Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция
Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.
5. Восток и Запад – две чуждые цивилизации (развитые на противоположных принципах) среди различных, т.н. культурно-исторические типов цивилизаций в истории человечества.
6.
Признание существования
5.
Концепция культурно-
-
одна из теорий локальных
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885),
философ,
культуролог. Книга «Россия и Европа»
(1871)
Единой всемирной цивилизации не существует. Есть лишь индивидуальные, локальные цивилизации (т.н. культурно-исторические типы).
Они включают в себя, как правило, близкие по крови народы.
Каждая из цивилизаций (типов) принципиально отличается от другой, благодаря 4-м основам (критериям):
- религиозная;
- культурная (искусство, нравственность, наука);
- политическая;
- социально-экономическая.
Ядро
каждого культурно-
К
ним примыкают народы-
Всего выделял в истории человечества 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, римский, греческий, европейский (романо-германский).
Славянский
тип – зарождающийся, противостоящий
европейскому. Задача России – объединить
славян..
Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
– писатель, мыслитель.
Религиозный экзистенциалист.
Для Достоевского главная забота – прежде всего спасение человека и забота о нем («Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот» и др. произведения).
Свобода составляет сущность человека. Он не может отказаться от нее, если хочет остаться человеком, личностью, самоутверждаться, а не быть лишь «винтиком».
Однако
«отпущенный на свободу», человек
тотчас же начинает бунтовать против
существующего порядка. Проявляется
скрытый индивидуализм
Неограниченная свобода приводит человека к пороку и к гибели. Человек начинает мнить, что ему «все дозволено». Это - путь отрицания Бога и попытки превращения человека в Бога (человекобожество).
Бог же (для Достоевского) есть основа, субстанция и гарантия нравственности. По пути свободы можно идти как к добру, так и ко злу. Чтобы человек не превратился в зверя, ему нужен Бог, вера.
Человек
может идти к добру только через
страдание. Поэтому свобода - не для
каждого, а только для сильных
духом, способных стать страдальцами
и встать на путь Богочеловека (путь
следования Богу), т.е. сделать свой
выбор в пользу добра, а не зла.
Диалектика свободы и ответственности человека
Подлинная свобода – это высочайшая ответственность человека за свои поступки, тяжелое бремя и даже страдание. Человек должен пройти испытания бременем свободы, через все страдания и муки, связанные с ней, чтобы сделаться человеком.
Жестокая взаимосвязь (диалектика) свободы и ответственности, существующая для каждой подлинной личности, не сулит человеку счастья. Напротив, свобода и счастье для человека оказываются практически несовместимыми.
Поэтому многие люди, получив свободу, спешат поскорее от нее избавиться. «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем приклониться».
Свобода
выбора – страшное бремя. Поэтому
всегда существует альтернатива: быть
«счастливым младенцем», но расстаться
со свободой, или взять на себя бремя
свободы и стать «несчастным
страдальцем».
Русский консерватизм (К. Леонтьев. К. Победоносцев)
Консерватизм
(лат. Conservare – охранять, сохранять) – сохранение
и поддержание традиционных, исторически
сложившихся форм государственной и общественной
жизни, ее моральных, правовых, религиозных
и семейных основ.
Б.Н. Чичерин (1828-1904),философ, правовед. Работа «Вопросы политики»: «Консерватизм… является крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, и тем более вредную ломку. Он равно удален и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя.
Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями».
Противоположные консерватизму направления – экстремизм, радикализм, анархизм, нигилизм и т.п.
В русской философии идеи консерватизма были особенно развиты в XIX веке, сначала - во взглядах славянофилов, хотя в чистом виде встречались редко (Леонтьев, Победоносцев, Погодин).
Судьба консерватизма в России (как и либерализма) трагична. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя крайними формами экстремизма (левым и правым), между которыми шарахалось общественное мнение.
Консерватизм
не был популярен в русском
обществе, его исповедовали единицы.
Опыт консерваторов отвергался как
нечто совершенно ненужное или замалчивался.
Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891)
Философ,
публицист, дипломат. Род в сельце
Кудиново Мещовского уезда Калужской
губернии. Под конец жизни постригся в
монахи.
Сформулировал закон «триединого процесса развития»:
Общество – живой организм, развивается по органическим законам, проходит три стадии развития:
1 стадия. «Первичная простота»:
Национальные образования неразличимы, т.к. власть, религия, искусство, разделения на сословия существуют лишь в зачаточном состоянии.
2 стадия. «Цветущая сложность»:
Власть сильной монархии и церкви, дифференцированность сословий, складывание традиций и преданий, появление науки и искусств. Стадия – государственной стабильности и культурной производительности. Это - вершина и цель исторического бытия.
3 стадия. «Вторичное смесительное упрощение»:
Процесс
разложения общества в результате смешения
и равенства сословий, сходства воспитания,
замены монархии конституционно-
Пример этому – нынешняя Европа, которая безнадежно устарела и разлагается. Ее ждет упадок во всех сферах общественной жизни, общественная неустроенность, жалкие индивидуальные мещанские блага и добродетели безликого и безбожного буржуа.
Отсюда – резкое отрицание К. Леонтьевым западноевропейских идей всеобщего прогресса, который, в конечном счете, ведет к потере индивидуальности и деградации общества и человека.
Россия
как государственная
России нужно оставаться самобытным государством. Для этого необходимо:
- изолироваться от Европы;
-
сохранить традиционные
-
поддерживать религиозно-
К.
Леонтьев: «Россия подгнила, ее нужно
подморозить!».
Победоносцев Константин Петрович (1827-1907)
Консерватор, профессор права, обер-прокурор Священного Синода, воспитатель 3-х цесаревичей.
Основные идеи:
1.
Критика идеи народовластия,
2. Парламентаризм – великая ложь нашего времени. Выбирают не представителей народа, а самых нахальных и эгоистичных, которые рвутся во власть.
3. Выступал за низкий уровень образования (4 класса) для простого народа. Просвещение народа ни к чему хорошему не приведет.
4. Противник реформ общества, которые погубят Россию.
С.Ю.
Витте (председатель Совета министров
России, 1905):
Соловьев Владимир Сергеевич
(1853-1900)
Выдающийся
религиозный философ, идеалист, мистик,
альтуист. Сын знаменитого историка С.М.
Соловьева. Преподавал в Московском, в
СПБ университетах. Противник смертной
казни.
Центральное
место в философии Соловьева
– идея всеединства (объединения).
Гносеология Соловьева:
«Теория всеединства» в познании:
Есть три источника познания:
- эмпиризм (опыт);
- рационализм (разум);
-
религиозная мистика (интуиция)
Каждый из них исследует разные стороны бытия.
Однако
целостное познание сущности мира возможно
лишь путем всеединства, т.е. объединения
(синтеза) всех трех способов познания:
науки (опыта), философии (разума) и
религии (интуиции, мистики).
Социальная философия Соловьева:
Теория «вселенской теократии»:
В
мире господствуют враждебные отношения
между людьми и культурами. Для
исправления этого необходимо объединить
положительные элементы духовных культур
и религий Востока и Запада.
А для этого сначала –
-
Восточная (православная) церковь
– обладает богатством
-
Западная церковь (
Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней. В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви).
Роль России в создании государства «Вселенской теократии»:
Она примирит крайности Востока и Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов.
Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.
Кроме
того, русский народ обладает терпимостью
и способностью к самоотречению,
столь необходимому для вселенской
церкви.
Бердяев Николай Александрович
(1874-1948)
Выдающийся философ, религиозный идеалист, экзистенциалист. Сначала - легальным марксист, затем - религиозный мыслитель, активный критик марксизма. В 1922 году выслан из России за границу: Берлин, Франция (с 1924).
В философии - последователь В.С. Соловьева.
Бердяев - философ свободы.
Свобода и творчество (отличие философии от науки)
Философия
не является наукой, т.к. она есть свободное
творчество, а не приспособление. В
то время как наука есть процесс
познания действительности и, следовательно,
неизбежного приспособления к ней.
Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение