Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Юнг выдвинул предположение  о том, что кроме «личного бессознательного»  существует так же «коллективное» бессознательное- еще более глубокий пласт психики. К нему относятся образцы («архетипы») поведения и мышления, сложившиеся в культурах далекого прошлого и передающиеся генетически.. Такие архетипы незаметно для людей определяют их духовный мир, деятельность и творчество.

 

Таким образом, наша психика  подобна айсбергу: сознание является лишь сравнительно «тонким» верхним  слоем, возвышающимся над огромным массивом бессознательного.

В современной литературе выделяются различные типы бессознательных  психических явлений:

1) Бессознательные импульсы, побуждения, желания в которых  субъект не отдает себе отчета.

2)Хранящаяся в памяти  информация, которая может включать  в себя «забытые и полузабытые»  знания, умения, а так же такие  сведения, о существовании которых  у  себя в мозгу человек даже не подозревал.

3)Бессознательные установки,  определяющие ожидания которые  возникают у человека в той   или иной ситуации, и заранее  настраивающие его на определенные  действия.

4) Автоматизированные  навыки и способы действий. Сначала  человек выработал их сознательно, затем в результате тренировки они стали выполняться на подсознательном уровне.

5) Субсенсорное восприятие. Не доходящие до уровня сознания  или лишь смутно осознаваемые  чувственные данные.

6) Подсознательное мышление. Идущие бессознательные процессы переработки информации, дающие результаты, которые кажутся появившимися в сознании неведомо откуда.

7) Надсознательное. Неконтролируемое  сознанием, интуитивное понимание  социальных потребностей и задач,  благодаря которым человек способен к творчеству, имеющему не чисто индивидуальные а общественный характер.

 

Сознание и бессознательное  не разделены фиксированной границей. Между ними существуют промежуточные, переходные психические процессы и  состояния. «Озарения»…

  • 38) Понятия субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции.

Философская теория познания- гносеология. Занимается познанием самого познания, ее дело- построение общей теории познания.. Она отвлекается от особенностей, присущих какой-то конкретной отрасли. Субъект и объект познания, это парные категории, представляющие из себя единство противоположностей. 
Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности. 
Субъектом познания могут быть: 
— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями; 
— группа (коллектив) 
— общество в целом. Общество считается универсальным субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений.

Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека. Может быть материальным и идеальным. В любом случае он составляет лишь ограниченную часть реальности и должен быть выделен из нее, что бы можно было направить на него познавательные усилия.  
Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот.

Познанием считается процесс, направленный на получение знания, а само знание- это информация о некотором предмете. Всякое знание есть информация, но не всякая информация-знание. Знание существует только в сознании, тогда как информация имеется в природных системах, лишенных сознания. Любая  информация может приобрести характер знания, но для этого она должна стать фактом сознания, т.е. быть воспринята и осознанна субъектом. Знание- это не вся информация, которой располагает субъект, а только та, содержание которой осмыслено и понято субъектом. Итак, знание- это осмысленная субъектом информация. Любое знание включает в себя предпосылку, что оно объективно, т.е. определяется не субъективными особенностями, желаниями, или эмоциями человека, а исключительно свойствами объекта. Знание может быть как истинным, так и ложным. Неверное, ошибочное утверждение- это тоже знание, только ложное.

Самая простая гносеологическая концепция- наивный реализм. Она состоит в том, что предметы объективного знания должны быть доступны чувственному опыту. Такими предметами являются материальные объекты окружающего нас мира. Мы принимаем их с помощью органов чувств, и в результате возникают представления о них. Наивным этот реализм называется потому, что он не задается вопросом о достоверности наших чувственных впечатлений. К примеру, цвета, запахи, звуки и другие наши ощущения-не свойства вещей, а лишь следствия их воздействия на наше тело.

Неудовлетворенность наивно-реалистическими представлениями о познании заставила многих философов занять прямо противоположную позицию: предметами объективного знания могут быть только объекты идеальные, данные нам в нашем сознании. Сторонники религиозно-мистических учений ищут тайные духовные силы, скрытые за видимыми явлениями окружающей нас действительности. В монотеистических религиях  эти силы сводятся к единому высшему духовному началу-Богу. Чувственный опыт не способен дать нам подлинного понимания явлений, потому что ему недоступны их потусторонние причины и основания. Таким образом, предметом знания здесь выступает «потусторонняя» духовная реальность, а не чувственно воспринимаемые объекты. Они рассматриваются лишь как внешняя вещественная оболочка «тайных смыслов бытия». Одним из основоположников таких взглядов был Платон: чувственные образы и впечатления, возникающие при наблюдении мира, не дают истинного знания. Оно появляется лишь, когда человек вспоминает «мир идей», где он пребывал до своего вселения в тело.

Согласно Гегелю и природа и наш разум – это разные формы проявления Абсолютной идеи. Абсолютная идея сначала создала понятия о вещах, потом уже вещи, соответствующие этим понятиям. В человека она вложила разум, который способен мыслить в понятиях, как бы повторяя путь понятийного творчества абсолютной идеи. Познание строится как процесс постижения мыслей или понятий, выражающих свойства и законы вещей природы. Эти понятия и являются у них предметами знания.

В субъективно-идеалистической философии (Беркли,Юм) утверждается, что предметами, относительно которых мы можем получить объективное знание, являются данные чувственного опыта, «комбинации ощущений». Не надо искать чего-то, что находится за данными чувственного опыта: комплексы этих данных и есть то, что мы называем «вещами», «материальными объектами». Наши знания- описания таких комплексов. А всякие размышления о том, что находится вне наших ощущений и восприятий- это субъективные домыслы. В этом случае Беркли противоречит сам себе, допуская существование Бога (вне ощущений).

Кант предложил имманентную гносеологию. Согласно ей, у наших ощущений есть источник, но о нем мы в принципе ничего знать не можем. Это вещь в себе. Познание изображается как процесс упорядочения опытных данных- ощущений, порожденных «вещью в себе». Из упорядоченных в пространстве и времени групп ощущений образуется то, что мы называем вещами и явлениями природы. Рассудок приводит эти группы под априорные категории мышления, в результате чего мы получаем возможность формулировать общие и необходимые суждения о вещах-законы природы. Таким образом, в процессе созерцания и мышления образуются и вещи, т.е. предметы которые мы познаем, и знания о них. Общий главный тезис последующих имманентных теорий: предмет знания имманентен знанию, т.е. является частью знания. Знание образуется в ходе мысленного построения предмета, оно несет свой предмет в себе.

Гуссерль предложил феноменологическую концепцию. Согласно его учению, мы непосредственно можем иметь знание лишь об объектах, которые выступают как феномены, имеющие место в нашем сознании. Однако люди в повседневной жизни и в науке исходят из наивно-реалистической «естественной» установки, заставляющей полагать, что этим феноменам их сознания соответствуют какие-то внешние, независимые от сознания объекты. Такая установка, по его мнении, не оправданна. Гуссерль разрабатывает особый метод- феноменологическую редукцию, с помощью которого мы отходим от этой установки и переключаем внимание на феномены, имеющие место в мире нашего сознания, оставляя за скобками вопрос о том, соответствуют ли им какие-то внешние по отношению к нашему сознанию объекты. К примеру, можно сомневаться в том, существуют ли объекты вне сознания (скажем, дерево за окном,-это может быть всего лишь иллюзия), но независимо от того, есть ли дерево в действительности или его нет, в сознании есть феномен- личностное видение дерева и сомневаться в наличии этого феномена нельзя. О нем можно строить адекватное, истинное знание. Объектами знания, таким образом, являются не существующие вне сознания вещи, а феномены сознания.

С точки зрения материализма предметом знания могут быть как явления внешнего мира- материальные объекты, так и феномены сознания- идеальные объекты. К последним относятся, в частности, и человеческие представления о разного рода сверхъестественных духовных силах. Но источником всех содержащихся в человеческом сознании образов служит в конечном счете материальное бытие. Поэтому материалистическая теория познания есть теория отражения. Явления материального мира (Предмет 1) отражаются в сознании, которое перерабатывает поступившую в него информацию и создает мысленные модели (Предмет 2), а так же разнообразные воображаемые предметы (Предмет 3). Предмет 1- это материальный предмет, относительно которого возможно строить знание, имеющее объективный характер. Предмет 2 и Предмет 3 это идеальные предметы, знание о которых несет на себе печать субъективности Но если на эти предметы налагается условие, что они должны соответствовать заранее определенным правилам или законам построения, то при выполнении данного условия данные о них могут быть объективными.

  • 39. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности.

С одной стороны, человеческие знания представляют собой результат воздействия предметов и явлений окружающей среды на органы чувств людей и содержат в преобразованной форме основные характеристики как внешних по отношению к человеку факторов, так и самих индивидуальных восприятий подобных воздействий. Эта сторона знаний традиционно рассматривается в рамках понятия «отражение». C другой знание является проектом будущего состояния мира, обусловленного действиями человека в этом мире. Следовательно, можно говорить о своеобразном конструировании окружающей действительности в системе представлений о ней.

Под отражением понимается свойство материальных систем реагировать на внешнее воздействие, изменяясь таким образом, что характер изменений соответствует особенностям воздействующего фактора.

Поэтому говорят об отражении, имея в виду, что в особенностях организации и функционирования вещей и явлений, испытавших воздействие, отражается как в своеобразном зеркале то, что вызвало соответствующие изменения.

Информационное отражение - Накопление следов воздействия среды приводит к изменениям знаний о ее важнейших характеристиках и может заставить человека вносить соответствующие коррективы в свои планы и устремления. Поэтому отражение, возникающее в процессах познавательной деятельности, можно характеризовать как «информационный тип». Информационное отражение не воздействует прямо и непосредственно на само поведение, а лишь стимулирует возникновение новой мыслительной последовательности (образной или понятийной) шагов деятельностной схемы.

Оценка важности свойств природного мира обусловлена социальными потребностями, но в реальности она осуществляется конкретными индивидами, выражающими осознание ими социальной потребности общества в целом. Повышение соответствия между образом, конструируемым ученым, и внешними реалиями, играющими роль прообраза, способствует не только повышению адекватности следов, возникающих в человеческом сознании при воздействии среды, но и обеспечивает оптимизацию использования производимых знаний в предметно-практической деятельности людей. Поэтому информационное отражение оказывается определенным синтезом отражения и конструирования.

Опережающее отражение ориентировано на создание моделей возможного будущего, сконструированных из деталей, полученных в результате уже осуществленных актов познания. При этом все прогнозы описывают возможное изменение мира с учетом человеческого воздействия на него. В этом смысле особенности «опережающего отражения» связаны с тем, что оно фиксирует не только актуальные формы проявления закономерностей природной среды, но и является самоотражением человеком своих свойств и особенностей. Опережающее отражение является промежуточным звеном между «отражательным» и «конструирующим» аспектами познавательных процессов.

Понимание познания как  своеобразного способа создания новой действительности предполагает выделение двух различных, хотя и связанных друг с другом сторон: конструирование моделей будущего, определяющих поведенческую стратегию людей, и конструирование деятельностных схем, реализующих эту стратегию.

Возможность конструировать целостные системы знаний из качественно  разнородных средств (таких как старое и новое знание, знания о различных и порой не связанных друг с другом объектах, результаты «опережающего отражения») обеспечивается с помощью мыслительных и языковых приемов и средств – метафор. Поэтому ученые вынуждены использовать при описании реально существующих объектов гипотетические характеристики, обусловленные теоретическим контекстом, что и вносит в акты познания конструктивный оттенок.

Другая сторона конструктивного аспекта познания — разработка деятельностных схем, позволяющих включать производимое знание в структуру общественной практики. В этом случае выдвигаемые нормы и правила определяют, как реализовать программу действий, содержащуюся в имеющемся знании, как превратить последовательность описания свойств и сторон соответствующего фрагмента реальности в последовательность операций, направленных на порождение новой реальности. При этом понятия, с помощью которых строилась теоретическая модель описываемого явления, замещаются командами, порождающими конкретные деятельностные акты.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"