Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"
Вопрос о том, что есть истина, всегда был и остается одним из важнейших вопросов
философии. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса об истинности знания. Так, мы можем говорить об "истинном образе жизни" и "истинной красоте".
Классическое определение
В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его
согласованность (когеренция) с более
общей, охватывающей системой знания.
Знание об отдельной вещи или явлении
должно соответствовать и согласовыват
самосогласованности знания недостаточно для признания его истинным. Художественные произведения например бывают очень хорошо согласованны, но все равно остаются выдумкой.
С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое может успешно применяться на практике и является полезным. В более метафизических сферах истинность определяется полезностью, в менее метафизических - прямой практической
применимостью. Если на основе определенного знания строятся самолеты, которые летают, или мосты, которые не падают вниз, значит, это знание истинно. В этом понимании практика есть критерий истины. Эта концепция, как и предыдущая не является достаточной, ей не хватает адекватного согласования с реальностью, т.к. не все, что полезно действительно истинно – любые приближения, которые мы постоянно используем, как пример..
Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину.
Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Она недостижима, т.к. в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Тем не менее абсолютная истина существует. Ее надо понимать, как тот предел, к которому стремится человеческое познание. Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни истины.
Критерии истины:
Еще есть 5 определений истины, но их надо вспомнить :(
Изначально "герменевтика" - это искусство истолкования текстов. Истолкование различалось в зависимости от типа текста (священный, научный, ...).
19 в Ф. Шлейемахер. Герменевтика – универсальная теория понимания. Правила понимания не зависят от типа текста.
Два типа истолкования: "грамматическое" и "психологическое").
Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же исследует индивидуальный стиль автора, т.е. Комбинации выражений, не заданные лексической системой.
Проблема контекста. Один и тот же смысл может быть передан по-разному, в зависимости от психологических особенностей, положения в обществе, окружающих реалий.
Герменевтический круг - понимание части невозможно без понимания целого, но понимание целого, в свою очередь, предполагает понимание частей.
В. Дильтей
В гуманитарном познании нельзя
применять точно те же процедуры, что и
в естественном. Понимание, а не объяснение
– фундамент гуманитарного знания.
Проблема психологизма
– поиск объективного значения произведения.
Понимание предполагает не только (субъективное)
сопереживание, но и (объективную) реконструкцию
того культурно-исторического мира, в
котором определенный текст возник.
М.Хайдегер
Философская герменевтика
Понимание не столько способ познания,
сколько способ бытия. Понимание мира
заложено в человеческое бытие, его нужно
истолковать. Поэтому больше нет необходимости
разрывать герменевтический круг.
Проблема историзма – бессистемное накопление
исторических фактов. Решение этой проблемы
Хайдеггер видит в рассмотрении истории
не как (завершенного) прошлого, а как (незавершенного)
движения, в котором мы сами находимся.
Реконструкция контекста исходя из анализа языка. Анализируя условия жизни и формирования текста, можно восстановить контекст.
Х.Г. Гадамер
Герменевтика не ограничивается методологическими вопросами истолкования произведений прошлой культуры и не сводится к разработке методологии гуманитарного познания, но имеет отношение к фундаментальным - онтологическим - структурам человеческого существования, к базисным моментам нашей коммуникации с другими людьми и нашего отношения к действительности. Объектом понимания в философской герменевтике выступает не воплощенная в тексте субъективность, а независимое от чьих-либо субъективных намерений смысловое содержание.
То, что "хотел" сказать автор, и то, что его произведение может "означать", - разные вещи.
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Научное познание - разработка картины мира.
Выделяют следующие
Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания: исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование, отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические материалы и т. п.). В дальнейшем эти данные приобретают научный и строгий теоретический характер. средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального эксперимента
Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его функционирования и развития. В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления. Но социальный объект настолько богат, многообразен и сложен, что стало необходимым подразделение социального познание на несколько типов (видов).
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы теоретического
Это позволяет науке выполнять
основные познавательные функции:
—описание
—объяснение
— предсказание явлений (на основе выявленных
закономерностей)
Метод научного познания - это те приемы и операции, которые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификации, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, использование теорий, анализ (разложение на части) и синтез (воспроизведение целого), индукция (восхождение в мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к частному).
Античность: человек –вещь среди
вещей, часть космоса, нет никакой иерархии.
Софисты и Сократ: Антропологический поворот – человек
участвует в познавательной деятельности,
обучении. Все части человека равноправны.
Нужно развивать тело, чувства, волю и
разум. Задача
человека состоит в том, чтобы всегда стремиться
к нравственному совершенству на основе
познания истины.
Средние века: Жесткое разделение
души и тела. Душа – живое начало, тело
– оболочка. Человек выделяется из природы,
но остается пассивным участником божественного
порядка. Главная
задача для человека состоит в том, чтобы
приобщиться к богу и обрести спасение
в день страшного суда.
Возрождение:
Человек осознает себя личностью, уникальной
и неповторимой. Идеи гуманизма. Человек,
а не бог занимает центральное место в
мироздании. Проблема человека – проблема
его реализации.
Новое время: Люди разделяются на
сословия. Формируются теории государства
и права. Открыто сознание, как предмет
для изучения.
Проблема человека:
1. Роль человека в государстве
2. Структура и возможности сознания
3. Познавательная активность
19 в. Углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям. Формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека. Возникают науки о человеке: психология, социология.
20 в. Экзистенциализм, фрейдизм. Важная роль бессознательного в жизни человека. Происходит глубокое изучение деятельности человека в различных областях. Возникает философская антропология –
В данный момент происходит переосмысление традиционных представлений о человеке.
Индивид - единичный представитель
человеческого рода, без рассмотрения
его реальных антропологическим и социальным
особенностей.
Человеческий индивид, взятый в аспекте
его социальных качеств (взгляды, способности,
потребности, интересы, моральные убеждения
и т. д.), образует понятие личности. Личность
— это система интеллектуальных, социально-культурных
и морально-волевых качеств человека,
выраженных в индивидуальных особенностях
его сознания и деятельности.
Комплекс своеобразных неповторимых качеств
и действий, характерных для данной личности,
выражается в понятии «индивидуальность».
Для личности характерны осознание мотивов
своего поведения, постоянная работа сознания
и воли, направленная на самореализацию,
раскрытие индивидуальных способностей.
Личность — это действительность индивида,
реализующего себя в различных видах социального
общения и действия, различных исторических
условиях.
Внутреннее содержание личности, ее субъективный
мир – это итог внутренней работы самой
личности, в процессе которой внешнее,
пройдя через субъективность личности,
перерабатывается, осваивается и реализуется
в практической деятельности.
Мировоззрение личности, формируемое
социальным окружением и воспитанием
в значительной мере предопределяет направленность
и особенности всех социально значимых
ее решений и поступков.
Т.о. личность по своей сущности социальна,
но по способу своего существования она
индивидуальна.
Индивидуальность – самое узкое понятие, познания не проводят - тяжело. Слишком много конкретных признаков для познания.
Индивид – вычислить легко, но к чел. отношения иметь не будет. Слишком мало для познания
Личность – ключевой объект познания
Свобода неизбежно включает в себя два непременных условия. Во-первых, это возможность выбора цели действия, или свобода воли, а во-вторых, это возможность достичь поставленной цели. Поэтому можно говорить о свободе выбора цели и свободе выбора средств ее достижения. Обстоятельства общественной жизни создают (или не создают) для человека известное многообразие целей, набор возможностей и средств их реализации. И чем полнее и точнее оцениваются человеком действительные возможности и средства общественного развития, тем свободнее он в своем выборе и действиях, тем больший простор открывается перед ним для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и его личной свободы.