Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Суждения бывают истинными, ложными и неопределенными.
В суждениях выражаются законы бытия, а в понятиях – только качества бытия.
► Умозаключение – связь нескольких суждений, из которых по определенным правилам выводится новое знание без обращения к чувственной конкретности.
Напр.: (а) Все люди смертны, (б) Сократ есть человек; следовательно, (в) Сократ смертен.
Для рационального познания существенна проверка – подтверждение выведенного знания, особенно это важно для умозаключений и суждений.
Виды проверки в рациональном познании
1. Практика – основной
метод – вещественно-
2. Эксперимент –
3. Соответствие законам
и правилам формальной логики
– науки, созданной
4. Соответствие нового
знания стандартам, парадигмам и
принципам истинности знания
данного времени. Эта проверка
важна для тех объектов, повторное
появление которых в системе
познавательного опыта людей
исключено или крайне
Значение рационального познания
1. Рациональное познание
обеспечивает воспроизведение
2. Обеспечивает доминирование
человека, социума, этноса и
3. Обеспечивает максимальную
практическую эффективность
Развитые формы рационального познания: теории, картины мира, системы наук, философия (как предельный уровень рационального познания).
44. Структура научного познания, методы и формы.
Структура научного познания – это разделение процессов научного познания на организованные части (модули), которые в единстве создают непрерывность научного творчества. Понятие структуры обозначает сложное внутреннее строение, в котором выделяются не элементы, а те части, которые обеспечивают устойчивость системного единства науки.
К структуре научного познания относят:
I) Разделение научного познания на теоретический и эмпирический уровни.
II) Разделение научного
познания на универсальные
III) Систему методов науки.
IV) Систему организационных
и этических вариантов
V) Формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория, концепция.
Рассмотрим эти части.
I. Разделение на эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирический уровень познания – это существование научного познания на основе непосредственного взаимодействия с исследуемым объектом, реализуемый методами наблюдения и эксперимента.
Теоретический уровень познания
– уровень мыслительного
Эмпирический уровень – начальная стадия исследования объекта, а теоретическое познание – завершающая стадия.
Эмпирическое познание:
ü создает вероятностное знание,
ü связано с объектом исследования непосредственно чувственно или через приборы,
ü задачами его являются фиксация и систематизация первичной информации об объекте, лишенной двусмысленности и неопределенности.
Теоретическое познание:
ü создает достоверное, максимально истинное знание,
ü связано с объектом через законы логики, правила мышления и результаты теоретического познания,
ü задача его – раскрыть сущность, закон и основные качества объекта.
II. Разделение на универсальные
элементы научного познания
Субъект научного познания:
1) ученый (специалист),
2) коллективы ученых (научные школы),
3) институционально оформленные сообщества ученых (академии, НИИ),
4) человечество - всеобщий уровень субъекта, т.к. именно люди – носители потребности в науке и ее потребители.
Главное в субъекте науки – его идеальность, т.е. владение знаниями и информацией, а не вещественными условиями деятельности.
Объект науки бесконечен, поэтому выделяется особое понятие – предмет науки – конкретная часть объекта, которая и познается. Напр., объект биологии – жизнь, а предмет физиологии – физико-химические процессы протекающие в живом организме.
Средства науки:
1) Основное средство –
техника и орудия научной
2) Универсальное средство науки – искусственный язык, т.к. он однозначен (а естественные языки многозначны).
3) Социальные формы организации
научного познания: финансирование,
право, идеология, мораль, искусство,
религия, философия,
Результат науки – это:
1) совокупность истинного знания (ноосфера),
2) конкретные формы науки
по достижениям к данному
3) методы, которые создаются в науке и используются в других формах культуры.
4) производственные результаты науки.
5) духовно-нравственные ценности
объективности,
Цель науки – её идеалы и конкретные задачи, которые ставятся в процессе научного познания.
Идеал № 1 – достижение объективно истинного знания.
Идеал № 2 – социальная ответственность ученого.
III. Методы научного познания
– это способы достижения
Установлены такие группы методов:
1. Частно-научные методы. Напр., метод условных рефлексов, метод меченых атомов, метод анкетирования (в социологии).
2. Методы эмпирического познания:
ü Наблюдение – систематическое целенаправленное восприятие объекта органами чувств или приборами для получения первичной информации.
ü Сравнение – установление сходства и различия объектов непосредственно или опосредованно (через эталон). Сравнение осуществляется по признакам, которые соответствуют задачам познания и имеют нечто общее. Абстрактные сравнения в науке отрицаются. Лишь в мифах возможно сравнение человека с космическими объектами. "Все познается в сравнении" – гениальный вывод цивилизации.
ü Измерение – метод определения количественных свойств объекта через эталон.
ü Эксперимент – сложный метод активного воздействия на объект в искусственно созданных условиях. Эксперимент в сложно организованной науке – решающий метод эмпирического познания и форма практической проверки теории.
Эмпирический метод познания создает первичное знание об объекте, которое используется для дальнейшего изучения или для подтверждения теоретических выводов.
Теоретики эмпирического познания: Тинглер, Френсис Бэкон.
3. Методы теоретического
познания – это способы
1) Аксиоматический метод
– способ познания, при котором
несколько исходных
2) Гипотетико-дедуктивный
метод теоретического познания
– способ познания, при котором
новое знание выводится из
системы гипотез (
3) Метод формализации –
способ познания, при котором
информация об объекте
4) Исторический метод – способ познания объекта в его необходимых и случайных, общих и единичных свойствах. Напр., все исторические науки.
5) Логический метод – способ познания объекта в его необходимых, закономерных, устойчиво повторяющихся свойствах.
4. Общие логические методы
и приемы исследования – это
способы мыслительной
1) Анализ – способ познания
сложных объектов, при котором
исследуются отдельные его
2) Синтез – способ познания сложных объектов, при котором объект познается в целом, а не в частях.
Обычно анализ и синтез есть две противоположности в научном познании.
3) Индукция – способ познания по строго логическим правилам вывода общего знания из знания частного. Напр., биология.
4) Дедукция – способ
познания, при котором из общего
знания по законам логики
5. Общенаучные методы –
применяются в большинстве
1) Системный метод –
способ познания сложных
2) Метод моделирования
– способ познания объекта
с помощью искусственно
3) Идеальные, рассчитанные на ЭВМ теории (экономического развития государства, прогноз будущего homo innovatis).
Основу всех методов науки составляют философские методы, которые отличаются ценностно-оценочными свойствами и только косвенно через систему уточнений и модернизаций применяются в научном исследовании.
Напр., диалектический метод,
метафизический метод – оба метода
максимально применимы в науке.
Материалистический и идеалистический
– минимально значимы для конкретных
научных исследований, потому что
объект диктует исследователю свои
качества, а если их игнорировать, то
отрицательный результат
V. Формы научного познания
– это зафиксированные в
ü Научный факт – знание о свойствах и законах объекта, которое экспериментально проверено и в определенной степени объяснено.
Следует различать факты
науки и факты культуры. Если первые
характеризуются
Эмпирические наблюдения и эксперименты создают новые факты, которые трудно объяснить в сложившейся системе научного познания, напр., открытие радиоактивности в начале 20 века, которая не объяснялось законами классической механики Ньютона.
ü Проблема – создается на основе научного факта – это знание о возможном объяснении данных фактов, используя определенные методы, стратегию и определенную последовательность в исследовании данного объекта, имеющего эти свойства.
Афористично: "Проблема - знание о незнании"
Теоретически: "Проблема - это затруднение, которое можно преодолеть, чтобы развивался процесс познания."
Все знание в эмпирической науке проблематично, потому что постоянно изменяются:
1) язык науки, в связи с применением ЭВМ;
2) научные методы и качество приборов;
3) возникают общественные
потребности в достоверном
Формулировка проблемы всегда абстрактна, потому что для данного периода науки недостаточно эмпирического знания и не установлены правильные методы. Напр., в познании микромира важны ускорители элементарных частиц, их не было до середины 20 века, поэтому проблема разрабатывалась в форме гипотезы.
ü Гипотеза – знание, отличающееся вероятностью в объяснении сущности и конкретных законов данного объекта. Чем сложнее объект, тем больше гипотез. Напр., более 30 гипотез объясняют причины онкологических заболеваний, 4 – о происхождении Солнечной системы.