Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция
Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.
Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимых количественных изменений.
Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах.
В) закон отрицания отрицания: (показывает направленность развития);
При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие.
Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское):
1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание.
Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;
2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).
Например, постепенная замена менее способных людей в коллективе.
4. Развил учение о категориях
(изучал диалектические, парные категории – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.).
5. Разработал основные принципы диалектической логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель).
6.
Обосновал принцип
тождества бытия
и мышления, т.е.
единство законов внешнего мира и законов
мышления.
Философия
Гегеля - вершина европейской философии
того времени. Ее положения (особенно диал.
метод) широко использовались в последующей
философии, в т.ч. Марксизмом и русской
идеалистической философией.
3.3.
Философия истории
Гегеля
социальная теория Гегеля, основана на решающей роли разума в истории общества.
1.
В бесконечном процессе
2.
Цель всемирной истории –
Носителем мирового разума в ту или иную эпоху является народ, находящийся в данный момент в расцвете сил (в 19 в. – Германия).
3. В то же время каждый народ мира вносит свой вклад в развитие мирового разума (китайцы – философию, якуты - сказания, папуасы, негры – медицину и т.д.).
4.
Всемирная история есть
Этапы развития свободы:
1) Восточный мир: свобода – только для деспота с его произволом и слепым повиновением народа;
2) Греческий, римский миры: свобода в ограниченных пределах, лишь для некоторых (свободных граждан). Есть рабство.
3) Германский
мир – полная (?) свобода для
всех (политическая и гражданская).
В этом – идеализация
5.
Прогресс общества Гегель
6.
Гегель рассматривает историю
как единый неразрывный
«Все действительное разумно, все разумное действительно» (Т.е. все общественные явления (положительные, отрицательные) имеют свои причины и объективно необходимы).
«Сова Минервы вылетает в сумерки» (Мудрость человека, человечества приходит с годами, на склоне жизни).
Однако для идеалиста Гегеля прогресс есть лишь бесконечное саморазвертывание разума, идеи. В этом - абстрактность философии Гегеля.
7.
Человеческое общество
Однако
в результате пересечения интересов
и воль отдельных людей возникают
новые объективные
непоследовательный
метафизический материалист, атеист,
автор антропологической
А. Онтология Фейербаха:
Критика религии
В
понимании природы -
материалист, атеист. Главная работа
“Сущность христианства” – критика традиционной
религии и гегелевского идеализма.
Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы.
Высшие
существа, выдуманные людьми, есть лишь
фантастические отражения нашей
собственной сущности. “Вне природы
и человека нет ничего”.
Полностью (метафизически) отрицал всю философию Гегеля, включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка».
Материалистические
взгляды Фейербаха оказали
Б.
Антропологическая
философия (философия
человека) Л.Фейербаха:
Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.
Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.
Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.
Т.к. потустороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посюсторонней) жизни.
Отвергая традиционную религию,
Выводы: У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:
-
материалистом в понимании
-
идеалистом в понимании
Положительные элементы философии Фейербаха:
1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму.
2. Привлечение
внимания к природе человека
и к коренным проблемам его
существования.
История, периоды, особенности и значение русской философии.
Причины возникновения:
Русская философия возникла в XVIII веке после преобразований Петра I. В результате начался:
- быстрый процесс формирования гражданского общества;
- развитие светской культуры и наук;
-
преодоление языковой и
-
начало изучения и
Периоды развития русской философии:
1 этап:
Начало русской философии (конец XVII - начало XIX века). Зависимость от философии французского Просвещения. Г.С. Сковорода – первый профессиональный русский философ.
2 этап:
До возникновения самостоятельных философских систем (1-я половина XIX века). Сильная зависимость от немецкой классической философии. П.Я. Чаадаев.
3 этап:
Появление
самостоятельных философских
-
Славянофилы (Хомяков,
Огарев, Кавелин, Грановский);
- Почвенничество (Григорьев. Страхов, Данилевский, Достоевский);
- Консерватизм (Леонтьев, Победоносцев, Данилевский);
- Материалисты (Герцен, Чернышевский, Плеханов);
- «Русская идея» (Соловьев, Бердяев)
- «Всеединство и вселенская теократия» (Соловьев)
- Русский космизм (Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский)
- Народники (Лавров, Михайловский) и др.
4 этап:
Религиозно-мистическая философия начала XX века и периода первой русской эмиграции (1917-1950 гг.). Бердяев, Франк, Флоренский, Трубецкие, Шестов, Булгаков, Франк, Ильин и др. После 1917 г. – в эмиграции, куда выехало (или были высланы) большинство русских религиозных философов. Конец самостоятельности и независимости русской философии в России.
5 этап:
Советская
марксистская философия (1920-1990 гг.). Полная
идеологическая зависимость от марксизма
в ленинской интерпретации и
государства. Искоренение идеалистической
религиозной направленности философии.
Особенности и значение русской философии:
1. Тесная связь с православием;
2.
Противоречивое влияние
-
сильная первоначальная
- ускорение
философского образования,
3.
Повышенное внимание к
4.
Не борьба против христианства
(как на Западе), а, наоборот, необходимость
согласования веры и знания.
Русское почвенничество
течение
русской общественной мысли 60-х гг.
XIX века
Апполон Григорьев Николай Страхов Николай Данилевский
(1822-1864)
Михаил Мих. Достоевский Федор Мих. Достоевский
(1820-1864)
В русском обществе необходимо формирование «органического» мировоззрения:
1.
В познании явлений жизни
2.
Идея «национальной почвы» как
основы социального и
Существует разрыв образованной части русского общества с народной почвой. Его необходимо преодолеть на основе духовного единения сословий как единственного способа сохранения самобытности страны и особого пути развития России.
3.
Мысль об особой миссии
4.
Критическое отношение к
Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение