Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция
Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.
Учение о материи и форме:
Отверг вывод (тезис) Платона
о первичности и оторванности
идей от чувственно
Материя (природа) есть
Предметы возникают в результате соединения материи с той или иной формой, которая и придает ей определенность. Таким образом, каждая вещь есть единство материи и формы.
Например: медный шар: медь (вещество, материя) + шар (форма). Они составляют единство.
Формы, в конечном счете, приводятся в движение безличным Богом (форма форм). Бог является источником, причиной и конечной целью всякого движения.
Вывод: Таким образом, Аристотель впервые говорит о существующей диалектической взаимосвязи понятий ( в данном случае «материи» и формы»).
Учение Аристотеля о категориях:
Категории – есть высшие родовые понятия, к которым сводятся все остальные понятия, и которые отражают наиболее общие связи и отношения вещей в мире.
Категории лежат в основе мира.
Сформулировал
ряд основных философских категорий
(10): сущность, количество, качество, время,
место и др. (отношение, положение,
обладание, действие, страдание).
Аристотель
основатель формальной
логики (вывел суждения и умозаключения).
Гносеология Аристотеля:
Здесь Аристотель - материалист, эмпирик.
Объективная действительность существует независимо от субъекта. Ощущения человека есть отражения предметов внешнего мира в его мозгу.
Источник познания –
Социальная
философия Аристотеля:
Учение о человеке и государстве:
Изучил и описал опыт устройства 158 греческих городов-полисов.
Некоторые выводы:
1. Человек есть общественное (политическое) животное со стремлением к совместной жизни;
2. Рабство – в природе человека и общества (т.е. свойственно им!);
3.
Цель государства –
4.
Самый полезный класс –
5.
Управлять обществом должны
Формы правления:
В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует существующие формы правления государства, выбирая наиболее способствующие благой жизни.
Аристотель различал хорошие и плохие формы управления государством:
Три хорошие формы:
1) монархия, 2) аристократия и 3) лучшая - "полития" (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и умеренной демократии.
При хороших формах исключена
возможность корыстного
Три
плохие формы: тирания, крайняя демократия,
чистая олигархия.
Этика Аристотеля:
Фактически разработал основные положения этики как философской дисциплины.
1.
Нравственность есть
2.
Добродетельное поведение –
3. Справедливость
– подчинение закону и его
соблюдение
Эллинистический
этап
Эпикур (341-270), афинский философ
сторонник эвдемонизма – направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений.
Автор этики свободы:
Будучи последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека
Основные идеи:
- Задача философии - помочь человеку стать счастливым и избавиться от душевных страданий.
-
Страх перед смертью не имеет
смысла, т.к. «когда мы есть, то
смерти еще нет, а когда
- Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. обретение душевного равновесия (спокойствия) и невозмутимости;
-
Норма жизни человека –
-
Стиль поведения и девиз
Эпикуризм
– учение и образ жизни последователей
Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь,
наслаждается материальными радостями
жизни.
Скептицизм
Основатель - Пиррон (360-270)
Сомнение в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощущения как и сами люди субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значения.
Единственно
правильный способ отношения к вещам
состоит в воздержании от каких-либо
суждений о них.
Стоицизм (III – II век до н.э.)
Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.). Навание школы «Стоя» (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение).
Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию - терпение, сдержанность, душевный покой (а – не, патос – страсть).
Человек не свободен, он зависит от судьбы, фатума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.).
Вывод: не можешь изменить
Нравственный идеал – быть добродетельным и избегать пороков.
Основные добродетели: благоразумность, умеренность, справедливость и мужество.
Основные пороки: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость.
Стоицизм
- психологическая защита человека
в нестабильном и несправедливом
мире.
Представители эмпиризма Нового времени:
(Бэкон Ф., Локк Д.)
Френсис Бэкон (1561-1628),
английский
философ, эмпирик, родоначальник материализма
Нового времени. Лорд-канцлер, хранитель
королевской печати.
Гносеология Бэкона:
А. О соотношении науки и религии
У науки и религии разные предметы и методы исследования.
У науки: предмет исследования – природа, метод – опыт, наблюдение, эксперимент.
У религии: предмет исследования – Бог, метод исследования – вера, откровение.
Поэтому религия и наука занимаются каждая своим делом, не мешая другому и не должны вмешиваться в чужие дела.
Б. О роли науки
Главная
задача науки – познать природу,
усовершенствовать жизнь
В
науке следует
При
этом достижение истины возможно лишь
тогда, когда очистишь свой разум
от предрассудков и заблуждений
(т.н. «идолов»), которые подстерегают
ученого в науке и коренятся
в его уме.
В. Виды заблуждений в науке (идолы):
1. Идол рода (т.е. знания природно приобретенные, вскормленные человеческой природой) – ошибки в познании из-за несовершенства органов чувств.
2. Идол пещеры – субъективность взгляда на мир, исходя из своих собственных представлений о нем. Т.е. когда предпочтение отдается привычному знанию, то, что знаешь сам или твое окружение.
Но хорошее и полезное может быть и у других объединений ученых (научных школ). Например: споры между научными школами (Питер и Москва).
3. Идол рынка (площади) – пользование устоявшимися, обыденными, но уже устаревшими мнениями без их критического осмысления. Самый вредный!
4. Идол театра – слепая вера в авторитеты, в ложные теории и учения.
Ссылка
на авторитет еще не есть доказательство
(Аристотель – муха с 4-мя лапами). Надо
исходить только из результатов опыта.
Бэкон: «Истина, дочь времени, а не авторитета».
Истина рождается как ересь и
умирает как предрассудок!
Очистив
разум от идолов (призраков, заблуждений)
следует выбрать наилучший
Три типа ученых:
1) муравей
(ученый-эмпирик, несет все
2) паук
(ученый-рационалист, ткет
3) пчела
– лучший тип ученого (синтез
эмпиризма и рационализма - не
только собирание фактов, но и
их умственная переработка).
Г. Метод индукции
- универсальный метод познания, когда на основе анализа единичных фактов (предметов)
делается обобщающий вывод о свойствах всего класса данных предметов. То есть происходит рассуждение от единичного к общему.
Виды индукции:
- полная, когда исследуются все предметы данного класса;
- неполная (исследуется только часть предметов одного класса).
Для избежания ошибок в дедуктивных выводах необходимо изучить достаточное количество предметов и в первую очередь анализировать факты, противоречащие обобщению (белая ворона).
Примеры индуктивного вывода:
- Все кошки мяукают (если каждая из изученных мяукает);
- Телевизоры «Сони», как правило, хорошего качества (доказано на практике);
- Коммунистические
режимы экономически
- Наличие
первоначального капитала есть
важное условие успешного
начала предпринимательства (
Джон Локк (1632-1704)
английский философ, эмпирик, сенсуалист, политический мыслитель
Гносеология Локка:
Источник всех знаний – ощущения и опыт. Душа человека как чистая доска, на которой при рождении человека еще ничего не написано («tabula rasa»). «Нет ничего в душе, чего бы раньше не было в ощущениях». Поэтому критиковал теорию о наличии у человека «врождённых идей» и знаний.
Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение