Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка
Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.
- публичное знание
- индивидуальность ученого ( в т.ч. - внутренняя)
Вопрос №62(вариант). Современные концепции и модели развития науки и научного знания (неопозитивизм, К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Дж.Холтон).
Позитивизм. Его родоначальник – О.Конт (1798-1857). В его толковании позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему “положительного” знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно по нему при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания. “Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой”. Позитивиз выступает с требованием ‘чистого опыта’, т.е. исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания. Конт полагал, что позитивная философия должна представлять собой окончательное состояние человеческого ума, ибо наблюдение – это универсальный метод приобретения знаний. Развитие же науки Конт понимает как накопление полученных знаний и прежде всего законов. Знания, т.о., предстают как описательные знания и противопоставляются тенденции объяснения. Познание у Конта не идет дальше эмпирического мира, т.е. мира феноменов.
Неопозитивизм. Становление неопозитивизма, иначе логического позитивизма, связывают с деятельностью т.н. Венского кружка, в который входили М.Шлинк, Ф.Франк, О.Нейрат, Р.Карнап, К.Гедель, и с деятельностью берлинского “Общества научной философии”, в которое входили Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др. Эти два сообщества философов не придерживались согласованных позиций, но их объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и физики.
Основные принципы неопозитивизма.
Постпозитивизм. Основными представителями постпозитивизма являются К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и Дж.Холтон.
К.Поппер (1902-1994). Основные работы: “Открытое общество и его враги”, “Логика научного исследования”, “Объективное знание”, “Реализм и цель науки”.
Считал неудачи с концепцией верификации не случайными, т.к. методология верификации строится на на убеждении, что знание м.б. абсолютно истинным, а это неверно. Рано или поздно на смену одной теории приходит другая, т.о. задача эпистемологии, т.е. философии научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Настоящая наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Поэтому свою философию Поппер называет критическим рационализмом.
Считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям (это суть гипотетико-дедуктивного метода). Т.к. ни одна теория не м.б. подтверждена окончательно, то она, по определению, имеет гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна, подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно теорию подтвердить нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Сформулировал принцип фальсифицируемости – принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке, как критерий демаркации науки от ненауки. Научной теорией признается лишь та концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, и, следовательно, в любой момент она может оказаться фальсифицированной.
Т.Кун (1922-???). Основная работа – “Структура научных революций”.
Для Куна определенного рода догматизм, твердая приверженность хорошо подтвержденным и плодотворным системам взглядов – необходимое условие работы. Основной прогресс в получении и расширении знания, с его точки зрения, происходит не тогда, когда ученые вовлечены в попперовские критические дискуссии, а когда сплоченная единством взглядов и основных идей группа специалистов занимается планомерным и настойчивым решением конкретных научных задач. Эту форму исследования Кун называет ‘нормальной’ наукой. Парадигмой Кун называет совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполения исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами “научного сообщества”. В зрелых научных дисциплинах в период их устойчивого, нормального развития может быть только одна парадигма.
Революция в науке – это смена парадигм. Как они происходят? Мало-помалу, у ученых накапливаются вопросы, головоломки (в терминах Куна аномалии), которые не удается решить в условиях существующей парадигмы. Однако никто не кричит, что парадигма не работает, просто копятся проблемы, и вот когда их число становится критичным, начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Так на смену старой приходит новая парадигма. Длительные периоды поступательного развития и накопления знания в рамках одной парадигмы сменяются короткими периодами кризиса, ломки старой и поиска новой парадигмы.
Имре Лакатос (1922-1974). Основные работы: “Доказательства и опровержения”, “Фальсификация и методология научно-исследовательских программ”.
Выдвинул методологию
научно-исследовательских
Лакатос считает, что ученые могут рационально оценивать возможности программы и решать вопрос о продолжении или отказе от участия в ней, для этого существует критерий рациональной оценки прогресса или вырождения программы. В двух словах, он означает, что в прогрессивно развивающейся программе каждая следующая теория должна успешно предсказывать дополнительные факты.
П.Фейерабенд. Критикует кумулятивизм, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний. Ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Теории дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Отрицает возможнсоть универсального метода. Критерии рациональности не абсолютны, они относительны. Заслуга Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс размножения теорий, здесь нет единой линии.
Герменевтика Путь понятия:
1. Первоначальное решение (что известно).
2. Уточнить то, что уже известно, и вернуться снова к деятелю.
Произведение ® Писатель ® Субъективный мир ® Объективный мир ® Произведение ® Писатель (Герменевтический круг). От части к целому - Герменевтический круг. Надо прервать этот круг и выдать свое понимание и доказать его. Разрыв осуществляется в контексте интересов самого исследователя (следует, когда надо исследовать). История - есть несколько интерпретаций ее.
Основная проблема Герменевтики - проблема понимания. Герменевтика - “техника истолкования”. Связана так же и с развитием методологии науки. С разложением позитивистского взгляда признали, что решающими являются ценностные характеристики, личностные качества.
Понимание может трактоваться как:
Однако Г претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.
Г как техника толкования древняя наука, называлась ранее экзегетика.
1 волна - в древности
2 волна - Реформация (буквально - прочтение Святого Писания)
3 волна - немецкий романтизм - Шеллинг (проблема адекватного прочтения античных источников и психологической интерпретации и толкования).
Современная Г пытается выйти с технических проблем на всеобщий уровень.
В настоящее время можно говорить о герменевтике в трех смыслах:
- как методология понимания
- как Г философия,
связывающая человеческое
- критическая Г
Ключевая проблема: как человек понимает. Условием понимания является “вхождение в круг”: чтобы понять надо объяснить, но чтобы объяснить надо понять - это круг. Целое понимается из знания частей, а часть из целого.
Гадамер подчеркивал, что понимание - удел того, кто смертен и осознает это.
Человеческое знание - это всегда знание в контексте. Гадамер называет этот контекст пред-рассудком. Пред-рассудок - это то, что до рассудка, то, что определяется конкретной культурной традицией.
Интерпретация - развертывание пред-понимания, перед вхождением в определенный герменевтический круг.
Существует 4 вида интерпретации:
1. языковая
2. стилистическая
3. историческая
4. личностная (психологическая).
Соотношение герменевтических понятий с другими методами:
По поводу объяснения и понимания. Все методы научного объяснения можно назвать методами понимания- за это Герменевтиков ругали.
Но понимание - шире. Оно затрагивает не только научные знания, понимание и интерпретация есть в познании, объяснение же возникает при встрече препятствий (наука).
Для Г важна основа понимания - то, что является постулатами для объяснения, выработка определений.
Привлекательность Г была в следующем:
1. глубокие культурные традиции (историко-культурный момент)
2. снятие проблемы субъекта и объекта в познании
3. снятие проблемы социального и личного (схоже)
4. момент рациональности.
Проблемы и последствия Г:
- Г приводит к одушевлению
всех предметов. Природа
- Г оказывается увлечением языком, а познание - дешифровка.
- остался непреоделенным
момент разделения
Понимание - осмысление человеком действительности в каком-то социально-культурном контексте.
Неокантианство
Ханс Файхинбер. О бытии мы можем судить только в понятиях. Понятия - суть фикции, психические образы. За каждым пониманием вещи стоит конкретная цель. Любую вещь мы понимаем в контексте какой-либо цели. НО содержание понятий - фикции. Проверкой понятий является чувственное восприятие.
По Куну существует 5 стандартных критериев выбора теории: