Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

 В  качестве синонима понятия морали  часто употребляется понятие нравственности. Между феноменами, зафиксированными в содержании данных понятий существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем необходимо учитывать, что под моралью понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-должного). Понятие «нравственность» включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего).

 Мораль  – сложное системное образование. Её основными структурными элементами являются:

  1.  моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);
  2. моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);
  3. моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);
  4. морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

 Собственно  же идеальную сторону морали  представляет моральное сознание. Вследствие того, что мораль целиком  есть способ практически-духовного  освоения действительности, именно  моральному сознанию там принадлежит  основная роль.

 Моральное  сознание разделяет присущие  морали характеристики, и его  рассмотрение подчиняется тем  же методологическим принципам, которые используются при анализе  форм общественного сознания. Вообще  формы общественного сознания  различают по объекту отражения, по лежащей в основе его  появления общественной потребности  и соответственно по роли в  жизни общества, а также по  особенностям отражения действительности.

 Моральное  сознание порождается потребностью  в регулировании общественных  отношений и выполняет это  свое назначение посредством  выработки духовных ценностей, образующих  в совокупности идеальную модель  должного поведения и отношений. Моральное сознание не является  предметно локализованным, ибо любые  сферы жизнедеятельности человека - материальное и духовное производство, политика, взаимоотношения между  человеком и государством, наука  и искусство, быт и личные взаимоотношения  между людьми, - все это является  объектом его отражения, придавая  моральному сознанию характер  вездесущности.

^ Важнейшие черты:

  1. внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения);
  2. всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности);
  3. императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления).
  4. кроме того, мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а следовательно, сфера его личной ответственности.

 Мораль  обусловлена социально-исторически, её структура и содержание  изменяются, а конкретный облик  в ту или иную эпоху определяется  многими факторами: типом материально-производственной  деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой  регуляции, средствами коммуникации  и т.д. Однако, чтобы зафиксировать  эти трансформации ценностно-нормативной  структуры морали, необходимо сопоставить  сравнительно длительные этапы  эволюции общества. Существуют следующие основные теории происхождения морали:

 естественноисторическая;

 религиозна;

 априорно  ценностная.

Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.

 Предлагая  образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры  межличностных и общественных  отношений людей, средством духовно-персонального  самоопределения личности, атрибутивной  характеристикой социального бытия.

^ К основным  социальным функциям морали относятся:

  1. Регулятивная. Мораль формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Мораль регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.
  2. Мировоззренческая. Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Она выполняет для человека рол своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей. Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.
  3. Оценочно-императивная. Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами — совестью и долгом.
  4. Воспитательная. Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной. Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.
  5. Познавательная. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.
  6. Коммуникативная. Формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения.)
  7. Гуманизирующая. Способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали.

 

Вопрос 50: Религия как форма духовного освоения действительности.

 

Религия –мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

 Философское  осмысление данного феномена  культуры предполагает постановку  и развернутую интерпретацию  следующих задач:

  • Определение сущности религии и места в с-ме мироздания
  • Выявление социальных и психологических аспектов религии
  • Определение нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества

 Мировая  история не знает ни одного  народа, который был бы чужд  религиозного сознания и опыта. Это свидетельствует об универсальном  характере религиозного отношения  человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

^ В истории философской мысли сложились несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

Кант: религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей

^ Гегель: самопознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом

Фейербах: религия – превращенная форма отражения человеческого бытия

Энгельс: религия – фантастическое отражение внешних обстоятельств, гоподствующих над людьми в их реальной жизни

Дюркгейм: религия – идеологический механизм, обеспечивающий цельность общ – ва

^ Фрейд: религия – коллективный невроз, массовая иллюзия, коренящеяся в комплексе Эдипа

Джеймс: религиозные представления врожденные, их источником явл. Нечто сверхъестественное

Причины возникновения и существования религии:

  • Гносеологические
  • Социальные
  • Психологические

Структура религии:

 Религиозное  сознание: - религиозная идеология (теология, религиозная философия и т.д.)

- религиозная  психология

 Религиозный  культ – совокупность символических  действий, связанных с практическим  и духовным обращением к Богу

 Религиозные  организации – объединения последователей  той или инойрелигии, возникающее  на основе общности верования  и культа.

 Основной  тип религиозной органицации  – церковь ( религиозный институт, регулирующий как отношения внутри  религ. Объединений, так и связи  со светскими социальными институтами

Функции религии:

  • Мировоззренческая
  • Компенсаторская
  • Коммуникативная
  • Интегрирующая

Центральный объект религиозной веры – идея бога, главная и самоценная идея, из которой выводится все остальное содержание религии. Идея бога для основной массы верующих всегда была не столько философским или вообще рациональным принципом, объяснявшим, например, происхождение мира, сколько такой идеей, которая прежде всего связывалась с нравственной сферой, с проблемой смысла человеческой жизни. Бог для религиозного сознания – это, вопреки всему несовершенству земной жизни, гарант непременного торжества светлых начал в извечных антиномиях зла и добра.

 Таким  образом, религиозное сознание в  своем обобщенном смысле направлено  на удовлетворение потребности  человека в системе абсолютных  и непререкаемых нравственных  ценностях, которых необходимо придерживаться, в придании смысла отдельному  человеческому существованию, в  гарантии так или иначе восторжествующей  справедливости.

 

Вопрос 52 : Сущность и основные типы глобальных проблем. Тенденции и закономерности развития современной цивилизации.

 

Термин "глобальные проблемы" вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., происходит от латинского "глобус", - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на "богатые" и "бедные" страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальные проблем различных типов.

 Главные причины глобальных проблем - возрастание мощи технических средств ведения войны и воздействия на природу, исчерпание естественных природных ресурсов, анархия производства и неравноправные экономические отношения между странами, несоответствие полит. мышления социально-полит. реалиям, девальвация общечеловеческих ценностей.

Глобальными являются проблемы, которые:

  • по своей сути, затрагивают интересы всего человечества;
  • приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли;
  • создают реальную угрозу для будущего человечества;
  • требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.

Эти критерии имеют важное значение для классификации глобальных проблем. Вместе с тем указанные критерии носят преимущественно количественный, а не качественный характер. Из них не совсем ясно, в чем причина возникновения глобальных проблем, их классовое содержание, отличие от социальных проблем, которые также встают перед человечеством и носят всеобщий характер (борьба против эксплуатации, угнетения и др.). Между тем термин "глобальный" имеет три значения:

  • повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов;
  • значительный, масштабный;
  • общий, всеобъемлющий.
  • общепризнанные глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, демография, СПИД, природные катаклизмы.

Общемировые глобальные проблемы" или "интерсоциальные проблемы":

  1. Проблема предотвращения мировой войны. Дочерние проблемы: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон.
  2. Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Частные проблемы: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений.
  3. Проблема борьбы за прогрессивные формы эк интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-эко развития стран. Частные проблемы: ликвидация существующих диспропорций в мировой торговле и ограничений несправедливого характера в международном эк обмене.
  4. Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне.

 

«Общечеловеческие" глобальные проблемы:

1.Проблема  ликвидации антигуманных тенденций  в использовании науки и техники. Устранение преград на пути  всестороннего развертывания научнотехн  прогресса в интересах человека.

2.Проблема  искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

3.Проблема  преодоления негативных тенденций  урбанизации.

4.Проблема  ликвидации неграмотности и развития  образования.

5.Проблема  гарантий прав человека прежде  на жизнь, на существование в  здоровой среде.

Характерная черта глобальных проблем современности- они, возникнув по соц причинам, ведут к последствиям более, чем соц, затрагивают биол и физические основы существования человека.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»