия есть движущаяся сила развития. Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий.

Создал  т.н.  «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия.

      Например:

диалог  «Сократа – Евтидем» о понятии «несправедливость»:

     1 уровень:

     Исследование понятий «справедливость» – это хорошие поступки.

Евтидем: «Несправедливость» - есть несправедливые поступки (ложь, обман, грабеж) – то что плохо».

Сократ: «А хитрость (обман) врага в бою? А  военные трофеи?».      Нахождение противоречия у оппонента.

      2 уровень: 

Евтидем: Неправедливость – это обман друзей. (Друзьям надо говорить только правду!). А по отношению к врагам обман допустим.

      Сократ: Поддержка тяжело заболевшего друга  добрым словом «Ты обязательно выздоровеешь!». (или святая ложь врача перед пациентом).

      3 уровень: 

Совместный, окончательный вывод:

уточненное  понятие «несправедливости»: «Несправедливость  есть плохие поступки по отношению  к друзьям, которые им вредят».

      Т.о. уточнение понятия идет через  разрешение диалектических противоречий в споре, т.е. через качественное развитие. 

Платон 

(наст. имя Аристокол - широкие плечи, ок.427-347 до н.э.)

     Объективный идеалист, ученик Сократа. Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель  системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики  – академики. (Существовала 900 лет!). 

Онтология Платона:

     Платон  перешел от анализа предметов  к анализу понятий как основы вещей.  

     Учение  о двойственности мира:

      Мир двойственен. В основе всего лежит  мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек».

     Есть  также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного.    

     Предметы  это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные  деревья появляются и исчезают, а  идея дерева неизменна и вечна.

      Диалектика  мира - в единстве и взаимосвязи  мира идей и мира вещей.

      Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в  науке и их диалектическую связь  с вещами! 

Гносеология Платона:

      В познании главная роль отводится  душе, т.к. чувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые  ей даны свыше до рождения человека.

     Предметом познания является мир идей, которые  постоянны, устойчивы.

    Именно знание идеи вещи позволяет  познать и саму вещь. 

Социальная  философия Платона:

     Учение  об идеальном государстве:

     Был фанатиком государства. Главная  идея – идея «блага».

     Создал  проект идеального государства:

     1. Государство есть самое высшее  и справедливое из всего существующего.  Государство необходимо в силу несовершенства человека. Его цель – забота о благе своих граждан. Частное должно быть подчинено общественному. Отсюда принцип: «Человек для государства, а не наоборот». Этот вывод следует из соотношения понятий «общее» и «единичное».

      2. Государство основывается на  разделении труда. Для этого  граждане делятся на разряды  (классы) в зависимости от типа  души (чувственная и разумная). Государством  правят философы (разумная душа). Охраняют воины (разумная душа). Остальные – ремесленники, купцы,  земледельцы (крестьяне) – чувственная  душа.

Каждый  занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества. Господствует аристократия.

      3. Укреплению государства мешает  частная собственность и семья.  Поэтому необходимо:

     - лишить правителей и воинов  личной собственности; 

     - ввести общность жен и государственное  воспитание детей (детсадик им. Платона!)

      4. Лучшая форма правления – аристократическая  республика или монархия.

Неограниченная  свобода при демократии приводит к тирании и рабству. (ср. - Временное Правительство 1917 г. в России).

      Вывод: Фактически «идеальное государство» Платона есть прообраз тоталитарного государства, которое полностью (тотально) контролирует все сферы жизни общества, в том числе и частную жизнь своих граждан (ср. СССР – Сталин). 

Аристотель (384-322 до н.э.) 

     Непоследовательный объективный идеалист. Ученик Платона. Основал в Афинах философскую школу Ликей. Энциклопедист.

     Наставник Александра Великого (Македонского). Маркс:«Аристотель величайший мыслитель древности». Автор геоцентрической системы мира (центр мира – Земля). 

Онтология Аристотеля:

     Перводвигатель – Бог. В природе существует принцип бессознательной целесообразности развития.

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение