Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

     Русские люди привыкли жить мечтами о будущем. Презрение и равнодушие к настоящему и внутренняя лживая, неосновательная  идеализация будущего - это духовное состояние и есть корень той нравственной болезни, которую мы называем революционностью. 

     Для того чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование  Бога и наша собственная причастность ему, достижимая для нас в жизни  в Боге или божественной жизни.

   Искание Бога есть уже действие Бога в человеческой душе. Не только Бог есть вообще, - иначе  мы не могли бы Его помыслить и  искать. Он в нас действует, и именно Его действие обнаруживается в нашем  беспокойстве, нашей неудовлетворённости, нашем искании.

   Добро, вечность, полнота блаженной удовлетворённости, как и свет истины - всё то, что  нам нужно для того, чтобы наша жизнь обрела смысл.

   Человек, если твёрдо усвоит и верно усвоит Слово Божие, то жизнь будет иметь  смысл, и этот смысл легко и  просто осуществится для каждого  из нас, - ибо Бог с нами, в нас.

   Смысл жизни в её утверждённости в вечном. Он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало... лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живёт в нём, проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни. Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить её, мы должны усовершенствовать её сразу как целое. Единственное дело, осмысливающее жизнь есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. И мы понимаем слова Спасителя, на вопрос: «Что нам делать?», отвечавшего: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». (Ев. Иоанн, 6, 29).

   Жизнь осмысливается только отречением от её эмпирического содержания; Жизнь  как наслаждение, власть, богатство, как упоённость миром и самим  собой есть бессмыслица; жизнь как  служение есть Богочеловеческое дело и, следовательно, всецело осмысленно. Но нужно помнить, что человек  праведно свободен от мирского труда  и мирской борьбы только в том  случае, если он в своей духовной жизни осуществляет ещё более  тяжкий труд, ведёт ещё более опасную  и трудную борьбу.  
 
 
 

    Русский космизм 

   Вторая  половина XIX века – 1-я половина XX века. Учение русских философов, посвященное проблеме единства человека, Земли и космоса.

   Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский  и другие.

   Возник  под влиянием развития естествознания и усиления внимания к человеку. 

Федоров Николай Федорович

    (1828 –  1903)

   Оригинальный  религиозный мыслитель, энциклопедист. Учитель, затем - библиотекарь. Преподавал в Боровском уездном училище (1 год). Аскет, альтруист.  

   Автор теории - «Философия общего дела»:

    Главная идея - победа над смертью:

   1. Продление жизни, а затем человеческое  бессмертие;

   2. Воскрешение всех прежних поколений  (для возвращения их Богу), т.н.  «патрофикация отцов».

    Для этого необходимо:

   1. Использовать достижения будущей  науки;

   2. Объединить усилия ученых всех  стран, усилия всего человечества (идея единства человечества);

   3. Преодолеть отчуждение людей,  «небратские отношения» между  ними;

Отсюда  и название утопии Н. Федорова –  «Философия общего дела».

   В перспективе: расселение людей на другие планеты по всему космосу (в этом - идея единства человека и космоса).

   Федоров первым высказал мысль о расселении людей на другие планеты (а не Циолковский).

   Задача человека: сознательно управлять эволюцией природы, господство над нею.

   Задача  науки: обеспечить человека не только бессмертием, но и местом для существования (космос).

   Земля – космический корабль («земновод») для полетов в космос. В перспективе человек объединит все миры и станет руководить ими (будет «планетоводом»).

   Значение  учения (утопии) Н. Федорова:

   1. Гуманистические идеи необходимости  объединения людей (мирного сосуществования  и сотрудничества);

   2. Роль науки в прогрессе человечества.

   3. Необходимость овладеть законами  управления природой

   4. Единство человека и космоса. 

Циолковский Константин Эдуардович

(1857-1935)

     Непоследовательный  материалист, гилозоист, пантеист. Ученый в области астрономии, космогонии, теории ракетостроения. Преподавал в Боровске (1887-1892), в Калуге (1892-1920-е гг.) - физика, математика, астрономия. 

Космическая философия К.Э. Циолковского:

   Сторонник пантеизма – есть высший разум, космос разумен и сам управляет собой. «Мысль - фактор эволюции космоса».

   Сторонник гилозоизма - теории о том, что вся природа одушевлена (т.е. в любом атоме, хотя бы в зародыше имеется потенциальная возможность жизни).

   Космос  полон разнообразных живых существ, отличающихся уровнем развития.

      Три уровня живых существ  в космосе:

   1. Совершенные существа;

   2. «Подающие надежду» на развитие (в т.ч. - люди). Им помогают в  этом совершенные.

   3. Неспособные. Они избавляются  от мучений совершенными - путем уничтожения.

   Человек, попав в космос, будет совершенствоваться и приблизится по своим качествам  к высшим существам Вселенной. В  будущем человек научится непосредственно  перерабатывать солнечную энергию, станет «человеком-растением».

   Сторонник непрерывности жизни, перехода (переноса) ее на другие планеты в новых формах (новые комбинации атомов).

   Земля тесно связана с остальным  космосом.

   Разработал  теорию ракетостроения, технического средства (ракеты) для реализации идеи Н. Федорова о  переселении людей  на другие планеты. 

    Чижевский Александр Леонидович

(1897-1964)

     Русский мыслитель, основатель гелиобиологии. Всесторонне развитая личность. Жил  в Калуге с 1913 по 1926 г. Дружил с К.Э. Циолковским. Работа «Физические факторы исторического процесса» (Калуга, 1924г.) и др. Незаконно репрессирован (1942-1950). 

Основные  идеи:

   1. Доказал существенное влияние  солнечной активности на активизацию  биологических и социальных процессов  на Земле, и тем самым - тесную  связь солнечной активности с  жизнью на Земле. 

   2. Рассчитал 11-летний цикл наивысшей  активности солнца (результат –  периодические войны, бунты, революции). Отсюда также – возможные проблемы  в деятельности политических  деятелей, страдающих заболеваниями.

   3. Автор изобретения «Люстра Чижевского»  на основе положительного влияния  насыщения воздуха отрицательными  ионами на здоровье живых организмов, в т.ч. людей. 

   4. Автор открытий в области теории  движущейся крови. 

Вернадский  Владимир Иванович

(1863-1945)

    Выдающий русский ученый в  области естественных наук (минералог,  кристаллограф, геолог, геохимик), философ.

   Автор учения о биосфере.

   Биосфера  – сфера всего живого вместе с окружающей средой.

   Биосфера  – преобразователь планеты Земля.

   Жизнь на Земле существует вечно, первоначально  в виде т.н. «живого вещества», из которого потом развились все  живые организмы и возникла биосфера.

   Биосфера  тесно связана с космосом, оказывающим  на нее серьезное влияние (в первую очередь – солнце). 
 

    Русская религиозно-идеалистическая  философия первой половины XX века

В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой и др. 

   В конце XIX – начале XX века происходит возрождение и расцвет русской философии. Мировой признание получили труды Н. Бердяева и др. философов.

   Особенности:

1. Антропоцентризм  и гуманизм;

2. Поиск  смысла жизни, путей духовного  возрождения и развития России;

3. Преимущественно  религиозный характер;

4. Тесная  связь с отечественной культурой,  в т.ч. с литературой.

   Дальнейшее  развитие самобытной русской культуры и философии было прервано с приходом к власти большевиков (1917) и репрессиями  в отношении философов-идеалистов.


Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение