Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция
Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.
Источник власти – народ, а государство, правительство есть лишь средство для осуществления воли народа. Народ не отдает государству своих властных полномочий, он лишь поручает правительству их выполнять.
Власть не должна концентрироваться в одном месте. Поэтому необходим принцип разделения властей:
1. Законодательная власть (парламент) – издает законы. Она – главная!
2. Исполнительная (правительство) – проводит законы в жизнь. Судебная власть входит в исполнительную.
3. Федеральная (король и министры) – занимается вопросами внешней политики.
Каждая из властей контролирует работу других.
Народ имеет право на вооруженное сопротивление для защиты своих прав, если кто-то попытается узурпировать власть и нарушать права человека.
Идеи Д.Локка:
1) о естественных правах человека;
2) о разделении властей
- стали
основой для модели политико-
Немецкая
классическая философия
(2-я половина XVIII - 1-я половина XIX веков)
(Кант, Гегель,
Фейербах)
1.
Особенности немецкой
классической философии
- возвращение
и господство в философии
- пришла
на смену французскому
- более
глубокое исследование
- углубленное изучение и развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов);
- в гносеологии
- исследуется не только объект,
но и субъект познания;
2.
Иммануил Кант (1724-1804)
Родоначальник немецкой классической философии. Профессор и ректор Кенигсбергского университета. Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук:
космогония,
физическая география, антропология и
др.
А.
Критическая философия
Канта (задачи, основные
проблемы, понятия)
Два периода в творчестве И.Канта:
1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).
2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).
Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.
Основные задачи философии:
- Что я могу знать? (гносеология. Ответ в книге «Критика чистого разума»);
- Что я должен делать? (этика. Работа «Критика практического разума»);
- На что я смею надеяться? (Религия. работа «Религия в пределах только разума»).
Основные рассматриваемые проблемы:
- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;
- нравственность человека
Основные понятия:
вещь
для нас (явление), вещь в себе (сущность),
категорический императив.
Б. Гносеология Канта
Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.
Учение о «вещи в себе»
(или о сущности и явлении):
1. Познание мира человеком имеет свои границы.
2.
В предмете различал две
а) явления – это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это – т.н. «вещь для нас»);
б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей.
3.
Сущность предметов и мира
в целом глубоко скрыта от
глаз человека и поэтому
Например, человек:
а) явления человека – его внешность, поведение на людях.
б)
сущность человека – его внутреннее
содержание, духовный мир, душа. «Чужая
душа – потемки!». Реклама: «Родители
думают, что я такая. А я на самом
деле…».
Причины непознаваемости сущности (по Канту):
1. Бесконечность и изменчивость мира;
2. Нравственная
целесообразность
Нужно
ли человеку все знать? Пример: использование
атомного оружия.
Выводы:
В своем учении Кант обращает внимание на:
1. Качественную,
принципиальную разницу между
категориями «сущность» и «
2. Трудность
и ограниченность познания в
связи с безграничностью мира
и его качественной
Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:
Кант не прав. Сущность познаваема - через познание явлений. Гегель: «Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета.
Таким образом, через
В своей критике теории Канта Гегель указывает на:
1) диалектическую
взаимосвязь сущности и
2) принципиальную возможность познания сущности;
3) показывает
механизм познания сущности.
В.
Этика Канта:
1) Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности
Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и
благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.
Например:
попытки построить светлое
Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.
Кант:
«Было время, когда я презирал
чернь. Это ослепление исчезло. Я
учусь уважать человека».
2)
Учение Канта о
нравственном законе (о
категорическом императиве)
Категорический императив – внутреннее повеление, нравственный долг.
Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).
Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.
При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.
Позднее Кант формулирует
Комплекс нравственных обязанностей (моральные правила):
А) Обязанности человека по отношению к самому себе:
забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);
честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество); Главный помощник – совесть.
Б) Обязанности людей друг к другу:
Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.
Избегать человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.
Добродетель
не дается от рождения, следовательно,
ей надо учить с детства. Юнкера.
Вера
в Бога: Существование Бога нельзя
доказать логически. Но в него нужно верить,
т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия
нравственного порядка.
3. Гегель
Георг Фридрих Вильгельм
(1770-1831)
выдающийся
немецкий философ, объективный идеалист,
профессор Берлинского
Разработчик
и систематизатор диалектики; автор
системы объективного идеализма.
3.1.
Идеалистическая
система Гегеля:
Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит
3 основных этапа своего развития:
1 этап. Сфера чистого мышления: (кн. “Логика”)
Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).
2 этап. “Инобытие духа”.
Абсолютная идея материализуется и переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.
3 этап. Мировой разум. Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “мировой разум”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества).
Выводы идеалистической системы Гегеля:
1. Главная движущая сила развития - идея.
2. Процесса развития мира бесконечен.
3. Роль
идей, духовного начала в жизни
общества.
3.2.
Вклад Гегеля в
философию:
1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:
Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир)
в виде
бесконечного, постоянного процесса
развития (качественного изменения).
Дал определение
2. Выделил особенности развития:
а) оно идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;
б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;
в) выделил главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь – внутренние (т.е. лежащие в самом предмете, явлении) и их разрешение.
Например: проблемы страны (России), семьи.
3. Сформулировал три закона диалектики:
А) закон единства и борьбы противоположностей:
(показывает источник развития - противоречия);
Противоположности предмета (явления) борются между собой
и одновременно находятся в единстве.
Развитие происходит за счет снятия (разрешения) противоречий.
Например: развитие семьи, карьеры, фирмы.
Б) закон перехода количественных изменений в качественные: (показывает механизм развития)
Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение