Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

   5. Восток и Запад – две чуждые цивилизации (развитые на противоположных принципах) среди различных, т.н. культурно-исторические типов цивилизаций в истории человечества.

   6. Признание существования самобытного  «славянского типа» цивилизации  (Н. Данилевский). 
 
 

5. Концепция культурно-исторических  типов Н. Данилевского

      - одна из теорий локальных цивилизаций.

     Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885),

     философ, культуролог. Книга «Россия и Европа» (1871) 

     Единой  всемирной цивилизации не существует. Есть лишь индивидуальные, локальные  цивилизации (т.н. культурно-исторические типы).

   Они включают в себя, как правило, близкие  по крови народы.

   Каждая  из цивилизаций (типов) принципиально  отличается от другой, благодаря 4-м основам (критериям):

      - религиозная;

      - культурная (искусство, нравственность, наука);

      - политическая;

      - социально-экономическая.

   Ядро  каждого культурно-исторического  типа составляют т.н. «исторические  нации» (имеющие собственную национальную идею и задачу).

   К ним примыкают народы-неудачники. Они служат для исторических наций  этнографическим материалом (поглощаются  им, ассимилируются). Например: для России – карелы, мордва, черемисы.

   Всего выделял в истории человечества 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, римский, греческий, европейский (романо-германский).

   Славянский  тип – зарождающийся, противостоящий европейскому. Задача России – объединить славян.. 
 

              Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека

    Федор Михайлович Достоевский  (1821-1881)

    – писатель, мыслитель. Религиозный экзистенциалист. 

     Для Достоевского главная забота – прежде всего спасение человека и забота о нем («Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот» и др. произведения).

     Свобода составляет сущность человека. Он не может  отказаться от нее, если хочет остаться человеком, личностью, самоутверждаться, а не быть лишь «винтиком».

     Однако  «отпущенный на свободу», человек  тотчас же начинает бунтовать против существующего порядка. Проявляется  скрытый индивидуализм человека, обнаруживаются его внутренняя противоречивость (добро и зло), неприглядные стороны  его природы.

     Неограниченная  свобода приводит человека к пороку и к гибели. Человек начинает мнить, что ему «все дозволено». Это - путь отрицания Бога и попытки превращения  человека в Бога (человекобожество).

     Бог же (для Достоевского) есть основа, субстанция и гарантия нравственности. По пути свободы можно идти как к добру, так и ко злу. Чтобы человек не превратился в зверя, ему нужен Бог, вера.

     Человек может идти к добру только через  страдание. Поэтому свобода - не для  каждого, а только для сильных  духом, способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека (путь следования Богу), т.е. сделать свой выбор в пользу добра, а не зла.  

     Диалектика  свободы и ответственности  человека

     Подлинная свобода – это высочайшая ответственность  человека за свои поступки, тяжелое  бремя и даже страдание. Человек  должен пройти испытания бременем свободы, через все страдания и муки, связанные с ней, чтобы сделаться  человеком.

     Жестокая  взаимосвязь (диалектика) свободы и  ответственности, существующая для  каждой подлинной личности, не сулит  человеку счастья. Напротив, свобода  и счастье для человека оказываются  практически несовместимыми.

     Поэтому многие люди, получив свободу, спешат поскорее от нее избавиться. «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем приклониться».

     Свобода выбора – страшное бремя. Поэтому  всегда существует альтернатива: быть «счастливым младенцем», но расстаться со свободой, или взять на себя бремя  свободы и стать «несчастным  страдальцем». 
 

      Русский консерватизм (К. Леонтьев. К. Победоносцев)

      Консерватизм (лат. Conservare – охранять, сохранять) – сохранение и поддержание традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ. 

      Б.Н. Чичерин (1828-1904),философ, правовед. Работа «Вопросы политики»: «Консерватизм… является крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, и тем более вредную ломку. Он равно удален и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя.

      Его задача состоит в том, чтобы внимательно  следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями».

      Противоположные консерватизму направления –  экстремизм, радикализм, анархизм, нигилизм и т.п.

      В русской философии идеи консерватизма  были особенно развиты в XIX веке, сначала - во взглядах славянофилов, хотя в чистом виде встречались редко (Леонтьев, Победоносцев, Погодин).

      Судьба  консерватизма в России (как и  либерализма) трагична. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между  двумя крайними формами экстремизма (левым и правым), между которыми шарахалось общественное мнение.

      Консерватизм  не был популярен в русском  обществе, его исповедовали единицы. Опыт консерваторов отвергался как  нечто совершенно ненужное или замалчивался. 

    Леонтьев  Константин Николаевич (1831-1891)

      Философ, публицист, дипломат. Род в сельце Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии. Под конец жизни постригся в монахи. 

    Сформулировал закон «триединого процесса развития»:

   Общество  – живой организм, развивается  по органическим законам, проходит три  стадии развития:

   1 стадия. «Первичная простота»:

   Национальные  образования неразличимы, т.к. власть, религия, искусство, разделения на сословия  существуют лишь в зачаточном состоянии.

   2 стадия. «Цветущая сложность»:

   Власть  сильной монархии и церкви, дифференцированность сословий, складывание традиций и преданий, появление науки и искусств. Стадия – государственной стабильности и культурной производительности. Это - вершина и цель исторического бытия.

   3 стадия. «Вторичное смесительное  упрощение»:

   Процесс разложения общества в результате смешения и равенства сословий, сходства воспитания, замены монархии конституционно-демократическими порядками, падение влияния религии  и т.п.

   Пример  этому – нынешняя Европа, которая  безнадежно устарела и разлагается. Ее ждет упадок во всех сферах общественной жизни, общественная неустроенность, жалкие индивидуальные мещанские блага  и добродетели безликого и  безбожного буржуа.

   Отсюда  – резкое отрицание К. Леонтьевым западноевропейских идей всеобщего  прогресса, который, в конечном счете, ведет к потере индивидуальности и деградации общества и человека.

   Россия  как государственная целостность  сложилась значительно позже  Европы. Ее расцвет – при Екатерине  II (когда укрепился абсолютизм, укрепление сословия дворянства и расцвет искусств).

    России  нужно оставаться самобытным государством. Для этого необходимо:

      - изолироваться от Европы;

      - сохранить традиционные социально-политические  институты и общины;

      - поддерживать религиозно-мистическое  настроение граждан.

      К. Леонтьев: «Россия подгнила, ее нужно  подморозить!». 

Победоносцев  Константин Петрович (1827-1907)

    Консерватор, профессор права, обер-прокурор Священного Синода, воспитатель 3-х цесаревичей.

    Основные  идеи:

   1. Критика идеи народовластия, которого  реально никогда  не будет,  т.к. всегда будет править некая  политическая элита.

   2. Парламентаризм – великая ложь  нашего времени. Выбирают не  представителей народа, а самых  нахальных и эгоистичных, которые рвутся во власть.

   3. Выступал за низкий уровень  образования (4 класса) для простого  народа. Просвещение народа ни  к чему хорошему не приведет.

   4. Противник реформ общества, которые  погубят Россию.

   С.Ю. Витте (председатель Совета министров  России, 1905):                            «Победоносцев подморозил Россию» (1905). 
 
 

      Соловьев Владимир  Сергеевич

(1853-1900) 

     Выдающийся  религиозный философ, идеалист, мистик, альтуист. Сын знаменитого историка С.М. Соловьева. Преподавал в Московском, в СПБ университетах. Противник смертной казни. 

      Центральное место в философии Соловьева  – идея всеединства (объединения). 

Гносеология Соловьева:

    «Теория всеединства» в познании:

    Есть  три источника познания:

      - эмпиризм (опыт);

      - рационализм (разум);

      - религиозная мистика (интуиция). Она – главная!

      Каждый  из них исследует разные стороны  бытия.

   Однако  целостное познание сущности мира возможно лишь путем всеединства, т.е.  объединения (синтеза) всех трех способов познания: науки (опыта), философии  (разума) и  религии (интуиции, мистики). 

Социальная  философия Соловьева:

Теория  «вселенской теократии»:

   В мире господствуют враждебные отношения  между людьми и культурами. Для  исправления этого необходимо объединить положительные элементы духовных культур  и религий Востока и Запада. А для этого сначала – воссоединить христианские церкви: православие, католицизм, протестантство.

   - Восточная (православная) церковь  – обладает богатством мистического  созерцания.

   - Западная церковь (католичество) – имеет наднациональную духовную  власть, независимую от государства  (Папа Римский).

   Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней. В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви).

   Роль  России в создании государства «Вселенской  теократии»:

   Она примирит крайности Востока и  Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов.

   Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.

   Кроме того, русский народ обладает терпимостью  и способностью к самоотречению, столь необходимому для вселенской церкви. 
 

      Бердяев Николай  Александрович

(1874-1948) 

     Выдающийся  философ, религиозный идеалист, экзистенциалист. Сначала - легальным марксист, затем - религиозный мыслитель, активный критик марксизма. В 1922 году выслан из России  за границу: Берлин, Франция (с 1924). 

     В философии - последователь В.С. Соловьева.

     Бердяев - философ свободы.

  Свобода и творчество (отличие  философии от науки)

   Философия не является наукой, т.к. она есть свободное  творчество, а не приспособление. В  то время как наука  есть процесс  познания действительности и, следовательно, неизбежного приспособления к ней. 

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение