Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

      Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимых  количественных изменений.

      Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах.

             В) закон отрицания  отрицания: (показывает направленность развития);

     При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс  отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие.

      Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское): 

      1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание. 

     Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

      2. Диалектическое  отрицание (когда  из старого качества в новое  берется все положительное).

     Например, постепенная замена менее способных  людей в коллективе.

4. Развил учение  о категориях

(изучал  диалектические, парные категории  – общее и единичное, причина  и следствие, возможность и  действительность и др.).

5. Разработал основные  принципы диалектической  логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель).

6. Обосновал принцип  тождества бытия  и мышления, т.е. единство законов внешнего мира и законов мышления. 

                                        Заключение:

     Философия Гегеля - вершина европейской философии  того времени. Ее положения (особенно диал. метод) широко использовались в последующей  философии, в т.ч. Марксизмом и русской  идеалистической философией. 

3.3. Философия истории  Гегеля 

социальная  теория Гегеля, основана на решающей роли разума в истории общества.

  

     1. В бесконечном процессе истории  господствует мысль. История есть  в первую очередь процесс саморазвития  разума (абсолютной идеи).

     2. Цель всемирной истории – самопознание  мировым разумом самого себя (это  - идеализм).

Носителем мирового разума в ту или иную эпоху  является народ, находящийся в данный момент в расцвете сил (в 19 в. – Германия).

     3. В то же время каждый народ  мира вносит свой вклад в  развитие мирового разума (китайцы  – философию, якуты - сказания, папуасы, негры – медицину и т.д.).

     4. Всемирная история есть прогресс  общества в развитии свободы:

            Этапы развития свободы:

  1) Восточный  мир: свобода – только для  деспота с его произволом и  слепым повиновением народа;

  2) Греческий,  римский миры: свобода в ограниченных  пределах, лишь для некоторых  (свободных граждан). Есть рабство.

  3) Германский  мир – полная (?) свобода для  всех (политическая и гражданская). В этом – идеализация прусского  государства и явное противоречие  с самой диалектикой Гегеля, так  как полной, т.е. абсолютной свободы  не может быть в принципе. В  ином случае -развитие прекращается!

      5. Прогресс общества Гегель связывал  также с разумным государственным  устройством.

     6. Гегель рассматривает историю  как единый неразрывный закономерный  процесс развития общества. В  нем каждая эпоха, будучи неповторимо  своеобразной, в то же время  есть закономерная ступень в  развитии человечества (человеческого  духа).

     «Все  действительное разумно, все разумное действительно» (Т.е. все общественные явления (положительные, отрицательные) имеют свои причины и объективно необходимы).

«Сова Минервы вылетает в сумерки» (Мудрость человека, человечества приходит с  годами, на склоне жизни).

      Однако  для идеалиста Гегеля прогресс есть лишь бесконечное саморазвертывание разума, идеи. В этом - абстрактность философии Гегеля.

     7. Человеческое общество развивается  путем сложения действий отдельных  личностей, преследующих собственные  интересы. В этом проявляется  активность человеческой личности.

      Однако  в результате пересечения интересов  и воль отдельных людей возникают  новые объективные обстоятельства, с которыми люди необходимо вынуждены  считаться.  Таким образом, случайность (воля отдельных лиц) превращается в  необходимость (новую ситуацию). И  т.д. 
 

    1. Фейербах  Людвиг (1804-1872)
 

непоследовательный  метафизический материалист,  атеист, автор антропологической философии.  Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля  к ее критике и к материализму. 

А. Онтология  Фейербаха:      

      Критика религии  

      В понимании природы - материалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма. 

       Природа существует сама по  себе, независимо от какой бы  то ни было философии или  сознания. Люди - продукты природы.

      Высшие  существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей  собственной сущности. “Вне природы  и человека нет ничего”. 

     Полностью  (метафизически) отрицал всю философию  Гегеля, включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой  он выплеснул из ванны и ребенка».

      Материалистические  взгляды Фейербаха оказали большое  влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а  также Чернышевского. 

      Б. Антропологическая  философия (философия  человека) Л.Фейербаха: 

     Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.

      Главные вопросы философии: что такое  жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.

      Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.

      Т.к. потустороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью  в этой (посюсторонней) жизни.

            Отвергая традиционную религию,  предложил заменить ее другой  религией - любовью человека к  человеку. Это единственно истинная  религия. На место веры в  Бога нужно веру человека в  самого себя. 

     Выводы: У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:

     - материалистом в понимании природы  (материя – первична);

     - идеалистом в понимании движущих  сил существования и развития  общества (главный фактор - любовь  человека к человеку).

      Положительные элементы философии Фейербаха:

1. Обращение  к общечеловеческим ценностям,  к гуманизму.

2. Привлечение  внимания к природе человека  и к коренным проблемам его  существования. 

История, периоды, особенности  и значение русской  философии.

Причины возникновения:

   Русская философия возникла в XVIII веке после преобразований Петра I. В результате начался:

      - быстрый процесс формирования  гражданского общества;

      - развитие светской культуры и  наук;

      - преодоление языковой и географической  изолированности;

      - начало изучения и преподавания  наук и философии в университетах. 

Периоды развития русской  философии:

      1 этап:

   Начало  русской философии (конец XVII - начало XIX века). Зависимость от философии французского Просвещения. Г.С. Сковорода – первый профессиональный русский философ.

      2 этап:

   До  возникновения самостоятельных  философских систем (1-я половина XIX века). Сильная зависимость от немецкой классической философии. П.Я. Чаадаев.

      3 этап:

   Появление самостоятельных философских систем (2-я половина XIX - начало XX века). Наряду с немецкой классической философией, также влияние западного материализма, позитивизма.

      - Славянофилы (Хомяков, Киреевский, Самарин) и западники (Герцен,

            Огарев, Кавелин, Грановский);

      - Почвенничество (Григорьев. Страхов, Данилевский, Достоевский);

      - Консерватизм (Леонтьев, Победоносцев, Данилевский);

    - Материалисты (Герцен, Чернышевский, Плеханов);

    - «Русская  идея» (Соловьев, Бердяев)

    - «Всеединство  и вселенская теократия» (Соловьев)

    - Русский  космизм (Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский)

    - Народники  (Лавров, Михайловский) и др.

      4 этап:

   Религиозно-мистическая  философия начала XX века и периода первой русской эмиграции (1917-1950 гг.). Бердяев, Франк, Флоренский, Трубецкие, Шестов, Булгаков, Франк, Ильин и др. После 1917 г. – в эмиграции, куда выехало (или были высланы) большинство русских религиозных философов. Конец самостоятельности и независимости русской философии в России.

      5 этап:

   Советская марксистская философия (1920-1990 гг.). Полная идеологическая зависимость от марксизма  в ленинской интерпретации и  государства. Искоренение идеалистической  религиозной направленности философии.  

Особенности и значение русской  философии:

   1. Тесная связь с православием;

   2. Противоречивое влияние западно-европейской философии:

     - сильная первоначальная зависимость  от западной философии;

    - ускорение  философского образования, готовая  база ранее из созданных понятий  и категорий.

   3. Повышенное внимание к проблемам  нравственности, религиозности, судьбе  человека и общества, глубокий  гуманизм и внимание к личности  человека;

   4. Не борьба против христианства (как на Западе), а, наоборот, необходимость  согласования веры и знания.  
 

Русское почвенничество

течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX века 

Апполон Григорьев              Николай Страхов                Николай Данилевский

       (1822-1864)                          (1828-1896)                             (1822-1885)                        

          Михаил Мих. Достоевский              Федор Мих. Достоевский

                      (1820-1864)                                         (1821-1881) 

   В русском обществе необходимо формирование «органического» мировоззрения:

   1. В познании явлений жизни главное  - художественное творчество, науки  – не главное.

   2. Идея «национальной почвы» как  основы социального и культурного  развития России.

   Существует  разрыв образованной части русского общества с народной почвой. Его  необходимо преодолеть  на основе духовного  единения сословий как единственного  способа сохранения самобытности страны и особого пути развития России.

   3. Мысль об особой миссии русского  народа, призванного спасти человечество.

   4. Критическое отношение к революционным  демократам, западникам а также – к славянофилам (!) за их стремление создать жизнь по искусственной схеме (теории). «Не учить жизнь жить по-нашему, а учиться у жизни на ее органических явлениях» (А. Григорьев).

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение