Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

Суждения бывают истинными, ложными и неопределенными.

В суждениях выражаются законы бытия, а в понятиях – только качества бытия.

► Умозаключение – связь нескольких суждений, из которых по определенным правилам выводится новое знание без обращения к чувственной конкретности.

Напр.: (а) Все люди смертны, (б) Сократ есть человек; следовательно, (в) Сократ смертен.

Для рационального познания существенна проверка – подтверждение  выведенного знания, особенно это  важно для умозаключений и  суждений.

Виды проверки в рациональном познании

1. Практика – основной  метод – вещественно-предметная  деятельность с объектом в  условиях труда, производства, социального  взаимодействия в любых исторических  условиях.

2. Эксперимент – специализированный  вид предметного взаимодействия  с объектом.

3. Соответствие законам  и правилам формальной логики  – науки, созданной Аристотелем  в 3 в. до н.э. В науке формальная  логика является основным, но  идеальным видом проверки результатов  мышления.

4. Соответствие нового  знания стандартам, парадигмам и  принципам истинности знания  данного времени. Эта проверка  важна для тех объектов, повторное  появление которых в системе  познавательного опыта людей  исключено или крайне минимально (напр., явления телекинеза, левитации).

Значение рационального  познания

1. Рациональное познание  обеспечивает воспроизведение сущности  и законов объекта, а также  его качеств, не доступных чувственному  познанию.

2. Обеспечивает доминирование  человека, социума, этноса и человечества  в системе природы и общественных  отношений (чувства и эмоции  вторичны). То государство, которое  живет на принципах рациональности, всегда побеждает тех, кто живут  на чувственности и эмоциях.

3. Обеспечивает максимальную  практическую эффективность деятельности  любого объекта. 

Развитые формы рационального  познания: теории, картины мира, системы  наук, философия (как предельный уровень  рационального познания).

 

44. Структура научного  познания, методы и формы.

Структура научного познания – это разделение процессов научного познания на организованные части (модули), которые в единстве создают непрерывность  научного творчества. Понятие структуры  обозначает сложное внутреннее строение, в котором выделяются не элементы, а те части, которые обеспечивают устойчивость системного единства науки.

К структуре научного познания относят:

I) Разделение научного  познания на теоретический и  эмпирический уровни.

II) Разделение научного  познания на универсальные элементы  познания: субъект науки, объект  науки, средства науки, результаты  науки, познавательное взаимодействие, цели науки.

III) Систему методов науки.

IV) Систему организационных  и этических вариантов взаимодействия  ученых.

V) Формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория, концепция.

Рассмотрим эти части.

I. Разделение на эмпирический  и теоретический уровни.

Эмпирический уровень  познания – это существование  научного познания на основе непосредственного  взаимодействия с исследуемым объектом, реализуемый методами наблюдения и  эксперимента.

Теоретический уровень познания – уровень мыслительного обобщения  результатов эмпирического уровня познания, реализуемый особыми методами, отличается опосредованной связью с  объектами научного познания.

Эмпирический уровень  – начальная стадия исследования объекта, а теоретическое познание – завершающая стадия.

Эмпирическое познание:

ü создает вероятностное знание,

ü связано с объектом исследования непосредственно чувственно или через приборы,

ü задачами его являются фиксация и систематизация первичной информации об объекте, лишенной двусмысленности и неопределенности.

Теоретическое познание:

ü создает достоверное, максимально истинное знание,

ü связано с объектом через законы логики, правила мышления и результаты теоретического познания,

ü задача его – раскрыть сущность, закон и основные качества объекта.

II. Разделение на универсальные  элементы научного познания имеет  специфику. 

Субъект научного познания:

1) ученый (специалист),

2) коллективы ученых (научные  школы),

3) институционально оформленные  сообщества ученых (академии, НИИ),

4) человечество - всеобщий  уровень субъекта, т.к. именно  люди – носители потребности  в науке и ее потребители.

Главное в субъекте науки  – его идеальность, т.е. владение знаниями и информацией, а не вещественными  условиями деятельности.

Объект науки бесконечен, поэтому выделяется особое понятие  – предмет науки – конкретная часть объекта, которая и познается. Напр., объект биологии – жизнь, а  предмет физиологии – физико-химические процессы протекающие в живом организме.

Средства науки:

1) Основное средство –  техника и орудия научной деятельности.

2) Универсальное средство  науки – искусственный язык, т.к.  он однозначен (а естественные  языки многозначны).

3) Социальные формы организации  научного познания: финансирование, право, идеология, мораль, искусство,  религия, философия, потребности  микро- и макросоциальных групп  – это социокультурная детерминация  науки.

Результат науки – это:

1) совокупность истинного  знания (ноосфера),

2) конкретные формы науки  по достижениям к данному времени  (теории, парадигмы, факты, проблемы, гипотезы, научная картина мира, научные стандарты рациональности  в объяснении окружающего человека  бытия.

3) методы, которые создаются  в науке и используются в  других формах культуры.

4) производственные результаты  науки.

5) духовно-нравственные ценности  объективности, добросовестности, компетентности, честности. 

Цель науки – её идеалы и конкретные задачи, которые ставятся в процессе научного познания.

Идеал № 1 – достижение объективно истинного знания.

Идеал № 2 – социальная ответственность  ученого.

III. Методы научного познания  – это способы достижения истинного  знания – конкретные направления  в деятельности ученого, который  использует определенную последовательность  процессов для фиксации нового  знания.

Установлены такие группы методов:

1. Частно-научные методы. Напр., метод условных рефлексов, метод меченых атомов, метод анкетирования (в социологии).

2. Методы эмпирического  познания:

ü Наблюдение – систематическое целенаправленное восприятие объекта органами чувств или приборами для получения первичной информации.

ü Сравнение – установление сходства и различия объектов непосредственно или опосредованно (через эталон). Сравнение осуществляется по признакам, которые соответствуют задачам познания и имеют нечто общее. Абстрактные сравнения в науке отрицаются. Лишь в мифах возможно сравнение человека с космическими объектами. "Все познается в сравнении" – гениальный вывод цивилизации.

ü Измерение – метод определения количественных свойств объекта через эталон.

ü Эксперимент – сложный метод активного воздействия на объект в искусственно созданных условиях. Эксперимент в сложно организованной науке – решающий метод эмпирического познания и форма практической проверки теории.

Эмпирический метод познания создает первичное знание об объекте, которое используется для дальнейшего  изучения или для подтверждения  теоретических выводов.

Теоретики эмпирического  познания: Тинглер, Френсис Бэкон.

3. Методы теоретического  познания – это способы создания  теории и объяснения сущности  объекта, используя результаты  эмпирии и традиционные системы  знаний.

1) Аксиоматический метод  – способ познания, при котором  несколько исходных утверждений  (знание) признаются истинными без  доказательств и из них по  законам логики выводится новое  знание об объекте без обращения  к его чувственной наглядности.  Напр., геометрия, теология (паранаука!).

2) Гипотетико-дедуктивный  метод теоретического познания  – способ познания, при котором  новое знание выводится из  системы гипотез (вероятностного  знания), истинность которого обязательно  должна быть проверена в эксперименте. Напр., общая и специальная теории  относительности Эйнштейна.

3) Метод формализации –  способ познания, при котором  информация об объекте выражается  в знаковой (символьной) форме, с  которой проводят определенные  способы преобразований, а результат  обязательно требует интерпретации  на уровне теории или эмпирии.  Напр., математика, математические методы  в естественных науках.

4) Исторический метод –  способ познания объекта в  его необходимых и случайных,  общих и единичных свойствах.  Напр., все исторические науки.

5) Логический метод –  способ познания объекта в  его необходимых, закономерных, устойчиво  повторяющихся свойствах.

4. Общие логические методы  и приемы исследования – это  способы мыслительной деятельности  по строго определенным правилам  связи понятий, суждений и умозаключений.

1) Анализ – способ познания  сложных объектов, при котором  исследуются отдельные его части  без изучения целого.

2) Синтез – способ познания  сложных объектов, при котором  объект познается в целом, а  не в частях.

Обычно анализ и синтез есть две противоположности в  научном познании.

3) Индукция – способ  познания по строго логическим  правилам вывода общего знания  из знания частного. Напр., биология.

4) Дедукция – способ  познания, при котором из общего  знания по законам логики выводится  частное знание. Напр., постановка  диагноза исходя из знания  характерных симптомов заболевания.

5. Общенаучные методы –  применяются в большинстве наук.

1) Системный метод –  способ познания сложных объектов, при котором объект условно  разделяется на строго определенные  элементы, структуру, функции и  показатель системного единства (целостности). Напр., самая сложная  система – человек. По отношению  к нему разные науки (физиология, социология, психология, антропология) используют модифицированный системный  метод, в котором в роли элементов  и т.д. выступают качественно  разные образования. Напр., в физиологии  элементом является орган как  функционирующее образование.

2) Метод моделирования  – способ познания объекта  с помощью искусственно созданных  копий или моделей, реализующих  свойства и процессы, которые  труднодоступны в естественном  виде для познания. Напр., аэродинамическая  труба.

3) Идеальные, рассчитанные  на ЭВМ теории (экономического  развития государства, прогноз  будущего homo innovatis).

Основу всех методов науки  составляют философские методы, которые  отличаются ценностно-оценочными свойствами и только косвенно через систему  уточнений и модернизаций применяются  в научном исследовании.

Напр., диалектический метод, метафизический метод – оба метода максимально применимы в науке. Материалистический и идеалистический  – минимально значимы для конкретных научных исследований, потому что  объект диктует исследователю свои качества, а если их игнорировать, то отрицательный результат познания и практики приведет к дискредитации  специалиста.

 

V. Формы научного познания  – это зафиксированные в понятиях, суждениях и умозаключениях знание  и информация о свойствах объекта  с известной степенью доказательности  и достоверности.

ü Научный факт – знание о свойствах и законах объекта, которое экспериментально проверено и в определенной степени объяснено.

Следует различать факты  науки и факты культуры. Если первые характеризуются объективностью, проверяемостью и повторяемостью, то факты культуры этими свойствами обладают в меньшей степени. Напр., фактами культуры являются НЛО, телекинез, левитация, и т.п.

Эмпирические наблюдения и эксперименты создают новые  факты, которые трудно объяснить  в сложившейся системе научного познания, напр., открытие радиоактивности  в начале 20 века, которая не объяснялось  законами классической механики Ньютона.

ü Проблема – создается на основе научного факта – это знание о возможном объяснении данных фактов, используя определенные методы, стратегию и определенную последовательность в исследовании данного объекта, имеющего эти свойства.

Афористично: "Проблема - знание о незнании"

Теоретически: "Проблема - это затруднение, которое можно  преодолеть, чтобы развивался процесс  познания."

Все знание в эмпирической науке проблематично, потому что  постоянно изменяются:

1) язык науки, в связи  с применением ЭВМ;

2) научные методы и качество  приборов;

3) возникают общественные  потребности в достоверном знании  не обо всем объекте, а только  о конкретных его свойствах.  Напр., для политологии общественной  потребностью является не здоровье  человека, не его духовность, а  способность подчиняться установленным  властью законам.

Формулировка проблемы всегда абстрактна, потому что для данного  периода науки недостаточно эмпирического  знания и не установлены правильные методы. Напр., в познании микромира  важны ускорители элементарных частиц, их не было до середины 20 века, поэтому  проблема разрабатывалась в форме  гипотезы.

ü Гипотеза – знание, отличающееся вероятностью в объяснении сущности и конкретных законов данного объекта. Чем сложнее объект, тем больше гипотез. Напр., более 30 гипотез объясняют причины онкологических заболеваний, 4 – о происхождении Солнечной системы.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»