Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

^ Функции со-ва:

  1. внутренние:

- экономические

- социальные

- культурные

     2) внешние:

- поддержание  дипломатических отношений

-обороноспособность

-защита  и представление интересов граждан

  Вопрос 47: Общественное сознание. Его сущность, структура, закономерности развития.

Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, господствующих на том или ином этапе развития общества и отражающих общественное бытие. В западной философии – общественное сознание – духовная, ментальная сфера жизни общества.

 Сознание  является общественным феноменом  уже по своему происхождению  и в силу необходимости обеспечения  нормальных условий его функционирования. Но общественная природа сознания  проходит еще глубже, поскольку  общество выступает в качестве  носителя сознания и одновременно  определяющей части его сознания. В связи с этим необходимо  выделить категории общественного  сознания и соотнести его с  индивидуальным. Оба вида сознания  имеют один источник происхождения  – общественную жизнь, но у  них разные субъекты.

Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности.

Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, возникающих в опр ист период у больших соц групп (классов, наций…).

Общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей. ОС – это качественно особая духовная система, которая имеет свои особые, объективные законы развития. Оно существует в открытиях науки, в художественных произведениях, в правовых и моральных нормах. Индивидуальное (И) и общественное (О) сознание постоянно взаимодействуют (личные идеи и убеждения приобретают общественную значимость, входя в состав общественного сознания…).

ОС возникает не после возникновения общественного бытия, а вместе с ним. (^ Общественное бытие - объективная общественная реальность, прежде всего материальный процесс жизни общества ) идеи не пассивно отражают бытие они могут значительно опережать данное состояние общества, отрываясь от него и способствуя тем самым общественному развитию или тормозя его. ОС обладает относительной самостоятельностью: ему присуща преемственность , а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами развития О бытия.

Структура общественного сознания  очень сложна. В условно «вертикальном» ракурсе его принято делить на уровни а в «горизонтальном» на формы.

 В «вертикальном» ракурсе применяются 3 подхода:

  • Гносеологический подход
  • Социологический
  • Исторический (генетический) подход.

Типы общественного сознания:

 В  формационном подходе: · рабовладельческий; · феодальный;

 ·  буржуазный; · социалистический;

 В  цивилизационном подходе: · египетский;

 ·  греческий;

 ·  китайский;

 ·  российский и т. д.

 В «горизонтальном» плане выделяют такие формы ОС:

  1. Экономическое сознание
  2. Политическое сознание
  3. Правовое сознание. Оно выполняет ряд функций:

 А) Познавательную

 Б) Оценочную

 В) Регулятивную

4) религиозное

5) Нравственное (моральное) сознание

6) Эстетическое сознание

7) Научное сознание .

 8) В качестве особой формы ОС предстает философское сознание.

 Т.о. ОС в единстве и многообразии  своих структурных элементов  обеспечивает познание условий  общественной жизни и ориентацию  отдельных людей и соц групп  в конкретных ситуациях.

 

Вопрос 48: Понятие культуры. Основные подходы к анализу культуры. Закономерности развития культуры. Многообразие культур.

 Понятие  «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура»-т.е. природа. Обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому», применялось для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем культура приобрела смысл «образование», «воспитание». Следами зарождения культуры являются рисунки и гравюры. Их смысл -обозначить человеческое присутствие, выделить культурное из натурального.

 На  философском уровне размышления  о сути культуры появляются  сравнительно поздно- лишь в 17-18 веках. В европейской философии 19 века  царил аналитический дух, отчего  философия культуры распадалась  на философию религии, этику, эстетику, филос. языка итд. В 1983 г в Торонто  состоялся конгресс, посвященный  проблеме «фил. и культура». Работа  конгресса показала, что не существует  не только однозначного понимания  культуры, но и общего взгляда  на пути ее изучения.

Культура- это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее. Сам человек есть феномен культуры. Культура –это творческий принцип жизни личности и общества в целом. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.

Формы культуры в системе бытия:

  • Культура и природа
  • Культура и общество
  • Культура и человек

Подходы:

  1. Деятельностный культура -специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы организации. Акцентируя внимание на процессуальном характере культуры, данный подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекаться от субъективно-личностной стороны культурры, которая имеет фундаментальное значение.
  2. Семиотический в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта, обеспечивающий социальное наследование. Культура – мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических системах. В роли таких систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков(предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи и т д)
  3. Аксиологический(ценностный ) культура -сложная система материальных и духовных ценностей, иерархия идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. Дает возможность отдифференцировать культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.
  4. -структуралогический, социологический, гуманитарный и др.

Феномен культуры выступает:

  • как мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;
  • как сложная, многоуровневая система ценностей;
  • как совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;
  • как совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;
  • источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;
  • сфера проявления родовой сущности человека;
  • форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.

  В 1944 году американский культуролог  А. Кребер поставил перед собой  задачу выявить те пути, по  которым различные общества шли  к высшей ступени развития  своей культуры. В результате  проведенного на большом фактическом  материале исследования он пришел  к выводу, что в основе каждой  культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя  только то, что соответствует  ее характеру и особенностям. С течением времени возможности  модели исчерпываются и она  уже не может оказывать влияния  на новые области и отрасли  человеческой деятельности. Тогда  прогресс культуры сменяется  стадией повторением повторения  старого, регресса, упадка и устаревшая  модель культуры в конечном  счете погибает. "Смерть культуры" не означает ее полного исчезновения - ведь старая модель сменяется  новой, вызревшей в лоне старой  культуры.

 П. Сорокин  объясняет развитие культур механизмом  смены лежащих в их основе  истин. Ни одна из культур не  может быть вечной, потому что  ни одна из систем истин  не является абсолютной. С развитием  и укреплением данной культуры  ее истины подавляют истины  других систем, также имеющие  право на существование. Из-за  этого господствующая система  истин перестает удовлетворять  запросы людей, служить основой  их культурной и социальной  жизни, она погибает, а ей на  смену приходит новая, более жизнеспособная  система.

 Культурное  многообразие современных гражданских  наций даже увеличивается, и составляющие  их народы находят всё больше  средств, в том числе политических  и правовых, чтобы сохранять и  развивать свою целостность и  культурный облик.

 В  культуре присутствует большое  кол-во разнообразных локальных, региональных, национальных, этнических  различий. Источник различий кроется  в исторических условиях формирования  тех или иных культур. В докапиталистических  обществах многообразие культур  складывалось в условиях относительной  обособленности различных регионов  планеты. Такое их существование  продолжалось и в период генезиса  капитализма, формирования современных  наций. Но в процессе развития  общества усиливалось взаимодействие  культур. Сложившись, к-ра каждой  общности становится активно  действующей исторической силой. Поэтому особенности культуры сказываются на конкретной истории народа, его социальном развитии.

 В  период своей колониальной экспансии  капитализм либо консервирует, либо  подавляет, а иногда и просто  уничтожает культуру порабощаемых  им народностей, насильственно насаждая  свою.

 Многообразие  культур- объективная реальность ,и  к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей  единства мировой культуры, либо  утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулирует  своими принципами и не способна  вступать во взаимодействие с  другими культурами. Для марксизма  естественна первая точка зрения, ибо она вытекает из признания  единства исторического процесса, универсальной природы труда, человеческой  деятельности вообще.

 Промышленное  производство, средства транспорта  и связи, общие тенденции в  развитии образования, огромная  подвижность населения, мировое  разделение труда- все это факторы, воздействующие на культуру и  общественную жизнь в направлении  их интернационализации. Последняя  ведет к усилению и углублению  взаимодействия и взаимопроникновения  культур, к развитию интеграционных  процессов, но также порождает  разнообразные противоречия. Интернационализация  встречает и сопротивление, особенно  когда она происходит путем  подавления одной культуры другой, ее вытеснения образцами социально  более сильной культуры. Тогда  возникают напряженные и сложные  отношения между различными национальными  и региональными, восточной и  западной культурами, тенденции  не только к сохранению самобытности, и обособления национальных культур.

Социализм создает социальную базу для взаимодействия к-р, для гармоничного , согласованного действия двух тенденций в развитии наций: тенденции к развитию и расцвету собственной культуры каждой нации и тенденции к установлению связей между этими культурами, к их взаимодействию и взаимообогащению, интеграции.

 Но  командно-административная система  через чрезмерную централизацию  управления неоправданно ограничивала  возможности республик в решении  вопросов развития своей культуры.

 Все  это «выплеснулось» наружу в  период перестройки. Процесс демократизации  выявил накопившееся недовольство  состоянием дел в области национально-культурной  политики.

 

Вопрос 49: Мораль как форма духовного освоения действительности.

Мораль - это специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»