Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
31. Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова; приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.
Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания, во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая; химическая; биологическая; социальная; механическая. Универсальными свойствами материи являются: несотворимость и неуничтожимость; вечность существования во времени и бесконечность в пространстве; материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие; детерминированность всех явлений; причинность (зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий); отражение (проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы - абстрактного мышления)
Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.
35. Философские концепции пространства и времени.
Пространство - форма
существования материальных объектов
и процессов (характеризует структурность
и протяженность материальных систем);
время - форма последовательной смены
состояний объектов и процессов
(характеризует длительность их бытия).
Пространство и время имеют объективный
характер, неразрывно связаны друг
с другом, бесконечны. Универсальные
свойства времени - длительность, неповторяемость,
необратимость; всеобщие свойства пространства
- протяженность, единство прерывности
и непрерывности. В истории философии
существовали две точки зрения об
отношении пространства и времени
к материи. Первую из них можно
условно назвать
36. Единство и многообразие мира.
Единство мира заключается
в его материальности, в том, что
все предметы и явления в мире
представляют собой различные состояния
и свойства движущейся материи. В
мире нет ничего, что не было бы конкретной
формой материи, ее свойством или
проявлением свойств и
37. Диалектика как теория развития и как метод познания.
38. Законы и категории диалектики.
Законы диалектики
- основные закономерности мира, выражающие
отношение между всеобщими, всюду
существующими свойствами или тенденциями
развития материи. Они не имеют конкретной
функциональной формы и не выражаются
математически, т.к. не ограничены какими-либо
константами, параметрами, определёнными
условиями или специфическими группами
объектов, а выступают как универсальные
принципы всякого бытия, как-то общее,
что проявляется во множестве
законов. Основные законы диалектики представляют
собой связь и взаимодействие
категорий. Более того, они суть развёрнутые
категории. Даже само понятие закона
есть категория. Это с одной стороны.
С другой стороны, некоторые категории
сами по себе тоже являются законами. Например,
категория причинности - универсальный
закон мира. В этом случае закон-категория,
по существу, выражает собой фундаментальный
философский принцип. Отражая объективную
диалектику действительности, категории
и законы диалектики, будучи познанными,
выступают в качестве всеобщего
метода познания и преобразования действительности.
История познания начинается с выделения
в природе чего-то общего, подчиняясь
абстрагирующей деятельности мышления.
Поначалу это общее отливается в
форму общих понятий и
Картина мира как совокупность мировоззренческих
знаний о мире, как "совокупность
предметного содержания, которым
обладает человек". Картина мира
как предельно обобщенная концептуальная
форма, теоретически синтезирующая
различные наглядные
40. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
Субъект - существо, обладающее сознанием
и волей, способностью к целесообразной
деятельности, направленной на тот
или иной предмет; человек, познающий
и изменяющий окружающий мир. Предмет,
на который направлена практическая
или теоретическая деятельность
человека, представляет собой объект.
В качестве объекта выступают
прежде всего предметы и явления
реального мира; их отражение в
сознании может быть также объектом
изучения. Материализм исходит из
того, что материальный объект познания
и практической деятельности существует
до, вне и независимо от деятельности
субъекта. Идеализм, напротив, изображает
объект познания только как продукт
деятельности субъекта, как продукт
сознания и воли человека (субъективный
идеализм) или надмирового существа,
«абсолютного субъекта» (объективный
идеализм). Домарксистский материализм
рассматривал отношение субъекта и
объекта познании как отношение,
в котором субъект пассивно воспринимает
воздействия от объекта. Идеализм, как
правило, односторонне подчеркивал
и абсолютизировал активную роль
сознания. Вопрос о диалектике взаимоотношений
субъекта и объекта в познании
был поставлен идеалистами и
получил свое наиболее полное выражение
у Г. Гегеля, но научно решил этот
вопрос только диалектический материализм.
Основоположники марксизма