Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция
Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.
Русские
люди привыкли жить мечтами о будущем.
Презрение и равнодушие к настоящему
и внутренняя лживая, неосновательная
идеализация будущего - это духовное
состояние и есть корень той нравственной
болезни, которую мы называем революционностью.
Для того чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность ему, достижимая для нас в жизни в Боге или божественной жизни.
Искание Бога есть уже действие Бога в человеческой душе. Не только Бог есть вообще, - иначе мы не могли бы Его помыслить и искать. Он в нас действует, и именно Его действие обнаруживается в нашем беспокойстве, нашей неудовлетворённости, нашем искании.
Добро,
вечность, полнота блаженной
Человек, если твёрдо усвоит и верно усвоит Слово Божие, то жизнь будет иметь смысл, и этот смысл легко и просто осуществится для каждого из нас, - ибо Бог с нами, в нас.
Смысл жизни в её утверждённости в вечном. Он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало... лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живёт в нём, проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни. Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить её, мы должны усовершенствовать её сразу как целое. Единственное дело, осмысливающее жизнь есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. И мы понимаем слова Спасителя, на вопрос: «Что нам делать?», отвечавшего: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». (Ев. Иоанн, 6, 29).
Жизнь
осмысливается только отречением от
её эмпирического содержания; Жизнь
как наслаждение, власть, богатство,
как упоённость миром и самим
собой есть бессмыслица; жизнь как
служение есть Богочеловеческое дело
и, следовательно, всецело осмысленно.
Но нужно помнить, что человек
праведно свободен от мирского труда
и мирской борьбы только в том
случае, если он в своей духовной
жизни осуществляет ещё более
тяжкий труд, ведёт ещё более опасную
и трудную борьбу.
Русский
космизм
Вторая половина XIX века – 1-я половина XX века. Учение русских философов, посвященное проблеме единства человека, Земли и космоса.
Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и другие.
Возник
под влиянием развития естествознания
и усиления внимания к человеку.
Федоров Николай Федорович
(1828 – 1903)
Оригинальный
религиозный мыслитель, энциклопедист.
Учитель, затем - библиотекарь. Преподавал
в Боровском уездном училище (1 год). Аскет,
альтруист.
Автор теории - «Философия общего дела»:
Главная идея - победа над смертью:
1.
Продление жизни, а затем
2.
Воскрешение всех прежних
Для этого необходимо:
1.
Использовать достижения
2.
Объединить усилия ученых всех
стран, усилия всего
3. Преодолеть отчуждение людей, «небратские отношения» между ними;
Отсюда и название утопии Н. Федорова – «Философия общего дела».
В перспективе: расселение людей на другие планеты по всему космосу (в этом - идея единства человека и космоса).
Федоров первым высказал мысль о расселении людей на другие планеты (а не Циолковский).
Задача человека: сознательно управлять эволюцией природы, господство над нею.
Задача науки: обеспечить человека не только бессмертием, но и местом для существования (космос).
Земля – космический корабль («земновод») для полетов в космос. В перспективе человек объединит все миры и станет руководить ими (будет «планетоводом»).
Значение учения (утопии) Н. Федорова:
1.
Гуманистические идеи
2.
Роль науки в прогрессе
3.
Необходимость овладеть
4.
Единство человека и космоса.
Циолковский Константин Эдуардович
(1857-1935)
Непоследовательный
материалист, гилозоист, пантеист. Ученый
в области астрономии, космогонии, теории
ракетостроения. Преподавал в Боровске
(1887-1892), в Калуге (1892-1920-е гг.) - физика, математика,
астрономия.
Космическая философия К.Э. Циолковского:
Сторонник пантеизма – есть высший разум, космос разумен и сам управляет собой. «Мысль - фактор эволюции космоса».
Сторонник гилозоизма - теории о том, что вся природа одушевлена (т.е. в любом атоме, хотя бы в зародыше имеется потенциальная возможность жизни).
Космос
полон разнообразных живых
Три уровня живых существ в космосе:
1. Совершенные существа;
2. «Подающие надежду» на развитие (в т.ч. - люди). Им помогают в этом совершенные.
3. Неспособные. Они избавляются от мучений совершенными - путем уничтожения.
Человек, попав в космос, будет совершенствоваться и приблизится по своим качествам к высшим существам Вселенной. В будущем человек научится непосредственно перерабатывать солнечную энергию, станет «человеком-растением».
Сторонник непрерывности жизни, перехода (переноса) ее на другие планеты в новых формах (новые комбинации атомов).
Земля тесно связана с остальным космосом.
Разработал
теорию ракетостроения, технического
средства (ракеты) для реализации идеи
Н. Федорова о переселении людей
на другие планеты.
Чижевский Александр Леонидович
(1897-1964)
Русский
мыслитель, основатель гелиобиологии.
Всесторонне развитая личность. Жил
в Калуге с 1913 по 1926 г. Дружил с К.Э. Циолковским.
Работа «Физические факторы исторического
процесса» (Калуга, 1924г.) и др. Незаконно
репрессирован (1942-1950).
Основные идеи:
1.
Доказал существенное влияние
солнечной активности на
2.
Рассчитал 11-летний цикл
3.
Автор изобретения «Люстра
4.
Автор открытий в области
Вернадский Владимир Иванович
(1863-1945)
Выдающий русский ученый в области естественных наук (минералог, кристаллограф, геолог, геохимик), философ.
Автор учения о биосфере.
Биосфера – сфера всего живого вместе с окружающей средой.
Биосфера
– преобразователь планеты
Жизнь на Земле существует вечно, первоначально в виде т.н. «живого вещества», из которого потом развились все живые организмы и возникла биосфера.
Биосфера
тесно связана с космосом, оказывающим
на нее серьезное влияние (в первую
очередь – солнце).
Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины XX века
В.Розанов,
Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков,
С.Франк, Е.Трубецкой и др.
В конце XIX – начале XX века происходит возрождение и расцвет русской философии. Мировой признание получили труды Н. Бердяева и др. философов.
Особенности:
1. Антропоцентризм и гуманизм;
2. Поиск смысла жизни, путей духовного возрождения и развития России;
3. Преимущественно религиозный характер;
4. Тесная
связь с отечественной
Дальнейшее развитие самобытной русской культуры и философии было прервано с приходом к власти большевиков (1917) и репрессиями в отношении философов-идеалистов.
Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение