Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ФИЛОСОФИЯ.docx

— 225.36 Кб (Скачать файл)

31. Материальное  и духовное бытие: проблемы  соотношения.

Материальное  бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир  вещей, созданных человеком. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова; приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

32. Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.

Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания, во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

33. Категория «материя»:  подходы к истолкованию

Материя - философская категория  для обозначения объективной  реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального  и идеального, в силу их относительности. Атрибутами материи, всеобщими формами  её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне  материи. Точно так же не может  быть и материальных объектов, которые  не обладали бы пространственно-временными свойствами. Фридрих Энгельс выделил  пять форм движения материи: физическая; химическая; биологическая; социальная; механическая. Универсальными свойствами материи являются: несотворимость и  неуничтожимость; вечность существования  во времени и бесконечность в  пространстве; материи всегда присущи  движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний  в другие; детерминированность всех явлений; причинность (зависимость  явлений и предметов от структурных  связей в материальных системах и  внешних воздействий, от порождающих  их причин и условий); отражение (проявляется  во всех процессах, но зависит от структуры  взаимодействующих систем и характера  внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы - абстрактного мышления)

34. Движение и его сущность. Движение и развитие.

Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут  материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская  категория, отражающая любые изменения  в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как  «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может  отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный  способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который  не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в  равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи  противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем  движения. Для движения как для  онтологической основы бытия, постулируется  та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его  сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании  осознания движения не как только механического процесса построены  законы диалектической логики.

35. Философские концепции пространства и времени.

Пространство - форма  существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность  и протяженность материальных систем); время - форма последовательной смены  состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный  характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные  свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности  и непрерывности. В истории философии  существовали две точки зрения об отношении пространства и времени  к материи. Первую из них можно  условно назвать субстанциальной  концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

36. Единство  и многообразие мира.

Единство мира заключается  в его материальности, в том, что  все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния  и свойства движущейся материи. В  мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или  проявлением свойств и взаимосвязей. Единство мира находит свое выражение  в субстанции альности материи как  субстрата различных свойств  и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности  в ее вечности во времени и бесконечности  в пространстве. Кроме того, единство мира проявляется во всеобщей связи  явлений и предметов, в наличии  у всех видов материи таких  универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к  саморазвитию и др., в существовании  всеобщих диалектических закономерностей  движения материи, в ее историческом развитии, а также в процессах  превращения одних форм материи  и движения в другие. В локальных  масштабах единство мира обнаруживается в общности физико-химического строения различных тел из одних и тех  же атомов и элементарных частиц и  полей, в общности физико-химических законов на Земле и в космических  системах, в единстве форм движения, по словам Энгельса, доказывается «длинным и трудным развитием философии  и естествознания». Но единство мира нельзя понимать как единообразие и  однородность его структуры, как  простое повторение известных нам  явлений во всех возможных пространственно-временных  масштабах. В силу действия всеобщего  закона перехода количественных изменений  в качественные в бесконечном  саморазвитии материи возникло бесчисленное множество качественно различных  состояний и структурных уровней  материи, на каждом из которых проявляются  специфические свойства и формы  движения. Известные в настоящее  время структурные уровни материи  от элементарных частиц до Метагалактики  представляют собой лишь малую часть  всего многообразия и бесконечности  мира. Но это многообразие не является непреодолимым препятствием для  достоверного познания материи. Основываясь  на единстве явлений природы, наличии  в мире общих свойств и закономерностей  движения материи, человеческий разум  в каждом конечном явлении раскрывает элементы бесконечного. Единство и  многообразие мира познаются через  всеобщее и абсолютное в свойствах  и законах бытия материи.

37. Диалектика как теория развития и как метод познания.

38. Законы  и категории диалектики.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду  существующими свойствами или тенденциями  развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными  условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные  принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве  законов. Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые  категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории  сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности - универсальный  закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный  философский принцип. Отражая объективную  диалектику действительности, категории  и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего  метода познания и преобразования действительности. История познания начинается с выделения  в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в  форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая  мысль стремится, опираясь на разработанные  инструменты познания в виде принципов  и категорий и всё более  обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие  наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и  отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят  свойства и отношения бытия в  максимально общем виде. Регулируя  реальный процесс мышлени они  в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий  оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных  категорий существенно отличается от того, как они мыслились в  древности. В современной диалектике к базовым категориям относят: (1) Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание  всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. (2) Явление - непосредственно  воспринимаемые свойства объекта, то или  иное видение которых зависит  от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. (3) Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими  им специфическими особенностями, составляющими  их неповторимую качественную и количественную определённость. (4) Случайность - такой  тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. (5) Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. (6) Свобода - способность человека принимать  решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

39. Понятие картины  мира. Мифологическая, религиозная,  научная и философская картины  мира.

Картина мира как совокупность мировоззренческих  знаний о мире, как "совокупность предметного содержания, которым  обладает человек". Картина мира как предельно обобщенная концептуальная форма, теоретически синтезирующая  различные наглядные представления  о мироустройстве. Натурфилософия как  первая форма общей картины мира. Единство натурфилософии и естествознания в создании картины мира. Уровни картины мира: чувственно-пространственный, духовно-культурный и метафизический. В мифологической картине мира все  объекты живые, имеют душу. Все  миры (например, мир живых и мир  мертвых) и населяющие их сущности подчиняются  множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем  срубить дерево, нужно попросить  у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей  воле, чтобы он летел прямо в  цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии - мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь - выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир - поле битвы, на котором пытаются достичь  своих целей мириады самых  разнообразных существ, которые  подчинены великому мировому закону. Смысл существования - стать рабом  своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю. В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью  Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание  природы которого выходит за пределы  человеческого разума, понимания  и требует только веры. Мировое  пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность - приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и  подобию Божьему, человек находится  в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире - выражение  воли Бога. Смысл жизни человека - свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная  картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины  мира. Философская картина мира опирается  на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное  целое, выходя на уровень понимания  взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в  себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное  видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской  картины мира идеалистической и  материалистической, эмпирической и  рационалистической, космоцентрической  и теоцентрической, и других ее разновидностей. Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

40. Познание  как взаимодействие субъекта  и объекта.

Субъект - существо, обладающее сознанием  и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот  или иной предмет; человек, познающий  и изменяющий окружающий мир. Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, представляет собой объект. В качестве объекта выступают  прежде всего предметы и явления  реального мира; их отражение в  сознании может быть также объектом изучения. Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм, напротив, изображает объект познания только как продукт  деятельности субъекта, как продукт  сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, «абсолютного субъекта» (объективный  идеализм). Домарксистский материализм  рассматривал отношение субъекта и  объекта познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействия от объекта. Идеализм, как  правило, односторонне подчеркивал  и абсолютизировал активную роль сознания. Вопрос о диалектике взаимоотношений  субъекта и объекта в познании был поставлен идеалистами и  получил свое наиболее полное выражение  у Г. Гегеля, но научно решил этот вопрос только диалектический материализм. Основоположники марксизма показали, что познание осуществляется в процессе общественной практической деятельности человека, направленной на изменение  окружающего мира. Все познавательные способности субъекта были поняты как  продукт общественно-исторического  развития практики и познания. На этой основе был впервые научно разрешен вопрос об активной роли сознания человека. Удовлетворяя посредством деятельности свои общественные потребности, человек  активно изменяет предметы природы. При этом он изменяет, создаёт предмет, объект в соответствии с поставленной им целью. В конце процесса труда  получается то, что ранее было лишь в сознании субъекта в виде цели его деятельности. В процессе познания человек приводит свое сознание в  соответствие с объектом. Изменение  объекта, совершающееся в процессе труда, выступает одновременно в  качестве критерия истинности тех представлений  и понятий, на основе которых субъект  воздействует на объект. Совпадение результатов  с заранее поставленной целью, т.е. успех, доказывает правильность представлений  и понятий. Неуспех обнаруживает несовпадение представлений и понятий  с их объективным прообразом. С  другой стороны, правильность, истинность представлений и понятий об объекте  оказывается необходимым условием успеха практической деятельности человека. И в практике и в познании субъект  является активной, деятельной стороной отношения с объектом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"