Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

     Учение  о материи и  форме:

       Отверг вывод (тезис) Платона  о первичности и оторванности  идей от чувственно воспринимаемых  вещей. Идеи (Платона) это лишь  понятия, то есть копии отражающие действительный, материальный мир. «Амикус Плятта, сэд магис амика эст веритас» («Платон мне друг, но истина дороже»).

       Материя (природа) есть первичная  реальность, она объективна, несотворима и неуничтожима. Однако она пассивна, неоформлена и выступает лишь как потенциальная возможность существования единичных вещей (подобно глыбе мрамора).

      Предметы  возникают в результате соединения материи с той или иной формой, которая и придает ей определенность. Таким образом, каждая вещь есть единство материи и формы.

      Например: медный шар: медь (вещество, материя) + шар (форма). Они составляют единство.

     Формы, в конечном счете, приводятся в движение безличным Богом (форма форм). Бог  является источником, причиной и конечной целью всякого движения.

      Вывод: Таким образом, Аристотель впервые говорит о существующей диалектической взаимосвязи понятий ( в данном случае «материи» и формы»).

Учение Аристотеля о категориях:

      Категории – есть высшие родовые понятия, к которым сводятся все остальные понятия, и которые отражают наиболее общие связи и отношения вещей в мире.

     Категории лежат в основе мира.

      Сформулировал ряд основных философских категорий (10): сущность, количество, качество, время, место и др. (отношение, положение, обладание, действие, страдание). 

      Аристотель  основатель формальной логики (вывел суждения и умозаключения). 

Гносеология Аристотеля:

      Здесь Аристотель - материалист, эмпирик.

      Объективная действительность существует независимо от субъекта. Ощущения человека есть отражения  предметов внешнего мира в его  мозгу.

      Источник познания – чувственный  опыт (см. эмпиризм). В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, кроме высших аксиом науки и мышления. 

Социальная  философия Аристотеля: 

      Учение  о человеке и государстве:

      Изучил  и описал опыт устройства 158 греческих  городов-полисов.

      Некоторые выводы:

     1. Человек есть общественное (политическое) животное со стремлением к  совместной жизни;

     2. Рабство – в природе человека  и общества (т.е. свойственно им!);

     3. Цель государства – обеспечение  счастья свободным гражданам.  Счастье – хорошая жизнь;

     4. Самый полезный класс – земледельцы  (землевладельцы);

     5. Управлять обществом должны люди  с умеренным достатком, заботящиеся  обо всем обществе;

     Формы правления:

      В отличие от Платона он не разрабатывает  идеал государственного устройства, а анализирует существующие формы  правления государства, выбирая  наиболее способствующие благой жизни.

      Аристотель  различал хорошие  и плохие формы  управления государством:

      Три хорошие формы:

     1) монархия, 2) аристократия и 3) лучшая - "полития" (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и умеренной демократии.

     При хороших формах исключена  возможность корыстного использования  власти, а сама власть служит  всему обществ. 

     Три плохие формы: тирания, крайняя демократия, чистая олигархия.  

Этика Аристотеля:

      Фактически  разработал основные положения этики  как философской дисциплины.

      1. Нравственность есть стремление  к благой цели, проявляется только  в обществе, в общении. 

      2. Добродетельное поведение – добрые  намерения, сознательность и направленность  на достижение справедливости.

3. Справедливость  – подчинение закону и его  соблюдение  

Эллинистический этап 

Эпикур (341-270), афинский философ

      сторонник эвдемонизма – направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений.

                  Автор этики свободы:  

     Будучи  последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека

            Основные  идеи:

      - Задача философии - помочь человеку  стать счастливым и избавиться  от душевных страданий.

      - Страх перед смертью не имеет  смысла, т.к. «когда мы есть, то  смерти еще нет, а когда смерть  наступает, то нас уже нет».

        - Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. обретение душевного равновесия (спокойствия) и невозмутимости;

      - Норма жизни человека – разумное  ограничение желаний и потребностей, именно в этом мудрость человека;

      - Стиль поведения и девиз Эпикура:  «Живи уединенно!», т.е. призыв  к уходу из общественной жизни.

      Эпикуризм  – учение и образ жизни последователей Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь, наслаждается материальными радостями  жизни. 

Скептицизм

      Основатель - Пиррон (360-270)

Сомнение  в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощущения как и сами люди субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значения.

      Единственно правильный способ отношения к вещам  состоит в воздержании от каких-либо суждений о них. 

  Стоицизм (III – II век до н.э.)

      Основатель  – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.). Навание школы «Стоя» (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение).

      Высшая  цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через  апатию - терпение, сдержанность, душевный покой (а – не, патос – страсть).

      Человек не свободен, он зависит от судьбы, фатума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.).

    Вывод: не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней!

      Нравственный  идеал – быть добродетельным и  избегать пороков.

      Основные  добродетели: благоразумность, умеренность, справедливость и мужество.

      Основные  пороки: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость.

      Стоицизм - психологическая защита человека в нестабильном и несправедливом мире.  

Представители эмпиризма Нового времени:

(Бэкон  Ф., Локк Д.)

Френсис Бэкон (1561-1628),

английский  философ, эмпирик, родоначальник материализма Нового времени. Лорд-канцлер, хранитель  королевской печати. 

Гносеология Бэкона:

      А. О соотношении  науки и религии

У науки  и религии разные предметы и методы исследования.

      У науки: предмет исследования – природа, метод – опыт, наблюдение, эксперимент.

      У религии: предмет исследования –  Бог, метод исследования – вера, откровение.

      Поэтому религия и наука занимаются каждая своим делом, не мешая другому и не должны вмешиваться в чужие дела.

      Б. О роли науки

      Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человека. Девиз «Знание – сила!».  Но знание может стать силой только тогда, когда оно истинно. Наука  способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов.

      В науке следует руководствоваться  в первую очередь практикой, опытом. Источник знания – чувственный опыт.

      При этом достижение истины возможно лишь тогда, когда очистишь свой разум  от предрассудков и заблуждений (т.н. «идолов»), которые подстерегают ученого в науке и коренятся  в его уме. 

     В. Виды заблуждений  в науке (идолы):

     1. Идол рода (т.е. знания природно приобретенные, вскормленные человеческой природой) – ошибки в познании из-за несовершенства органов чувств.

      2. Идол пещеры – субъективность взгляда на мир, исходя из своих собственных представлений о нем. Т.е. когда предпочтение отдается привычному знанию, то, что знаешь сам или твое окружение.

Но хорошее  и полезное может быть и у других объединений ученых (научных школ). Например: споры между научными школами (Питер и Москва).

      3. Идол рынка (площади) – пользование устоявшимися, обыденными, но уже устаревшими мнениями без их критического осмысления. Самый вредный!

      4. Идол театра – слепая вера в авторитеты, в ложные теории и учения.

      Ссылка  на авторитет еще не есть доказательство (Аристотель – муха с 4-мя лапами). Надо исходить только из результатов опыта. Бэкон: «Истина, дочь времени, а не авторитета».       Истина рождается как ересь и  умирает как предрассудок! 

      Очистив разум от идолов (призраков, заблуждений) следует выбрать наилучший метод  познания. Они разные. Их можно сравнить с типами ученых.

     Три типа ученых:

1) муравей  (ученый-эмпирик, несет все факты,  какие попадаются на пути);

2) паук (ученый-рационалист, ткет паутину  размышлений из самого себя);

3) пчела  – лучший тип ученого (синтез  эмпиризма и рационализма - не  только собирание фактов, но и  их умственная переработка). 

     Г. Метод индукции 

- универсальный  метод познания, когда на основе  анализа единичных фактов (предметов) 

делается  обобщающий вывод о свойствах  всего класса данных предметов. То есть происходит рассуждение от единичного к общему.

     Виды  индукции:

     - полная, когда исследуются все предметы данного класса;

     - неполная (исследуется только часть  предметов одного класса).

     Для избежания ошибок в дедуктивных выводах необходимо изучить достаточное количество предметов и в первую очередь анализировать факты, противоречащие обобщению (белая ворона).

      Примеры индуктивного вывода:

- Все  кошки мяукают (если каждая  из изученных мяукает);

- Телевизоры  «Сони», как правило, хорошего  качества (доказано на практике);

- Коммунистические  режимы экономически неэффективны (опыт истории);

- Наличие  первоначального капитала есть  важное условие  успешного  начала предпринимательства (анализ  реального опыта) . 

Джон  Локк (1632-1704)

 английский  философ, эмпирик, сенсуалист, политический  мыслитель

Гносеология Локка:

     Источник  всех знаний – ощущения и опыт. Душа человека как чистая доска, на которой  при рождении человека еще ничего не написано («tabula rasa»). «Нет ничего в душе, чего бы раньше не было в ощущениях». Поэтому критиковал теорию о наличии у человека «врождённых идей» и знаний.

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение