Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

     Процесс познания:

     1 этап: Воздействие материальных  предметов на органы чувств  человека (зрение, слух, осязание и  др.) вызывает у человека ощущения (это - сенсуализм). Ощущения - начало  познания. На их основе, а также  на основе опыта рождаются  простые идеи.

      2 этап: Затем приобретенные идеи  анализируются с помощью ума  (рефлексия). В результате рефлексии  формируются сложные идеи.  

4. Представители рационализма:

(Декарт, Спиноза, Лейбниц) 

  Рене Декарт (Картезий, Картезианец)

           (1596-1650)

      французский философ, рационалист, дуалист. Дворянин, служил в армии, 20 лет в Нидерландах, в Стокгольме (с 1649). Выдвинул гипотезу естественного возникновения Вселенной  в результате вихревого движения частиц. 

Онтология Декарта:

     Дуалист. Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души.

     Метафизический  материалист, т.к. отрицал качественные различия в природе, в т.ч. между живой и неживой природой. «Человек и животные есть сложные машины».

      Механистический материалист во взглядах на природу. Материя состоит из мельчайших частиц, бесконечна. Есть только одна форма движения материи – механистическая – путем перемещения тел их столкновения.  

Гносеология Декарта:

Рационалист.

     1. Учение о «врожденных  идеях»:

     В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные  идеи». Затем из этих идей выводится  все остальное знание. Достоверное  познание возможно только с помощью  разума. Основное знание о мире - на основе интуиции. Опыт же (на основе чувственного познания) ничего не дает.

      Идеальный метод познания – дедукция (дедуктивный  метод).

         2. Дедукция – универсальный метод познания, когда на основе знания об общих свойствах класса предметов делаются выводы о свойствах единичного предмета данного класса. Таким образом, рассуждение идет от общего к единичному!

      Примеры дедуктивного рассуждения:

      1. Исходное знание: любая монополия  ведет к застою. Дедуктивный вывод:  в экономике - не следует монополизировать  производство какой-либо группы  товаров, в политике - вводить  однопартийную систему. 

     2. Исходное знание: мировой опыт  показал, что при переходе к  рыночной экономике как правило,  наступает определенный кризис  производства, инфляция, безработица.  Дедуктивный вывод: страна, собирающаяся  перейти к рынку, должна быть  готова, к определенному спаду производства, инфляции, безработице. Зная это необходимо постараться смягчить переход. 

Спиноза Бенедикт (Барух)

     (1632-1677)

голландский философ, пантеист, рационалист. Отлучен от церкви за критику Ветхого завета. Шлифовщик линз. Туберкулез, 45 лет. 

Онтология Спинозы:

     Природа есть единственная первичная субстанция, она сама является причиной своего возникновения. Бог растворен в  природе (пантеизм). 

Гносеология Спинозы:

     А. Учение о 3-х ступенях знания:

     Выделил:

     1. Эмпирическое (на основе опыта, чувственного восприятия) – часто недостоверно, случайно, недостаточно;

     2. Рациональное (на основе разума) – истина достигается посредством доказательств. Оно достоверно, но неполно;

     3. Интуиция – есть непосредственное созерцание истины умом. Это главный вид знания, позволяющий познать сущность предметов мира. А.Вознесенский «Стихи не пишутся, случаются…».

      Противопоставлял  чувства разуму, принижая роль чувств и опыта  в познании. Не видел  в практике критерия истины, в том, что именно опыт дает информацию для  интуитивных выводов. 

     Б. Учение Спинозы о  свободе

«Свобода  есть познанная необходимость». Где  необходимость – это объективные  законы

мира. Лишь понимая, признавая и учитывая существование  необходимости (законов), человек обретает свободу.

      Следовательно, степень свободы человека зависит  от уровня познания им объективных  законов мира и действий в соответствии с ними. Вывод: чем больше знаешь, тем более свободен.

      Например:

     - успех в бизнесе - от уровня  знания законодательства и использования  его на практике (предприниматель,  бухгалтер);

     - разные возможности выбора института  и места работы от уровня  знаний (отличник, хорошист, троешник).

  Сторонник абсолютного детерминизма (причинности). Отрицал случайность. Это привело Спинозу к фатализму. 

  Лейбниц Готфрид  Вильгельм 

         (1646-1716),

немецкий  философ, рационалист и математик (открыл дифференциальное и интегральное исчисление) 

Онтология Лейбница:

     Мир - система разнокачественных объектов.

      В основании каждой вещи лежит своя собственная субстанция – монада - простая  и неделимая частица.

      В отличие от атомов монады обладают не материальной, а духовной основой. Их множество в мире.  

Гносеология Лейбница:

     Пытался сочетать рационализм и эмпиризм, при ведущей роли рационализма. Признавал  наличие у человека врождённых идей, склонностей, предрасположений. Указал на невозможность объяснить приобретение всех знаний только из внутреннего  опыта.

      Подчёркивал активность сознания уже при получении 

элементарных  ощущений, а не только при образовании  сложных идей,

как утверждал  Локк.

      Выделил два вида (рода) истин: истины факта  и истины разума. 

     1. Истины факта. Постигаются случайным, эмпирическим путем (например, законы природы). 

     2. Истины разума. Происходят от врожденных идей. Однако в отличие от Декарта полагал, что они не даются сразу ясно и отчетливо, а находятся в зародыше и постепенно развиваются до полного осознания. 
 

Философия эпохи Просвещения 
(Англия, Франция, XVII-XVIII века)  
 

1. Особенности и  основные черты  философии эпохи  Просвещения 

     Главное достижение – распространение практически  полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей.

      Наука переходит с латыни на национальные языки.

      Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских  свобод.

      Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства.

      Общественную  жизнь предлагается переустроить на разумных началах.

      Философия становится не только методологией науки, но и помогает решать социальные вопросы, показывает пути переустройства общества.  

    1. Критика религии
 

  Французские  просветители осуждали культ  и тиранию церкви.

Ф. Вольтер       Ш.Монтескье       Д.Дидро        Ж.-Ж. Руссо         П.Гольбах

      1694–1778        1689–1755        1713-1784       1712-1778          1723-1789

     Задача  философии: освободиться от догм и нетерпимости католической церкви и фанатичных религиозных  суеверий как духовной тирании и  зависимости человека от Бога.

     Концепция «естественной религии»:

      (Вольтер  трактат «Все о Боге», Д.Дидро).

        1. Сформулирована в противовес идеям официальной католической церкви. Религия на самом деле является универсальной, мировой:

        2. Она не должна противоречить  человеческой природе и унижать  человека;

        3. Она включает в себя общечеловеческие  принципы нравственности, универсальную  мораль: «Делай то, что ты хотел  бы, чтобы делали по отношению  к тебе»;

        4. Моральные принципы добра и  зла не зависят от Бога.  

3. Механистический  материализм французских  просветителей 

Поль  Гольбах            Жульен Ламетри        Клод Гельвеций         Дени Дидро

         1723-1789                  1709-1751                1715-1771                1713-1784

«Система  природы» 

      Природа есть единое великое целое путем  соединения различных веществ и  сочетаний различных движений тел.

      В основе природы лежит материя, неразрывно связанная с движением, которое  присуще всем телам.

      Вселенная есть взаимосвязанная цепь причин и  следствий. Отрицали случайность.

      Движение  тел происходит строго закономерно  на основе законов механики. В этом – механистичность французского материализма. 
 

4. Социально-философские  учения эпохи Просвещения 

  • Социально-философские  учения французских  просветителей 
  • Жульен  Ламетри (1709-1751)

         Теория «Просвещенный человеческий разум».

    Разум играет главную роль в истории. Для  этого сами правители должны быть просвещенными людьми. Мерило нравственности и правильности поступков – общественный интерес: т.е «все, что полезно обществу». 

    Жан-Жак  Руссо (1712-1778)

         А. Теория «Равенства». Равенство  есть естественное состояние общества - строгая умеренность во всем, устранение всяких

    излишеств, ограничение размера имуществ богатых  и знатных.

    Этому мешает частная собственность. Ее необходимо уравнять

    (прогрессивный  налог, ограничение перехода имущества 

    по наследству и др.).

         Б. Теория «Социальный  эгалитаризм» – устранение неравенства путем уравнительного  перераспределения между всеми относительно равной частной собственности. Утопия! 

    Жан Антуан Кондорсе (1743-1974)

    Работа  «Эскиз исторической картины прогресса  человеческого разума».

          Теория  «Общественного прогресса»

    общество  поступательно развивается (в истории  было 10 эпох). Развитие  обеспечивается успехами человеческого разума, достижением  все более полной свободы человека.  

    4.2. Учение о естественных правах Д. Локка 

    Джон  Локк (1632-1704),

         англ. философ, основоположник теории либеральной  демократии. Работа «Два трактата о  правительстве» - развил учение Т.Гоббса об общественном договоре. 

         Естественное  состояние общества – царство  свободы и равенства.

         Естественные  права человека -  принадлежащие человеку от                                                             рождения и поэтому неотчуждаемые:

    -  на  жизнь, 

    - свободу, 

    - собственность,  приобретенную своим трудом.

          Их  дал Бог и никто, в том числе  и государство, не может их отнимать или ограничивать.

         Государство создается для защиты естественных прав. Оно может ограничивать свободу  и права граждан только насколько  это нужно для охраны естественных прав. Поэтому власть правителя не может быть абсолютной (абсолютная монархия).

    Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение