Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Макрогруппы – исторически сложившиеся общности людей, которые характеризуются многочисленным составом, особым видом деятельности, устойчивым поведением и отсутствием непосредственного физического контакта образующих его индивидов.
По специальным признакам выделяют:
1) Социально-классовые
Условно в составе этой макрогруппы выделяются исторически определенные группы: рыбы, рабовладельцы, свободные общинники, ремесленники, крестьяне, феодалы, фермеры, рабочие, банкиры, капиталисты и т.д. (интеллигенция и служащие – вторичные элементы социально-классовой общности людей, т.к. опосредо-ванно относятся к средствам производства и выполняют в системе материального производства вспомогательные функции).
2) Демографическая общность
людей – коллектив людей,
3) Этническая макрогруппа – исторически сложившееся объединение людей, у которых единое происхождение, язык, культура и образ деятельности. В состав этносов входят нации – самые развитые этносы к данному времени, их главный признак – язык.
В момент формирования
нации важно единство
4) Профессиональные макрогруппы – обеспечивают конкретный вариант экономической деятельности и систем управления.
Макрообщности определяют особенности взаимодействия людей по направлению поддержания мирного или враждебного отношения между людьми.
Микрообщности – это относительно немногочисленные объединения людей, связи между которыми непосредственно индивидуальны и определяются их существованием в составе макрообщности и особенностей ситуативного взаимодействия.
Функции ССО
1) Поддерживает индивида в его физическом выживании в составе общества.
2) Формулирует закономерности общественных связей в режимах деструкции, оптимальности, мирного сосуществования.
3) Создание основы для
организационных решений по
51. Политическая система общества (ПСО)
ПСО – это часть общества, которая обеспечивает осознанное, планомерно организуемое управление поведением населения.
Элементы ПСО:
1) Государство как система и его органы.
2) Общественные объединения.
3) Народ как субъект ПСО
4) Политические институты (учреждения) и нормы, которые в сущности реализуют функции государства и его органов.
Детально ПСО изучается в политологии.
Для философии Государство – это система управления, при которой обособленная группа людей с помощью насилия и убеждения регулирует поведение населения данной территории в интересах экономики доминирующей группы и остальной части населения.
Функции ПСО:
1. Концентрирует в себе
экономику, интересы различных
общностей. Этим ПСО
2. Обеспечивает социальную защищенность граждан.
3. Стимулирует складывание социальных общностей (классов)
52. Социальная философия об идеационной системе общества (ИСО): содержание, функции.
ИСО – целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь людей, связанная с профессиональным духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологические и научные учреждения, театры, библиотеки, музеи, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.
Духовная жизнь – жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания (важнейший вид общественного производства), с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением и т.д.
Элементы ИСО: наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.
Специфика: элементы ИСО тесно
связаны между собой и
Функции ИСО:
1. Сплочение народов, наций и др.
2. Создание культурных ценностей (картины и др.).
3. Развитие личности
4. Пропаганда культурных ценностей.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
Социальная философия
– наука, исследующая не только статику
и основы общества, но и систему
знаний об устойчивых и закономерных
связях в изменчивости общественной
жизни. Проблема развития относится
к объективной и
Объективные критерии общественного прогресса
1. Рост производства, производительности
труда, его эффективности.
2. Мера эксплуатации (использования) рабочей силы, т.е. способностей человека к производительному труду в рамках материального производства.
3. Состояние оптимального
и гармоничного взаимодействия
между социальными группами (этносами).
В цивилизованном обществе
4. Степень демократизации
общества – участие
По мнению отдельных русских
мыслителей к объективным критериям
можно отнести возможность
Если соблюдаются данные направления, то прогресс реализуется в своей исторической определенности.
В социальной философии представлены модели общественного прогресса:
1. Культурологическая ценностно-
Н.Я. Данилевский создал оригинальную концепцию развития и прогресса культуры. По его мнению, единого прогресса общечеловеческой культуре нет, а существуют отдельные культуры (11 шт.), но каждая из них внутренне прогрессирует, а затем неизбежно деградирует и останавливается на определенном уровне.
Напр., культура иранского народа (5-3 вв. до н.э.) была первой из развитых, а в 19-20 вв. она превратилась в традиционную (непрогрессирующую), но поскольку ее содержание – абсолютизированная религиозность, то возможна стагнация.
2. Экзистенциальная модель.
Прогрессирующий смысл жизни человека как постоянное совершенствование – перфекция.
Для медиков понятие связано с милосердием, гуманностью, добром, потому что совершенствование всегда есть преодоление эгоизма, корыстных побуждений.
Обе модели – в рамках социологического идеализма и при объективном подходе должны быть уточнены новыми подходами.
3. Теория общественно-
Прогресс – совершенствование производительных сил и производственных отношений, изменяющихся для создания справедливого общества – коммунизма (в трудах Платона – 4 в. до н.э.).
ТОЭФ определила основной критерий прогресса – изменения в материальном производстве, которые объективно приводят к созданию оптимальных взаимодействий социальных групп, если собственность на средства производства будет общественной, а не частной. (Это мнение к 21 веку исторически не подтвердилось.)
4. Теории постиндустриального общества. Теоретики: Белл, Тофлер, Гелбрейт.
Общественный прогресс - единство технических, технологических, научных и жизненно-обыденных уровней в многообразии общественных изменений. Эта модель признается более адекватной для техногенной цивилизации, в которой мы существуем.
Движущая сила – понятие социального детерминизма (учения о причинности и взаимосвязях в обществе).
К движущим силам общественного прогресса относятся различные процессы общественной жизни:
1. Состояние противоречий
в рамках материального
2. Деятельность социальных
субъектов – личностей,
Теоретиком этой формы являлся Плеханов, а частично сформулировал основу такого вывода Гегель – личность (гений) выражает действие мирового разума.
Идеалистический вариант выражается формулой: "Личность решает все, его воля определяет общественные процессы".
(Напр., как сказал президент, так и будет.)
3. Система управления, начиная с государственного и заканчивая управлением в конкретном случае. Решающей для общества системой управления является государство.
Напр., в рамках этноса существуют культурные традиции, язык, обычаи, которые помогают сохраниться и эффективно развиваться данному этносу. Так, в составе Золотой Орды русский этнос развивался на основе традиций, которые сформировались ранее.
4. Идеационные факторы:
4.1. Идеалы – высшие цели, к которым стремятся, но не достигают в полном завершении (идеалы добра, красоты, истины, гуманности, справедливости; для верующих – бог/боги). Идеалы модернизируются с учетом потребностей социальных групп. Напр., идеал коммунизма возник в среде христиан, стремящихся достичь справедливости, гуманности в условиях антигуманного несправедливого окружения.
4.2. Научное знание –
система объективно истинных
знаний, информации, которая доказана
экспериментально, проверено на
практике. Во второй половине
ХХ века научное знание
4.3. Духовность – состояние
знаний, оценок и смыслов человека,
который благодаря своему
Понятие "духовность" – самый сложный вариант движущей силы в истории.
В размышлениях философов приводятся различные классификации движущих сил развития общества. Напр., потребность, интерес, классовая борьба, общественная психология народа и др. признаются основными или неосновными причинами.
Действие движущих сил развития общества связано с качественными преобразованиями. Формы этих преобразований, согласно диалектике Гегеля, есть эволюция и революция.
Социальная эволюция – постепенное качественное и количественное изменение. Является основой для существенного преобразования в обществе или отдельной его системе. Всегда постепенность в обществе реализует стадии накопления конкретного существенного изменения.
Социальная революция – существенные качественные преобразования основ общества или отдельной его системы. Напр., политическая революция – качественное преобразование формы и содержания власти при переходе её от одной социальной группы к другой. Напр., во Франции в 1789 г. – Буржуазная революция, когда после взятия Бастилии власть перешла к буржуазии.
После политической революции
для укрепления новой власти должна
произойти и социально-
Революции – основная форма коренного преобразования в обществе, а эволюция дополняет их. В 21 веке уже не будет социально-экономических революций, потому что человечество сформировало единое глобальное постиндустриальное общество на единой основе частной собственности.
"Позитивные" революции (напр., НТР) не сопровождаются насилием.
Научно-техническая революция (НТР) – качественное преобразование развитие производительных сил, связанное с непосредственным использованием достижений науки в производсте, здравоохранении, системе управления и личной жизни человека.
Научно-технический прогресс (НТП) – основа решения проблем глобального размера. Преодоление экономической отсталости многих государств, лечение эпидемиологических болезней, болезней цивилизации.
Научная революция – выдающее достижение, изменившее научную картину мира (Ньютон, Эйнштейн, синергетика).
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
Внешнее и внутренне – фундаментальные свойства человеческой жизни.