Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка
Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.
Эти критерии используемые вместе могут приходить в противоречие. Их вес может меняться.
На это влияет:
Наука - вид социальной деятельности. Это не индивидуальная деятельность.
В этой связи вопрос можно рассматривать в трех аспектах:
Джемс - формула счастья = успех/притязания. Толстой читал ее так - дробь, в которой в числителе то, что говорят о тебе другие, а в знаменателе то, что ты думаешь о себе сам.
Но успех успеху рознь:
- успех как просто признание
- успех как признание у значимых других
- успех как преодоление (могу ли я?)
- успех как самопреодолнние (могу ли я это еще лучше?)
- стремление к успеху как призвание
Роль этих ценностных ориентаций в науке:
Таким образом ценностные ориентации в науке важны как на социальном так и на личностном уровнях.
С - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании, как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. идеалом для С выступает не всякое научное знание, а результаты и методы естетсвенно-научного познания. Представители С исходят из того, что этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия.
Утверждается С в конце 19 века. Причем одновременно возникает и АнтиС. Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах, толкует ее как силу чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство С и АС принимает особенно резкий характер в условиях НТР. С одной стороны НП открывает все более широкие возможности преобразования природной и социальной деятельности, с другой - социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными и ведут к обострению противоречии общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создает питательную почву для С и АС. При этом С выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как АС возлагает на научное знание ответственность за социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями С служит концепция науки, развитая в рамках современных школ неопозитивизма, технократических тенденций, пытающихся развивать социальное познание строго по образу естественных наук.
Современный мир сформировался в ряде факторов, основной из которых Научно-Технический Прогресс (НТП).
Основные особенности современного мира определяются НТП.
НТП - как основа современной
цивилизации. Ему всего 300-350 лет. Именно
тогда возникла индустриальная цивилизация.
НТП пропитывает всю
НТП вещь двоякая: у него есть как положительные, так и отрицательные черты. Положительные - улучшение комфорта, отрицательные - экологические (комфорт à экологический кризис) и культурные (развитие средств общения à нет необходимости непосредственного контакта).
Отношение к нему тоже двоякое: несмотря на усиленное развитие НТП, на уровне культуры нет подобного роста. Даже, напротив, есть полярность. Одни говорят, что наука хорошо, другие - плохо.
45 % в Англии наука - больше добра (Сциентизм (СЦ));
38 % - уравновешено.
11 %
- больше зла (Антисциентизм (
2. Сциентизм - мировоззренческая ориентация, восславляющая НТП.
Антисциентизм - мировоззренческая ориентация, упрекающая науку за то, что она не может ответить на фундаментальные вопросы человеческого бытия.
Когда говорят о СЦ или о АСЦ, говорят о:
1)выражении СЦ или АСЦ в области истолкования социальной жизни;
2)в области познания.
СЦ) В 50-70 годы создано много концепций о будущем НТ развитии общества ( Г. Кан, З. Бжезинский, “Новая технократическая волна на Западе”, Москва, 1986, Прогресс). Там статья “Телематическое Общество” (полезно).
В журнале США за 1987 год статья “3 волна” (О. Тоффлер):
1 волна - связана с началом оседлых форм жизни (земледелия);
2 волна - с возникновением индустриального общества (300-350 лет назад).
3 волна - США, З. Европа, Япония (связана с новыми источниками энергии, демассификацией производства и средств информации). Новый образ жизни, новый способ производства, новая семья.
АСЦ) С Ж.Ж. Руссо ведется активная критика СЦ (усиление технократизма и рационализма). С 60-70 новая тенденция, основанная на экологическом принципе (Прогнозы Римского клуба). В наше время критика идет на этих двух принципах вместе. Наука не выполняет той просветительской деятельности, которую ждали ранее. Мировоззренческое значение науки не волнует в должной степени ни церковь, ни людей, ни самих ученых. В этом плане наукой не интересуются государственные структуры, их интересуют экономические вопросы, связанные с наукой.
В качестве культурного явления наука утратила свои позиции, оставаясь просто основой современной цивилизации.
СЦ и ФСЦ в области познания -гносеологический.
Основные тезисы СЦ:
1) все проблемы познания могут быть решены с помощью науки.
2) под Н. понимается комплекс точных наук (Ф., Мат., Химия).
Основные тезисы АСЦ - противоположные.
Философским выражением являются:
для СЦ - неопозитивизм;
для АСЦ - экзистенционализм.
Под классической наукой понимается наука 17-19 веков.
Под некласической наукой понимаются новые веяния 20 века.
Для традиционной классической научной деятельности характерны следующие особенности:
- предмет исследования - макромир.
- изучаемая модель имеет какой-либо прообраз в реальном мире
- представления носят однозначный характер, описания - причинно-следственный характер
- отрасли классической
науки обособлены друг от
- в научных описаниях
классическая наука стремиться
избегать субъективности, научные
суждения подвергаются
В неклассической науке:
- предмет познания - не только макромир, но и мега и микромиры
- объект не поддается
непосредственной наглядной
- модель предстает не прообразом, а одним из аспектов раельности
- мир предстает вероятностным (вместо причинно-следственой связи), в ход идут другие детерминации - функциональные, структурные, системные, вместо объективности - субъективность
- научная деятельность не носит обособленный характер
- модели - ненаблюдаемые, или в лучшем случае частично
Возникает вопрос: является ли неклассическая наука наукой, рациональна ли она?
Рациональное в понимании классической науки - это то, что закономерно, что поддается описанию, что необходимо. Т.е. случайность - иррациональна, субъективное - иррационально, противоречие - один из признаков иррационального. Получается, что неклассическая наука с точки зрения классической иррациональна.
Классическая рациональность восходит к идее разумности (рационально - то, что разумно, при этом разум понимается как нечто имеющее постоянную природу и носящее богоподобный характер. Разум проявляет себя в рассуждении, умозаключении, т.е. логике. Этот разум находится в основе природы, человека и т.п.. В той степени, в которой природа разумна - она рациональна).
В 20 веке все эти идеалы рациональной разумности претерпели массу изменений.
Это связано с событиями происходившими в 20 веке - войнами, техногенными катастрофами. Человеческая разумность попала под серьезное подозрение: насколько она соответствует миру, насколько это представляет ценность.
Выяснилось, что человеческий
разум обладает значительной долей
иррациональности (Фрейд). Для человеческой
культуры и следовательно науки
оказались важными такие
Было утверждено, что идея рациональности не исчерпывается идеей разумности. Рациональность не исчерпывается лишь наукой, она есть и в искусстве и в религии.
Что же есть рациональность? Идея рационального оказалась вполне соотносима с идеей эффективности. Идея эффективности: эффективность - это соответствие результатов какой-либо деятельности преследуемой цели - это отношение результатов к затратам - отношение преследуемой цели к реальным потребностям. Цели можно сократить, но роль цели для психики очень важна.
В современном понимании:
- рациональность - то, что позволяет справляться с проблемами
- то, что позволяет
в максимальной степени
- то, что экономит средства
Это приводит к тому, что рациональное - технологическое содержание человеческого мышления, значит можно говорить о рациональности человеческого повеления. Идея рациональности зависит от цели человеческой деятельности, используемых средств. В этом смысле рациональность носит также исторический характер, и следовательно универсальной рациональности не существует.
Но все же можно говорить по крайней мере о двух основных типах рациональности:
1. техническая рациональность (эффективность)
2. космос как единая целостность мира - рациональность единого, целостного.
В этом смысле техническая рациональность как эффективность является ограниченной, первичную роль играет рациональность как единое целое.
Проблема свободы встала впереди проблемы ответственности, как и должно было быть, но в 19 веке не было.