Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:22, лекция

Описание работы

Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира.

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

Учение  о свободе – главное в его творчестве.

   Отрицал понятие свободы как познанной  необходимости (данное Спинозой), т.к. она  оказывается подчиненной необходимости.

   Свобода – есть свобода духа, творчество, внутренняя глубинная энергия человека.

   Свобода иррациональна, т.е. непостижима рассудком. Она коренится и возникает  в том Ничто, из которого Бог сотворил мир. 

Антропоцентризм (учение о личности)

     Бердяев - сторонник экзистенциализма (в  центре его внимания – духовное «Я» человека).

     Тема  свободы личности, творчества, духовности – одна из центральных у Бердяева.

     Личность есть центр бытия, высшая духовная ценность. Онапервичнее бытия. Личность есть свободное, активное, творческое начало.

   Она должна противостоять окружающему  бытию как воплощению необходимости, причинности, пассивности.

   Между личностью и обществом (окружающим миром) всегда конфликт. Общество хочет  поглотить, поработить личность. Выход  – первенство (примат) личности над  безличностным (коллективом, родом, классом, обществом).

   Поэтому Бердяев категорически отвергал  марксизм, поставивший  на первое место  класс и заслонивший им личность. В марксизме не может идти речи об активности и свободе личности.

   Бердяев выделил два основных типа философии  и стоял за тот, которым утверждалось: первенство (начало) свободы над  бытием, самостоятельность субъекта над миром, динамизм, дуализм, антропологизм.

   Существование дуализма (равноправного начала духовного  и материального) являлось для Бердяева  основным и определяющим (в том  числе -  дуализм свободы и необходимости, духа и природы, индивидуального  и общего). 
 

      «Русская  идея» (В. Соловьев, Н. Бердяев) 

   Совокупность  разнородных концепций русских  мыслителей: В. Соловьев, Е. Трубецкой, Вяч. Иванов, С. Франк, Г. Федотов, И. Ильин, Н. Бердяев и др.

   Термин  введен В.Соловьевым (1888). Однозначного, «научного» определения теории «Русской идеи» не существует.

      Данное  понятие используется для:

      - понимания русского самосознания, культуры;

      - национальной и мировой судьбы  России, ее наследия и будущности;

      - путей соединения народов и  преобразования человечества. 

«Русская  идея» В.С. Соловьева (1853-1900)

   Эволюция  взглядов:

   1. Первоначально - надежды на русский  народ как носителя будущего  религиозно-общественного возрождения  (идея близкая к славянофильству).

   2. Затем - учение о вселенской  теократии (с 1883).

   3. В 1888 – доклад «Русская идея»  в Париже – о смысле существования  России во всемирной истории.

Сущность  теории «Русской идеи» (по В. Соловьеву):

   - органическое единство государства,  церкви и общества. В результате  – христианское преображение  жизни, ее построение на началах  истины, добра и красоты;

   - отрицание односторонней этнической, прорусской ориентации (в отличие от панславизма славянофилов). Призыв к восточно-западному единству народов при ведущей роли России в рамках учения о вселенской теократии.

   - Россия должна подчинить власть  государства авторитету «вселенской  церкви», отведя подобающее место  «общественной свободе». 

«Русская  идея» Н. А. Бердяева (1874-1948)

        Работа  «Русская идея» (1946)

     Завершение  теории «Русской идеи». Не согласен с трактовкой «Русской идеи» В.Соловьевым.

«Русская  идея» (по Н. Бердяеву):

   - У России собственные национальные  и духовные интересы. Специфика  русского пути цивилизации;

   - Западная культура завершила  гуманистическую стадию своего  развития. Россия не может перенять  западный гуманизм с его серединностью (постепенностью), т.к. русские – радикалисты по своей природе. Отсюда - и победа большевизма в 1917;

   - Большевизм (в свою очередь) можно  победить не материально, а  только духовно, медленным процессом  религиозного покаяния и возрождения.  Для этого необходимо – движение  к новой общественности;

   - Русская интеллектуальная история  есть целостное явление (Петр  I, декабристы, Ленин, Федоров). 

   Выводы: Теория «Русской идеи» сыграла важную роль в развитии русской философии, самосознания, послужила обоснованием культурного подъема в России начала XX века. 
 
 
 
 

      Проблема смысла  жизни в русской  философии

    (Л.Толстой,  Е.Трубецкой, С.Франк) 

   Вопрос  о смысле и цели жизни – один из основных в философской антропологии.

   Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и  реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических  направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и  т. д.

     Н.А. Бердяев утверждал, что философия  есть поиск смысла жизни, а религия - его реализация.  

     Русская философия о смысле жизни

     Представители русской философии конца XIX - начала XX веков указывают на бессмысленность  поиска жизненных целей в рамках только биологической или только психофизиологической жизни человека. Что можно этому противопоставить?

     Н.А. Бердяев: Искание истины и смысла я противоположил обыденности, бессмысленной действительности. Это был поворот к духу и обращение к духовности. Живая жизнь духа и есть то интегральное, что освещает жизнь души и тела, наполняет бытие смыслом.

     Думая о жизни и ее чаемом смысле, человек  неизбежно должен сознавать жизнь  как единое целое. Он стремится к  тому, что можно назвать удовлетворением, наполнением нашей душевной пустоты; человек стремится именно к осмысленной, объективно полной, самодовлеюще ценной жизни. 
 

Толстой Лев Николаевич (1828-1910), писатель, религиозный мыслитель.

     Смысл жизни и ее цель заключается в  самосовершенствовании личности.

     Только  религиозная вера раскрывает перед  человеком смысл его жизни, направляет его на путь совершенствования себя и общества.

     «Цель жизни только одна: стремиться к  тому совершенству, которое указал нам Христос, сказав: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный». Эта единственная доступная человеку цель жизни достигается  не аскетизмом, а выработкою в себе любовного общения со всеми людьми. 

     Практическое  средство для осуществления этой цели Толстой видит в принципе «непротивление злу насилием». Только добро, встречая зло и не заражаясь  им, побеждает зло. Осуждая одинаково  за насилие и правительство, и  революционеров, Толстой даёт следующие  рекомендации практической этики:

     - перестать самому делать прямое насилие, а так же и готовиться к нему;

     - не принимать участия, в каком  бы то ни было насилии, делаемом  другими людьми;

     - не одобрять никакого насилия. 

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920),

     философ, государственный деятель. Обучался вместе с братом, философом Сергеем  Трубецким в Калужской Николаевской гимназии.

     Бессмысленно  искать смысл жизни только в рамках биологического существования. Первое, в чем проявляется присущее человеку искание смысла - цели жизни, есть «жестокое  страдание от окружающей нас бессмыслицы». Тот смысл, который мы ищем, в повседневном опыте нам не дан и нам не явлен; весь этот будничный опыт свидетельствует о противоположном - о бессмысленности. 
 
 

     Работа  «Смысл жизни» (1918):

     Вопрос  о всесильном и всепобеждающем смысле есть вопрос о Боге. — Бог, как  жизненная полнота, и есть основное предположение всякой жизни. Это  и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены.

     Верить  в эту очевидность — именно и значит верить в победу жизни  над величайшей мукой, верить в упразднение  смерти. Цель всякого жизненного стремления есть полнота жизни вечной, неумирающей.

     По  учению Христа, Бог осуществляется и воплощается в мире, а мир  приобщается к полноте божественной жизни. Как сказано, в этом и заключается  то единственное, положительное решение вопроса о смысле жизни, которое остается принять или отвергнуть.

     Христианская  вера есть, прежде всего, вера во Христа — совершенного Бога и в то же время — совершенного человека. Не самый факт Боговоплощения представляет тут особенность христианства, его отличие от других религий, — и не явление Божества в человеческом образе, — а нераздельное и неслиянное единство Божеского и человеческого. Христианство — единственная из религий, в которой ни Божеское не поглощает человеческого, ни человеческое — Божеского, а то и другое естество, не превращаясь в другое, пребывает во всей своей полноте и целости в соединении. Человек, соединяясь с Богом, тут не растворяется в Нем, а, наоборот, восстановляет нарушенную страданием и смертью целость своего существа, достигая полноты и совершенства своей человеческой жизни. Итак, венец творения — совершенный человек — вмещает в себе полноту Божеского, становится Богочеловеком; в этом и заключается разрешение основного вопроса жизни, — единственно возможный выход из порочного круга, в котором вращается мир.

     Роковое отделение мира от Бога, — вот  в чем основная неправда его существования: эта неправда выражается в присущем каждой твари эгоизме, в стремлении поставить свою жизнь и свою волю как высшее и безусловное. Иначе говоря, основное проявление неправды в мире есть его практическое безбожие; но в этом же заключается и первоисточник смерти: тварь, оторванная от первоисточника жизни, тем самым обречена на дурную бесконечность взаимного истребления и смерти.

     Первое, в чем должно обнаружиться воссоединение  твари с Богом и, соответственно с этим, - осуществление безусловного смысла и правды в мире, это - полное внутреннее преодоление тварного эгоизма, отказ твари от собственной воли и полная, беззаветная ее отдача себя Богу. Это - решимость не иметь собственной жизни, а жить исключительно жизнью божественною, стать сосудом Божества.

     Ведь  если Бог есть жизнь, то смерть, царящая  в этом мире, возможна лишь как последствие  отчуждения мира от Бога. Умирает все  то, что оторвано от Бога, все то, что ищет отдельной от Него жизни. Тварь, вернувшаяся к источнику  жизни, тем самым оживает.

     Добровольная  смерть Богочеловека именно и означает восстановление связи человека с  вечной жизнью, возвращение человеческого  естества к той жизни, которая  не умирает. Но эта божественная жизнь  есть полнота, а полнота не мирится со смертью. Не какая-либо часть человеческого существа должна ожить в этой полноте, а весь человек — и дух и тело. Вот почему необходимым последствием этой смерти является воскресение Христа, поправшего смертью смерть. Жизнь Богочеловека, Его страдание, смерть и воскресение, — все тут связано неразрывной логической цепью. Это и есть логика мирового смысла.  

     Франк Семён Людвигович (1877-1950, Лондон),

     религиозный философ, сын врача. Приват-доцент Петербургского университета. В 1922 г. вместе с другими религиозными философами был выслан из России. В Берлине вошёл в состав Религиозно-Философской Академии, организованной Н.А. Бердяевым.

     Франку  принадлежит большое количество работ по философии. По мнению историка русской философии В.В. Зеньковского, по силе философского зрения Франка без  колебания можно назвать самым  выдающимся русским философом вообще.

      

     Работа  С. Франка «Смысл жизни» (1926):

     Вопрос  о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека, даже самого тупого, заплывшего жиром  или духовно спящего человека, поскольку факт приближения смерти есть для всякого человека грозное  и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса  о смысле жизни.

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение