Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

      Источник  власти – народ, а государство, правительство  есть лишь средство для осуществления  воли народа. Народ не отдает государству  своих властных полномочий, он лишь поручает правительству их выполнять.

     Власть  не должна концентрироваться в одном  месте. Поэтому необходим принцип разделения властей:

1. Законодательная  власть (парламент) – издает законы. Она – главная!

2. Исполнительная (правительство) – проводит законы в жизнь. Судебная власть входит в исполнительную.

3. Федеральная (король и министры) – занимается вопросами внешней политики.

      Каждая  из властей контролирует работу других.

      Народ имеет право на вооруженное сопротивление  для защиты своих прав, если кто-то попытается узурпировать власть и нарушать права человека.

      Идеи  Д.Локка:

1) о  естественных правах человека;

2) о  разделении властей 

- стали  основой для модели политико-правового  устройства современного либерального  общества (первоначально - в Англии  и Америке). 

Немецкая  классическая философия 
(
2-я половина XVIII - 1-я половина XIX веков)

(Кант, Гегель, Фейербах) 

1. Особенности немецкой  классической философии 

- возвращение  и господство в философии идеализма; 

- пришла  на смену французскому метафизическому  материализму;

- более  глубокое исследование различных  философских проблем (в онтологии,  гносеологии, этике и др.);

- углубленное  изучение и развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов);

- в гносеологии  - исследуется не только объект, но и субъект познания; 
 

    2. Иммануил Кант (1724-1804) 

Родоначальник немецкой классической философии. Профессор  и ректор Кенигсбергского университета. Кроме вклада в философию: крупный  ученый в области естественных наук:

космогония, физическая география, антропология и  др. 

А. Критическая философия  Канта (задачи, основные проблемы, понятия) 

      Два периода в творчестве И.Канта:

      1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).

      2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).

Пытается  выяснить пределы возможностей человеческого  разума.

      Основные  задачи философии:

- Что  я могу знать? (гносеология. Ответ в книге «Критика чистого разума»);

- Что  я должен делать? (этика. Работа «Критика практического разума»);

- На  что я смею надеяться? (Религия. работа «Религия в пределах только разума»).

      Основные  рассматриваемые  проблемы:

- проблема  познаваемости мира и границы  человеческого познания;

- нравственность  человека

      Основные  понятия:

вещь  для нас (явление), вещь в себе (сущность), категорический императив. 

Б. Гносеология Канта

      Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект  познания, а также изучить границы  познания.

 

Учение  о «вещи в себе»

(или  о сущности и  явлении):

     1. Познание мира человеком имеет  свои границы.

     2. В предмете различал две стороны  (явление и сущность), которые  не совпадают друг с другом:

      а) явления – это внешняя сторона  предмета, то, что нам является. Они  познаются с помощью органов  чувств (это – т.н. «вещь для  нас»);

      б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей.

     3. Сущность  предметов и мира  в целом глубоко скрыта от  глаз человека и поэтому принципиально  непознаваема. Поэтому сущность  это – т.н. «вещь в себе».  В признании непознаваемости  сущности - агностицизм Канта.

Например, человек:

      а) явления человека – его внешность, поведение на людях.

      б) сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа.  «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители  думают, что я такая. А я на самом  деле…». 

     Причины непознаваемости  сущности (по Канту):

1. Бесконечность  и изменчивость мира;

2. Нравственная  целесообразность ограниченности  познания человека, т.к. иначе  человек может возомнить себя  Богом.

     Нужно ли человеку все знать?  Пример: использование  атомного оружия. 

           Выводы:

     В своем учении Кант обращает внимание на:

1. Качественную, принципиальную разницу между  категориями «сущность» и «явление»;

2. Трудность  и ограниченность познания в  связи с безграничностью мира  и его качественной изменчивостью. 

           Критика Гегелем  теории Канта о  непознаваемости  сущности:

     Кант  не прав. Сущность познаваема - через  познание явлений. Гегель: «Сущность  является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через  явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета.

        Таким образом, через последовательное  изучение и познание явлений  предмета мы все больше узнаем  и о его сущности. 

        В своей критике теории Канта  Гегель указывает на:

1) диалектическую  взаимосвязь сущности и явлений;

2) принципиальную  возможность познания сущности;

3) показывает  механизм познания сущности. 
 

В. Этика Канта: 

1) Учение о человеческой  личности как об  абсолютной ценности

     Человека  нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и

благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить  в жертву другому или даже обществу в целом.

      Например: попытки построить светлое будущее  за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение  «вредных» классов, перенапряжение сил).

      Необходимо  уважать и видеть в каждом человеке личность.

      Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я  учусь уважать человека».  

2) Учение Канта о  нравственном законе (о  категорическом императиве) 

     Категорический  императив –  внутреннее повеление, нравственный долг.

      Человек всегда должен поступать по законам  всеобщей человеческой морали, даже наперекор  своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).

      Морален только тот поступок, который совершается  из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.

      При этом надо поступать так, чтобы правила  личного поведения (максима) могли  стать правилом поведения для  других.

      Позднее Кант формулирует 

Комплекс  нравственных обязанностей (моральные правила):

       А) Обязанности  человека по отношению к самому себе:

забота  о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);

честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество); Главный  помощник – совесть.

       Б) Обязанности людей друг к другу:

Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.

Избегать  человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.

      Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства.   Юнкера. 

     Вера  в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка. 
 

3. Гегель

Георг Фридрих  Вильгельм

(1770-1831)

выдающийся  немецкий философ,  объективный идеалист, профессор Берлинского университета.

     Разработчик и систематизатор диалектики; автор  системы объективного идеализма. 

3.1. Идеалистическая  система Гегеля: 

Все в  мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В  своем постоянном развитии абсолютная идея проходит

3 основных этапа своего развития:

     1 этап. Сфера чистого  мышления: (кн. “Логика”)

Абсолютная  идея, существуя до человека, порождает  и накапливает свое богатство, развивается  и раскрывается в системе взаимосвязанных  диалектических категорий (например, необходимость  и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).

      2 этап. “Инобытие  духа”.

Абсолютная  идея материализуется и переходит  в свою противоположность (т.н. “инобытие  духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.

      3 этап. Мировой разум.  Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “мировой разум”, обнаруживаемый в виде  обобщенного общественного сознания человечества).

      Выводы  идеалистической  системы Гегеля:

1. Главная  движущая сила развития - идея.

2. Процесса  развития мира бесконечен.

3. Роль  идей, духовного начала в жизни  общества. 

3.2. Вклад Гегеля в  философию: 

1. Создание диалектики  как системы и  развитие диалектического  метода:

      Впервые представил все бытие (материальный, исторический  и духовный мир)

в виде бесконечного, постоянного процесса развития (качественного изменения). Дал определение диалектическому  методу (как бесконечному развитию и взаимосвязи всего существующего).

2. Выделил особенности  развития:

а) оно  идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно  происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил  главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь  – внутренние (т.е. лежащие в самом  предмете, явлении) и их разрешение.

      Например: проблемы страны (России), семьи.

3. Сформулировал три  закона диалектики:

      А) закон единства  и борьбы противоположностей:

(показывает  источник развития - противоречия);

Противоположности предмета (явления) борются между  собой

и одновременно находятся в единстве.

Развитие  происходит за счет снятия (разрешения) противоречий.

      Например: развитие семьи, карьеры, фирмы.

      Б) закон перехода  количественных изменений  в качественные: (показывает механизм развития)

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение