Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция
Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.
Процесс познания:
1 этап: Воздействие материальных предметов на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и др.) вызывает у человека ощущения (это - сенсуализм). Ощущения - начало познания. На их основе, а также на основе опыта рождаются простые идеи.
2
этап: Затем приобретенные идеи
анализируются с помощью ума
(рефлексия). В результате рефлексии
формируются сложные идеи.
4. Представители рационализма:
(Декарт,
Спиноза, Лейбниц)
Рене Декарт (Картезий, Картезианец)
(1596-1650)
французский
философ, рационалист, дуалист. Дворянин,
служил в армии, 20 лет в Нидерландах,
в Стокгольме (с 1649). Выдвинул гипотезу
естественного возникновения
Онтология Декарта:
Дуалист. Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души.
Метафизический материалист, т.к. отрицал качественные различия в природе, в т.ч. между живой и неживой природой. «Человек и животные есть сложные машины».
Механистический
материалист во взглядах на природу.
Материя состоит из мельчайших частиц,
бесконечна. Есть только одна форма движения
материи – механистическая – путем перемещения
тел их столкновения.
Гносеология Декарта:
Рационалист.
1. Учение о «врожденных идеях»:
В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные идеи». Затем из этих идей выводится все остальное знание. Достоверное познание возможно только с помощью разума. Основное знание о мире - на основе интуиции. Опыт же (на основе чувственного познания) ничего не дает.
Идеальный метод познания – дедукция (дедуктивный метод).
2. Дедукция – универсальный метод познания, когда на основе знания об общих свойствах класса предметов делаются выводы о свойствах единичного предмета данного класса. Таким образом, рассуждение идет от общего к единичному!
Примеры дедуктивного рассуждения:
1.
Исходное знание: любая монополия
ведет к застою. Дедуктивный вывод:
в экономике - не следует монополизировать
производство какой-либо
2.
Исходное знание: мировой опыт
показал, что при переходе к
рыночной экономике как
Спиноза Бенедикт (Барух)
(1632-1677)
голландский
философ, пантеист, рационалист. Отлучен
от церкви за критику Ветхого завета. Шлифовщик
линз. Туберкулез, 45 лет.
Онтология Спинозы:
Природа
есть единственная первичная субстанция,
она сама является причиной своего
возникновения. Бог растворен в
природе (пантеизм).
Гносеология Спинозы:
А. Учение о 3-х ступенях знания:
Выделил:
1. Эмпирическое (на основе опыта, чувственного восприятия) – часто недостоверно, случайно, недостаточно;
2. Рациональное (на основе разума) – истина достигается посредством доказательств. Оно достоверно, но неполно;
3. Интуиция – есть непосредственное созерцание истины умом. Это главный вид знания, позволяющий познать сущность предметов мира. А.Вознесенский «Стихи не пишутся, случаются…».
Противопоставлял
чувства разуму, принижая роль чувств
и опыта в познании. Не видел
в практике критерия истины, в том,
что именно опыт дает информацию для
интуитивных выводов.
Б. Учение Спинозы о свободе
«Свобода
есть познанная необходимость». Где
необходимость – это
мира. Лишь понимая, признавая и учитывая существование необходимости (законов), человек обретает свободу.
Следовательно, степень свободы человека зависит от уровня познания им объективных законов мира и действий в соответствии с ними. Вывод: чем больше знаешь, тем более свободен.
Например:
-
успех в бизнесе - от уровня
знания законодательства и
-
разные возможности выбора
Сторонник
абсолютного детерминизма (причинности).
Отрицал случайность. Это привело Спинозу
к фатализму.
Лейбниц Готфрид Вильгельм
(1646-1716),
немецкий
философ, рационалист и математик
(открыл дифференциальное и интегральное
исчисление)
Онтология Лейбница:
Мир
- система разнокачественных
В основании каждой вещи лежит своя собственная субстанция – монада - простая и неделимая частица.
В
отличие от атомов монады обладают
не материальной, а духовной основой.
Их множество в мире.
Гносеология Лейбница:
Пытался
сочетать рационализм и эмпиризм,
при ведущей роли рационализма. Признавал
наличие у человека врождённых идей,
склонностей, предрасположений. Указал
на невозможность объяснить
Подчёркивал активность сознания уже при получении
элементарных ощущений, а не только при образовании сложных идей,
как утверждал Локк.
Выделил два вида (рода) истин: истины факта и истины разума.
1. Истины факта. Постигаются случайным, эмпирическим путем (например, законы природы).
2. Истины разума. Происходят от врожденных
идей. Однако в отличие от Декарта полагал,
что они не даются сразу ясно и отчетливо,
а находятся в зародыше и постепенно развиваются
до полного осознания.
Философия
эпохи Просвещения
(Англия, Франция, XVII-XVIII века)
1.
Особенности и
основные черты
философии эпохи
Просвещения
Главное достижение – распространение практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей.
Наука переходит с латыни на национальные языки.
Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских свобод.
Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства.
Общественную жизнь предлагается переустроить на разумных началах.
Философия
становится не только методологией науки,
но и помогает решать социальные вопросы,
показывает пути переустройства общества.
Французские просветители осуждали культ и тиранию церкви.
Ф. Вольтер Ш.Монтескье Д.Дидро Ж.-Ж. Руссо П.Гольбах
1694–1778 1689–1755 1713-1784 1712-1778 1723-1789
Задача философии: освободиться от догм и нетерпимости католической церкви и фанатичных религиозных суеверий как духовной тирании и зависимости человека от Бога.
Концепция «естественной религии»:
(Вольтер
трактат «Все о Боге», Д.Дидро)
1. Сформулирована в противовес идеям официальной католической церкви. Религия на самом деле является универсальной, мировой:
2. Она не должна противоречить
человеческой природе и
3. Она включает в себя
4. Моральные принципы добра и
зла не зависят от Бога.
3.
Механистический
материализм французских
просветителей
Поль Гольбах Жульен Ламетри Клод Гельвеций Дени Дидро
1723-1789 1709-1751 1715-1771 1713-1784
«Система природы»
Природа есть единое великое целое путем соединения различных веществ и сочетаний различных движений тел.
В основе природы лежит материя, неразрывно связанная с движением, которое присуще всем телам.
Вселенная есть взаимосвязанная цепь причин и следствий. Отрицали случайность.
Движение
тел происходит строго закономерно
на основе законов механики. В этом
– механистичность французского
материализма.
4.
Социально-философские
учения эпохи Просвещения
Жульен Ламетри (1709-1751)
Теория «Просвещенный человеческий разум».
Разум
играет главную роль в истории. Для
этого сами правители должны быть
просвещенными людьми. Мерило нравственности
и правильности поступков – общественный
интерес: т.е «все, что полезно обществу».
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
А. Теория «Равенства». Равенство есть естественное состояние общества - строгая умеренность во всем, устранение всяких
излишеств, ограничение размера имуществ богатых и знатных.
Этому мешает частная собственность. Ее необходимо уравнять
(прогрессивный
налог, ограничение перехода
по наследству и др.).
Б.
Теория «Социальный
эгалитаризм» – устранение неравенства
путем уравнительного перераспределения
между всеми относительно равной частной
собственности. Утопия!
Жан Антуан Кондорсе (1743-1974)
Работа «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».
Теория «Общественного прогресса» –
общество
поступательно развивается (в истории
было 10 эпох). Развитие обеспечивается
успехами человеческого разума, достижением
все более полной свободы человека.
4.2. Учение
о естественных правах
Д. Локка
Джон Локк (1632-1704),
англ.
философ, основоположник теории либеральной
демократии. Работа «Два трактата о
правительстве» - развил учение Т.Гоббса
об общественном договоре.
Естественное состояние общества – царство свободы и равенства.
Естественные
права человека - принадлежащие человеку
от
- на жизнь,
- свободу,
- собственность, приобретенную своим трудом.
Их дал Бог и никто, в том числе и государство, не может их отнимать или ограничивать.
Государство создается для защиты естественных прав. Оно может ограничивать свободу и права граждан только насколько это нужно для охраны естественных прав. Поэтому власть правителя не может быть абсолютной (абсолютная монархия).
Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение