Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

Физиология – наука  о жизнедеятельности человека и  функциях его частей (клеток, тканей, органов и систем).

Система органов – группа органов и процессов, которыми реализуется  определенное качество жизни.

1. Субстратная система  человека – клетка. Доказано, что  организм человека содержит 250 видов  клеток, несколько триллионов клеток  и 15.000 км условной длины.

Открытия на уровне этой системы: мембранная теория биопотенциалов, которая  доказала, что обмен клетки с веществом  среды определяется проницаемостью мембраны и концентрацией ионов  калия, натрия и хлора.

2. Система крови – совокупность  органов и процессов, обеспечивающих  динамическое постоянство (внутренний  гомеостаз) как независимость  от внешней среды существования.  Ланг в 1939 г. открыл системы кроветворения, кроверазрушения, регуляции этих процессов (нейро-гуморальной).

Система крови имеет такие  константы:

ü группа крови (Ландштейнер),

ü резус-фактор (1940),

ü количественное содержание эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов,

ü кислотность (рН = 7,38 – 7,47),

ü плотность (1,052 г/мл),

ü вязкость (7,4 пуаз) и т.д.

3. Система кровообращения  – сердце и замкнутая сеть  кровеносных сосудов (длина капилляров  достигает 200.000 км)

4. Лимфатическая система  – органы и процессы, обеспечивающие  постоянный отток межтканевой  жидкости по направлению к  сердцу (тимус, миндалины, красный  костный мозг).

5. Дыхательная система  – обеспечивает ткани кислородом  и освобождает их от углекислоты  (ЖЁЛ = 3 – 5 литров).

6. Пищеварительная система  – обеспечивает физико-химическую переработку ищи.

7. Система метаболизма  – обеспечивает обмен веществ  и энергии (образование АТФ).

8. Выделительная система  – обеспечивает удаление из  организма вредных веществ путем  образования мочи.

9. Система гормональной  регуляции (размножения, роста,  адаптации, обмена веществ и  энергии).

10. Нервная система –  управляет взаимодействием со внешней средой, координирует работу всех систем и органов. (Головной мозг содержит 14 – 20 млрд. нейронов; мозг может хранить до 10^14 бит единиц информации)

10.1. Система ВНД (высшей  нервной деятельности) – материальный  субстрат психических функций  (сознания, мышления, памяти, внимания, эмоций).

II. Молекулярно-генетический  уровень доступен для изучения  к началу ХХ века благодаря  трудам Т.Моргана и его школы.

Геном – совокупность всей генетической информации, закодированной в ДНК. Предполагалось, что геном  человека содержит 45 – 95 тысяч генов, но последняя информация – 31 тысяча.

III. Этологический уровень  – исследует биологические основы  человеческой нравственности, которые  одинаковы с животными. 

Этология – наука о  поведении животных.

Теоретики: Лорренс, Тинберген, Ардри – доказали, что у животных и человека врождены такие нормы поведения:

1) Запрет на убийство "своего".

2) Запрет на неожиданное  нападение без предупреждения, если  не реализуется программа питания  хищника.

3) Запрет на применение  убийственных методов в агрессии  со своим.

4) Побеждает тот, кто  защищает свою территорию, детеныша, самку.

5) Генетическая предрасположенность  к господству или к подчинению.

Здоровье человека

Здоровье человека – это  индивидуальное психосоматическое  состояние, при котором человек  способен оптимально реализовать свои жизненные потребности.

Установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологии и на 10% - от здравоохранения и  медицины.

Существует 16 программ здорового  образа жизни. В т.ч. система И. Мечникова.

Важнейшие предпосылки обретения  и сохранения здоровья: труд, сон, положитель-ные эмоции, рациональное питание, запрет на алкоголь и никотин, режим дня, закаливание, физкультура. Гуманитарное содержание здоровья – следование человека позитивным ценностям общества.

 

48. Научные революции и  смена типов рациональности.

Наука развивается от простого к сложному. Выделяют следующие этапы (периоды) развития науки:

1. Период становления науки  как самостоятельной системы  знания в 6-4 в. до н.э. в  Древней Греции.

Это становление характеризуется  как "аристотелевская научная  революция", т.к. именно Аристотель создал логику – основу доказательности  в научном познании. Первый период развития науки завершился в 14-15 в.

Основные достижения:

1) Создание аксиоматического  метода построения научной теории ("Начало" – Эвклид, III в. до  н.э.).

2) Создание гелиоцентрической  системы естественнонаучной картины  мира, которая была абсолютизирована  христианской теологией (Птолемей).

3) Создание единства философии  и умозрительного естествознания, т.к. экспериментального естествознания  не существовало. Поэтому медицина  древнего мира и средневековья  была связана с философией  или материализма (Гиппократ), или  идеализма (Маймонид). В этот период господствовало противоречивое взаимо-действие между наукой и культурой общества: в античной культуре доминировало научное направление, а в период средневековья – мистическое, религиозное направления в культуре.

2. Период становления классического  естествознания и науки (16-19 вв.) Началось коперниканско-ньютоновской революцией.

Достижения:

1) Формирование науки как  социального института общества  – формы развития науки, которая  всячески поддерживается государством, потому что имеется экономическая  потребность в производительности  труда и в получении максимальной  прибыли.

2) Создание классического  идеала научной рациональности  – способа объяснения объектов, при котором объективность и  истинность знания абсолютно  исключают все субъективные пристрастия  и ошибки ученых.

Классический вариант  науки содержит 4 нормы рассуждений:

а) Нормативная истинность описания и объяснения объекта.

б) Редукционизм – возможность объяснения сложного законами простого, напр., законов живого и общества – законами механики.

в) Социокультурная автономия  науки – независимость науки  от религии, искусства, морали, права.

3) Формирование развитой  системы эмпирического уровня  науки: создаются четко обоснованные  методы эксперимента, варианты наблюдений, сравнений и измерений применительно  к качественной специфике познаваемых  объектов (напр., химия, физика, биология).

3. Неклассические естествознание  и наука (конец 19 – первая  половина 20 века). Начинается с эйнштейновской  революции в науке.

Достижения:

1) Открытие двух типов  реальности – микромира и макромира.

2) Создание многообразия  научных дисциплин и направлений  в зависимости от метода исследования  и практической значимости определенных  свойств объекта для производства, техники и военного дела.

3) Формирование неклассического  идеала научности на уровне  утверждения относительности знания  и его дополнительности на  основе идей Бора и Гейзенберга.

4) Превращение науки в  производительную силу общества, потому что формировалась система  прикладных и инженерно-технических  наук, которая решает вопросы  использования теоретического знания  в производственном процессе  путем создания высокоточного  оборудования, техники и строго  определенной технологии.

Именно в этот период возникла медицина в ее научном варианте, потому что все основные лекарства  были созданы в период с 1890 г. до Первой Мировой войны.

4. Период глобального эволюционизма  в науке (со второй половины  ХХ века).

Были найдены теоретические  и методологические средства для  создания модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение  Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, появление человека и общества (антропосоциогенез). Вселенная представлена как развивающееся во времени природное целое, а вся ее история от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой.

В концепции глобального  эволюционизма подчеркивается важнейшая  закономерность – направленность развития мирового целого на повышение своей  структурной организации. Вся история  Вселенной – от момента сингулярности  до возникновения человека – предстает  как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Важную роль в концепции  играет идея отбора: новое возникает  как результат отбора наиболее эффективных  новообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом. Качественно новый уровень  организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он становится способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи.

Антропный принцип (Дикке, Картер, Идлис) заключается в признании, что возникновение человека на Земле – закономерный результат физико-химических процессов в космосе (Вселенной, т.е. бытия, которое изучено современным естествознанием – в пределах 20 млрд. световых лет = 2•10^17 метров).

 

Общественная статика: Общество как совокупность систем и законов  их связи

Статика – это понятие, в котором представлена относительная  устойчивость исследуемого объекта. Понятие "общественная статика" ввел О.Конт.

В философии "устройство общества" исследуется с учетом разделения целого (общества) на фундаментальные, сложноорганизованные части (системы  общества). Мыслители предложили несколько  вариантов понятия общества как  взаимодействия основных систем.

1) в рамках социологического  материализма выделяют:

ЭСО (экономическую систему  общества),

ССО (социальную систему общества),

ПСО (политическую) и 

ИСО (идеационную).

2) В рамках социального  идеализма (П.Сорокин, Пятерин) – материальную, социальную, духовную системы общества.

В рамках материализма и в  реальной практике цивилизованных стран  применяют первый вариант. В нем  первичной признается ЭСО. Существует две группы законов взаимодействия этих систем.

Законы:

а) Причинно-следственные законы:

ЭСО ® ССО

ЭСО ® ПСО

ЭСО ® ИСО

ЭСО ® ССО, ПСО, ИСО

ЭСО ® ПСО, ССО

ЭСО ® ПСО, ИСО

ЭСО, ССО ® ПСО, ИСО

ЭСО, ССО, ПСО ® ИСО

б) Функциональные законы –  обратные влияния сфер общественного  сознания.

 

49. Экономическая система  общества (ЭСО)

Основные элементы ЭСО:

1) Материальное производство  – общественно организованный  процесс создания, распределения,  обмена и потребления материальных благ (т.е. результатов, которые удовлетворяют потребностям).

2) Труд – индивидуально  реализуемый процесс создания  материальных благ для обеспечения  индивидуально и общественно  значимых потребностей людей. 

(Отличие труда от производства  состоит в том, что производство  ориентировано на общественное  благо, а труд – на индивидуальное, причем труд может не создавать  общественно-значимого блага.)

3) Техника и технология  – совокупность сложных, небиологических  орудий и средств труда и производства, которыми повышается производительность, эффективность деятельности и понижается уровень применения физической рабочей силы человека.

4) Экономические отношения  – зависимости между людьми  по поводу отношения к средствам  производства и технике в процессе  профессионального разделения труда  и в процессе общественно организованного  создания, распределения и потребления материальных благ.

По мнению некоторых экономистов  и философов, именно отношения собственности  на средства производства являются центральными в ЭСО, т.к. только они связывают  человека с техникой.

5) Человек как рабочая  сила – совокупность физических, психических и интеллектуальных  способностей человека к определенному  виду труда.

6) Экономическое мышление (сознание) – система теоретического, профессионального и индивидуального  сознания человека, которая обеспечивает  оптимизацию производства и трудовой  деятельности. В современном материальном  производстве абсолютно необходимо  научное теоретическое сознание, повышающее уровень профессионализма  и оригинально-личностной способности  к усвоению информации.

Функции ЭСО

1) Создание материальных  оснований успешного взаимодействия  общества, государства, индивида  с окружающей природой.

2) Обеспечение комфортности  жизни индивида.

3) Создание вещественных  условий для оптимального взаимодействия  социальных групп власти и  населения.

4) Создание условий для  возникновения духовности, культуры  и т.д.

 

50. Социальная система  общества (ССО)

ССО – часть общества, обеспечивающая оптимальные формы  взаимодействия социальных общностей  и групп в исторически определенных условиях.

ССО состоят из макрогрупп, микрогрупп и законов связей их между собой в составе целого. Конкретные закономерности и особенности ССО изучается социологией в теории среднего уровня, в конкретных социальных исследованиях и в макросоциологии (максимально развитой социологии – на Западе, т.к. общество там очень дифференцировано и противоречиво).

Напр., к началу 21 века в  цивилизованных странах возникла проблема недостатка сырья, "чистых" продуктов  питания, воды, воздуха; она решается использованием ресурсов стран бывшего  СССР.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»