Если бы духовные субстанции
и существовали, они были бы непознанными.
Он не допускает существование бестелесных
духов, но придерживается идеи существования
Бога. Он рассматривал Бога как источник
начальной “энергии мироздания, как
первопричину всего сущего”. Бог
не вмешивается в течение земных
событий. Геометрия у Гоббса превращается
в стержневой научный метод изучения
природы. По Гоббсу, построить политическую
теорию, способную возвыситься над
интересами группы частных лиц, можно,
лишь перенеся методы геометрии в
области политики. Гоббс полагал,
что эти методы потому не используются
при изучении общества, что их применение
может затронуть частные интересы
людей. Учение о линиях и фигурах
не подлежит спору, ибо истина об этих
последних задевает интересов людей.
В центр исследования следует
поставить не частные вопросы, а
интересы и сущность человека, что
позволит выяснить особенности его
естественной и общественной жизни.
По Гоббсу если разложить структуру
общества на отдельные части, можно
убедиться, что существенной частью
общества является человек, гражданин,
т.е. человек в государстве. Гоббс
считает возможным проводить аналогию
между государством и машиной, “искусственным
телом”, которое создано человеком для
сохранения своей жизни. Государство –
это “механическое чудовище”, обладающее
страшной силой: оно может защитить интересы
человека, интересы партий и большой общественной
группы. В своем произведении “Левиафан”
Гоббс уподобляет этому “земному Богу”
государство, поскольку оно не находится
в зависимости от воли отдельных людей
– оно устанавливается на вечно. В то же
время он называет “Левиафан” искусственным
человеком. Гоббс считал, что от деятельности
государства зависят сама жизнь человека,
его благосостояние, общее благо людей,
их согласие, что составляет “здоровье
государства”; его отсутствие приводит
к “болезни”, гражданским войнам и даже
смерти государства. Следовательно все
люди заинтересованы в совершенном государстве.
По Гоббсу государство возникло в результате
общественного договора, соглашения, но,
возникнув, оно отделилось от общества
и подчиняется коллективному мнению и
воле людей, имея абсолютный характер.
Наилучшая форма гос правления – абсолютная
монархия. Понятие добра и зла различаются
только государством. В основе нравственности
лежит естественный закон человеческой
природы – стремление к самосохранению.
Нравственные ценности носят относительный
характер и определяются их отношением
к благу – предмету желания человека.
Естественный закон нравственности совпадает
с гражданскими добродетелями в идеальном
гос-ве, поскольку величайшим благом для
человека является гражданский мир.