Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

В конструктивном аспекте  познания природная среда понимается как объект, на который направлена человеческая активность и само существование которого полностью определяется этой активностью. Важнейшей задачей научного познания становится создание более совершенных орудий, технических средств, через которые люди могут исправлять недостатки природной среды.

Поскольку человеческая деятельность вообще порождает результаты, которые вне ее контекста возникнуть не могут, постольку и научное познание все больше нацелено на решение чисто технологических задач, причем именно требования технической реализуемости становятся сегодня тем «фильтром», который регулирует отбор и результаты собственно научных исследований. Но это приводит к весьма существенным деформациям внутренней «логики» науки. В сферу ее деятельности попадают лишь такие задачи, решение которых заведомо гарантировано и обладает конкретной практической значимостью. Все это резко ограничивает спектр «возможных миров», на создание которого и должна быть нацелена наука в качестве особой культурной деятельности.

Формы отражения, связанные с познанием, неизбежно оказываются и формами проявления конструирующей способности сознания, поскольку знание о свойствах и сторонах познаваемой реальности во многом определяется тем, как мы организуем взаимодействие с ней. С другой стороны, создание деятельностной схемы, в которой проявляется во вне человеческая активность, обусловлено теми знаниями, представлениями и образами, которые уже содержатся в нашем сознании, будучи следами предшествующих воздействий природного мира на наши органы чувств.

Прежде всего следует  подчеркнуть, что не любые формы отражения, присущие человеку, прямо связаны с познанием. Простейшие физиологические реакции на воздействия среды чаще всего просто не охватываются сознанием и хотя входят в комплекс эмпирического основания, без которого познавательное отношение к миру не возникает, но являются, скорее, условиями, нежели элементами системы знаний. Поэтому первая форма, имеющая непосредственно познавательное значение, — это «информационное отражение», в рамках которого происходит осознание фиксируемых следов воздействия, их оценка и упорядочение. На этой стадии конструирующая функция играет вспомогательную роль.

Следующая стадия — «опережающее отражение» — связана с созданием образов «возможного будущего» и с фиксацией не отдельных конкретных воздействий среды, а с выделением основных тенденций и закономерностей отображаемых процессов. Здесь аспект конструирования начинает усиливаться и приобретает столь же важное значение, сколько и отражение в собственном смысле этого слова.

Постепенное увеличение конструирующей функции познания, ориентированной на создание четко выраженного представления о цели познания и способах ее достижения, порождает еще один специфический вид отражения — «модельное отражение», находящееся в существенной зависимости от конструирующей функции, поскольку сами модели, выступающие в качестве отображаемого объекта, возникают в результате реализации творческой способности человеческого интеллекта. Этот вид отражения служит в большей степени средством экспликации особенностей мыслительной деятельности людей и потому предполагает специальное внимание к соотношению интуитивно-неосознаваемых и дискурсивно-вербализированных элементов интеллектуальных процессов, что и составляет содержание следующего параграфа.

  • 40)Основные формы чувственного познания

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно  непосредственно включено в материально-чувственную  деятельность людей и связано  с непосредственными контактами человека с внешним миром.

Самой простой  формой чувственного познания является ощущение. Именно через  ощущение человек получает всю первичную  информацию об объективном мире.  Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие вещи, вызывая реакцию организма,  преобразуется в новое, не свойственное самому предмету качество — его субъективный образ. Таким образом ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания.

Ощущение — это  чувственный образ отдельных  сторон, процессов, явления объективного мира.

В результате деятельности человеческого  сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. 
Восприятие — это целостный чувственный образ предметов, процессов данных посредством наблюдения.

Восприятие является формой активного  синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, которая неразрывно связана с другими актами познавательной деятельности.

Целостные чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются  в его сознании. Накопление этих образов осуществляются через память. Благодаря памяти мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания — представление.

Представление — это  опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

По-сути ощущение дает представление только о какой-то отдельной части предмета. Человек кожей ощущает холод, это ощущение не позволяет узнать что-то о форме предмета или его весе. Но у человека есть множество органов и ощущения складываясь дают восприятие. Т.е. формируется полный образ. А представление просто воспроизводит этот образ когда самого предмета нет в наличии.

Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.

  • 41) Основные формы рационального познания

Рациональное познание является более  высоким уровнем познания. Мышление - активный процесс познавательной деятельности. Оно действует без непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.

Мышление — это  целенаправленное, опосредованное и  обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и  отношений действительности.

Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это форма  мысли, в которой отражаются общие, существенные 
свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление похожи тем, что носят обобщенный и опосредованный характер. Но представление дает наглядный образ действительности, а содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения существенного.

Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить о нем, выявлять его определенные связи и отношения.

 Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи  утверждается (или отрицается) что-либо — о чем-либо.

К тому или иному суждению человек  может прийти либо путем непосредственного  наблюдения или опосредованно с  помощью умозаключения.

Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.

Например, из двух суждений — «все элементарные частицы имеют массу» и «X — вновь открытая элементарная частица» — логически вытекает вывод, что «X обладает массой».

Рациональные  формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

  • 42.  Мышление и язык. Основные функции языка.

У Платона мышление – внутренняя речь. То есть мышление выводится из речи и языка. В речи можно сказать  либо правду либо ложь, поэтому мышление – бесконечный процесс поиска истины. Мышление и сознание не были разделены.

18 в Кант вводит понятийное  познание.

 Мышление – механизм действия  разума, способность иметь дело  с предметами безотносительно  опыта.

 Мышление оперирует понятиями. Понятие – мысленный образ сущности. Мышление – способность находить связь между понятиями, таким образом формируются суждения (Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо). С помощью мышления из нескольких суждений образуется новое – умозаключение.

 Мышление и сознание отделены. У сознания есть носитель и  содержимое сознания непередаваемо.

Виды мышления: понятийное, символическое, образное,  художественное.

Законы мышления: логика и психология.

 

Язык – сист. звуков, знаков, предназначенная для фиксации, переработки и передачи сведений от одного субъекта к другому.

Без языка чел. не может  учиться. Без общества чел. не изучит язык.

Связь мышления с языком несомненна. Языки – естественные, искусственные, Жестов.   Мышление всегда происходит в языке. Даже если это язык пластики или светотени.

Психофизическая проблематика – связь сознания и тела. В процессе мышления голосовой аппарат действует так, как при разговоре

С другой стороны любой  язык предполагает какой-то аппарат для выражения. Но наличие аппарата не подразумевает наличие языка.

Мышление и языки  имеют дело с какой-то физической подоплекой и всегда взаимосвязаны.

 

Функции языка:

1) коммуникативная – язык прежде всего сущ., чтобы люди могли общаться. Передача информации (и. – сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы)

2) когнитивная (мыслительная) - формирования и формулирования мысли. «Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу – тогда узнаю» Язык – не только оболочка для мысли, а способ мышления

3) познавательная (аккумулятивная, накопительная) – накапливание понятий, создание новых.

4) номинативная (назывная) - называние составляет неотъемлемую часть познания. Чел. дает имя (весит табличку) тому, что уже изучил. Обязательно есть то, что не названо – то, что чел. пока не важно или не нужно

5) регулятивная - говорящий ставит своей целью непосредственно воздействовать на адресата: побудить его к какому-то действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопрос и т.д. Направлена на создание, поддержание и регулирование отношений.

6) этническая – язык объединяет народ

7) мировоззренческая функция – по характеру использования различны языковых структур выстраивается отношение к действительности

 

Гипотеза Сепира-Уорфа: не мы задаем языковые реалии, а реалии задают нашу жизнь.

Пример – если в  языке нет глагола работать, но все понятно про народ

  • 43) Познание и деятельность. Знание, понимание, умение.

Деятельность предшествует познанию. Существует много видов познания: обыденное,  художественное, религиозное, научное, философское.

Обыденное познание – извлечение опыта из повседневной жизни и передача его другим. Вырабатывается ряд практик, страховочных механизмов ,которые мы и передаем. Нет четкого разделения между познанием и деятельностью.

Следует локализовывать виды познания, т.к. например в повседневности деятельность и познание переходят друг в друга, а в науке они связаны опосредованно.

Знание получается как из деятельности, так и через познание. Разница в формализации и в цели, т.к. знание и есть цель познания, но не является целью любой деятельности.

Знание принимало различные  формы в разные эпохи. В мифологии  знание являлось ритуалом. В эпоху  античности знание привязывалось к  деятельности. Например, выделялись два типа людей: те кто знают как сделать корабль и те кто знают как его водить. 

В средние века производилось ограничение  знания. Целый план предметов считался непознаваемым.  Если знание противоречило  догматам, то отбрасывалось именно знание.  Также знание связывается с мышлением, но считается, что есть вещи, которые мы помыслить не можем.

В новое время, знание – некоторый  результат от процесса.  Знание не связано напрямую с пониманием. Понимание  - способность применять, а знание – способность знать. Т.е. в новое время знание и понимание все больше расходятся. Понимание - это реконструкция смысла, то есть восстановление замысла, которым руководствовался человек, совершая то или иное действие. Если речь идет о произведении искусства, то понимание означает проникновения в духовный мир автора, выяснение особенностей его индивидуального художественного стиля и влияний, которые он испытывал (в противовес объяснению в смысле изучению природы).

Умение:

В античную эпоху умение не отделяется.

В ср. века умение – удел низших, а  знание – удел высших.

В новое время знание, понимание  и умение разграничены. Умеет тот, кто знает как. Понимание –  способность получить умение из знания.

В наше время, умения узко специализированны и  возможны без понимания.

  • 44) Проблема истины. Основные концепции и критерии

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"