Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос о том, что есть истина,  всегда был и остается одним из важнейших вопросов

философии. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса об истинности знания. Так, мы можем говорить об "истинном образе жизни" и "истинной красоте".

Классическое определение истины идет еще с Аристотеля. Согласно ему, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Проблема в том, что не понятно как определять соответствие знаний, которые являются чем-то идеальным, с материальными объектами. Обычно производится сравнение знаний с фактами, но факты выражаются утверждениями, т.е. происходит сравнение одних утверждений с другими утверждениями. Помимо того существуют утверждения, которые являются слишком общими и их не с чем сравнивать – например «все имеет причину» или «энергия сохраняется». В результате разделения наук, объект изучается с различных точек зрения, и результаты в каждой науке получаются свои. Возникает проблема сведения результатов – не ясно какую истину предпочесть. Это привело к тому, что истина стала восприниматься как некий идеал, к которому следует стремиться, но достичь которого нельзя. В этой ситуации появились также иные, чем классическая, концепции истины: когерентная и прагматическая.

 

В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его

согласованность (когеренция) с более  общей, охватывающей системой знания. Знание об отдельной вещи или явлении  должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом, т.к. истина одна, и частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей - абсолютной истины. Важно понимать, что одной только

самосогласованности знания недостаточно для признания его истинным. Художественные произведения например бывают очень хорошо согласованны, но все равно остаются выдумкой.

 

С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое может успешно применяться на практике и является полезным. В более метафизических сферах истинность определяется полезностью, в менее метафизических - прямой практической

применимостью. Если на основе определенного  знания строятся самолеты, которые  летают, или мосты, которые не падают вниз, значит, это знание истинно. В  этом  понимании практика есть критерий истины. Эта концепция, как и предыдущая не является достаточной, ей не хватает адекватного согласования с реальностью, т.к. не все, что полезно действительно истинно – любые приближения, которые мы постоянно используем, как пример..

 

Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Она недостижима, т.к. в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами.  Тем не менее абсолютная истина существует. Ее надо понимать, как тот предел,  к которому стремится человеческое познание. Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни истины.

Критерии истины:

  1. Логические –  непротиворечивость, независимость аксиом, полнота. Аристотель. Основные. Эти критерии свидетельствуют не столько об истине, сколько об ошибочности каких-либо теоретических представлений.
  2. Эмпирические. Средние века.  По-сути, практические критерии, т.к. познание в те времена – техническая задача. Т.е. заключение об истинности делается на основе практического подтверждения каких-либо следствий.
  3. Когерентные. 19 век. Гегель.   Происходит разделение наук. Изучение одного и того же предмета происходит с точки зрения различных наук. Критерий - согласованность (когеренция) с более общей, охватывающей системой знания (противоречит закону Ньютона, значит не истина).
  4. Релятивистские. 19 век. Один и тот же предмет в рамках одной науки рассматривается на различных уровнях и получаются различные результаты.
  5. Конвенциональные. 20в. Истина – результат соглашения, совпадения с восприятием большинства.

 

Еще есть 5 определений истины, но их надо вспомнить :(

 

 

  • 45. Проблема понимания и герменевтика.

Изначально "герменевтика" - это  искусство истолкования текстов. Истолкование различалось в зависимости от типа текста (священный, научный, ...).

19 в  Ф. Шлейемахер. Герменевтика – универсальная теория понимания. Правила понимания не зависят от типа текста.

Два типа истолкования: "грамматическое" и "психологическое").

Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же исследует индивидуальный стиль автора, т.е. Комбинации выражений, не заданные лексической системой.

Проблема  контекста. Один и тот же смысл может быть передан по-разному, в зависимости от  психологических особенностей, положения в обществе, окружающих реалий.

Герменевтический  круг - понимание части невозможно без понимания целого, но понимание целого, в свою очередь, предполагает понимание частей.

В. Дильтей 
В гуманитарном познании нельзя применять точно те же процедуры, что и в естественном. Понимание, а не объяснение – фундамент гуманитарного знания. 
Проблема психологизма – поиск объективного значения произведения. Понимание предполагает не только (субъективное) сопереживание, но и (объективную) реконструкцию того культурно-исторического мира, в котором определенный текст возник. 
М.Хайдегер  Философская герменевтика 
Понимание не столько способ познания, сколько способ бытия. Понимание мира заложено в человеческое бытие, его нужно истолковать.  Поэтому больше нет необходимости разрывать герменевтический круг. 
Проблема историзма – бессистемное накопление исторических фактов. Решение этой проблемы Хайдеггер видит в рассмотрении истории не как (завершенного) прошлого, а как (незавершенного) движения, в котором мы сами находимся.

Реконструкция контекста исходя из анализа языка. Анализируя условия жизни и формирования текста, можно восстановить контекст.

Х.Г. Гадамер

Герменевтика не ограничивается методологическими вопросами истолкования произведений прошлой культуры и не сводится к разработке методологии гуманитарного познания, но имеет отношение к фундаментальным - онтологическим - структурам человеческого существования, к базисным моментам нашей коммуникации с другими людьми и нашего отношения к действительности. Объектом понимания в философской герменевтике выступает не воплощенная в тексте субъективность, а независимое от чьих-либо субъективных намерений смысловое содержание.

То, что "хотел" сказать автор, и то, что его произведение может "означать", - разные вещи.

  • 46. Научное познание и его специфические особенности

 

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Научное познание - разработка картины  мира.

Выделяют следующие особенности  научного познания:

  • рациональность научной познавательной деятельности. Рациональность понимается как преимущественное обращение к доводам рассудка и разума и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений — при принятии решений.
  • выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания

Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания: исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование, отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические материалы и т. п.). В дальнейшем эти данные приобретают научный и строгий теоретический характер. средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального эксперимента

Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте  устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей  его функционирования и развития. В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления. Но социальный объект настолько богат, многообразен и сложен, что стало необходимым подразделение социального познание на несколько типов (видов).

Эмпирический и теоретический  уровни познания взаимосвязаны между  собой. Эмпирический уровень выступает  в качестве основы теоретического

  • понятийная деятельность
  • Доказательность
  • Системность

Это позволяет науке выполнять  основные познавательные функции: 
—описание 
—объяснение 
— предсказание явлений (на основе выявленных закономерностей)

Метод научного познания - это те приемы и операции, которые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификации, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, использование теорий, анализ (разложение на части) и синтез (воспроизведение целого), индукция (восхождение в мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к частному).

  • 47. Проблема человека в истории европейской философии

Античность: человек –вещь среди вещей,  часть космоса, нет никакой иерархии. 
Софисты и Сократ: Антропологический поворот – человек участвует в познавательной деятельности, обучении. Все части человека равноправны. Нужно развивать тело, чувства, волю и разум.  Задача человека состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.

Средние века: Жесткое разделение души и тела. Душа – живое начало, тело – оболочка. Человек выделяется из природы, но остается пассивным участником божественного порядка. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. 
Возрождение: Человек осознает себя личностью, уникальной и неповторимой. Идеи гуманизма. Человек, а не бог занимает центральное место в мироздании. Проблема человека – проблема его реализации.

Новое время: Люди разделяются на сословия. Формируются теории государства и права. Открыто сознание, как предмет для изучения. 
Проблема человека:  
1. Роль человека в государстве 
2. Структура и возможности сознания 
3. Познавательная активность

19 в. Углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям. Формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека. Возникают науки о человеке: психология, социология.

20 в. Экзистенциализм, фрейдизм. Важная роль бессознательного в жизни человека. Происходит глубокое изучение деятельности человека в различных областях. Возникает философская антропология –

В данный момент происходит переосмысление традиционных представлений о человеке.

  • 48. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»

Индивид - единичный представитель человеческого рода, без рассмотрения его реальных антропологическим и социальным особенностей.  
Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность — это система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. 
Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность». 
Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. 
Личность — это действительность индивида, реализующего себя в различных видах социального общения и действия, различных исторических условиях. 
Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. 
Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением и воспитанием в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков. 
Т.о. личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна.

Индивидуальность –  самое узкое понятие, познания не проводят - тяжело. Слишком много  конкретных признаков для познания.

Индивид – вычислить легко, но к чел. отношения иметь не будет. Слишком мало для познания

Личность – ключевой объект познания

 

  • 49. Понятие свободы. Свобода и ответственность личности в обществе.

Свобода неизбежно включает в себя два непременных условия. Во-первых, это возможность выбора цели действия, или свобода воли, а во-вторых, это возможность достичь поставленной цели. Поэтому можно говорить о свободе выбора цели и свободе выбора средств ее достижения.  Обстоятельства общественной жизни создают (или не создают) для человека известное многообразие целей, набор возможностей и средств их реализации. И чем полнее и точнее оцениваются человеком действительные возможности и средства общественного развития, тем свободнее он в своем выборе и действиях, тем больший простор открывается перед ним для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и его личной свободы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"