Однако этот принцип
отнюдь не претендует на установление
«окончательной истины в последней
инстанции». Это скорее — правило
целесообразного поведения в
условиях гносеологической неопределенности.
Принципиальная незавершенность, неполнота,
открытость новому, неожиданному —
существенная особенность человеческого
познания.Итак, главным критерием
истинности наших знаний является практика.
Но главным — не значит единственным.
Существуют и дополнительные критерии
отличения истин от заблуждений
(на которые, собственно, и опираются
неклассические теории истины). Наибольшее
применение они находят в научном
познании. Особенно на предварительных
его этапах, когда речь идет о
выборе наиболее правдоподобных гипотез.
В качестве дополнительных критериев
истинности такого знания служат:
• согласованность
или формально-логическая непротиворечивость
знания, обеспечиваемая дедуктивным
способом развертывания теории;
• простота — хорошей
считается та концепция, которая
объясняет максимально широкий
круг явлений, опираясь на минимальное
количество исходных принципов;
• внутреннее изящество,
гармоничность, красота и даже остроумие
предлагаемых гипотез и др.
46. Интуиция
и ее роль в познании.
Интуиция - способность
чувствовать уже имеющиеся логические
цепочки связанной информации, касающиеся
нужного вопроса, и, таким образом,
моментально находить ответ на любой
вопрос. В истории философии понятие
интуиции включало разное содержание.
Интуиция понималась как форма непосредственного
интеллектуального знания или созерцания
(интеллектуальная интуиция). Так, Платон
утверждал, что созерцание идей (прообразов
вещей чувственного мира) есть вид
непосредственного знания, которое
приходит как внезапное озарение,
предполагающее длительную подготовку
ума. В истории философии нередко
чувственные формы познания и
мышление противопоставлялись. Р. Декарт,
например, утверждал: «Под интуицией
я разумею не веру в шаткое свидетельство
чувств и не обманчивое суждение беспорядочного
воображения, но понятие ясного и
внимательного ума, настолько простое
и отчётливое, что оно не оставляет
никакого сомнения в том, что мы мыслим,
или, что одно и то же, прочное
понятие ясного и внимательного
ума, порождаемое лишь естественным
светом разума и благодаря своей
простоте более достоверное, чем
сама дедукция…». Интуиция трактовалась
также и как познание в виде
чувственного созерцания (чувственная
интуиция): «…безоговорочно несомненное,
ясное, как солнце… только чувственное»,
а потому тайна интуитивного познания
и «…сосредоточена в чувственности»
(Фейербах Л.). Интуиция понималась и
как инстинкт, непосредственно, без
предварительного научения определяющий
формы поведения организма (А. Бергсон),
и как скрытый, бессознательный
первопринцип творчества (З. Фрейд). Интуиции
бывает достаточно для усмотрения истины,
но её недостаточно, чтобы убедить
в этой истине других и самого себя.
Для этого необходимо доказательство.
47. Формы
и методы естественнонаучного
познания.
48. Сознание и язык. Проблема
происхождения. Язык как знаковая система.
Основные функции языка.
Сознание - одна из форм
проявления нашей души, при этом
очень существенная, преисполненная
глубокого содержания. Сознание - это
высшая, свойственная только людям
и связанная с речью функция
мозга, заключающаяся в обобщенном
и целенаправленном отражении действительности,
в предварительном мысленном
построении действий и предвидении
их результатов, в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения
человека. Развитие сознания предполагает
прежде всего обогащение его новыми
знаниями об окружающем мире и самом
человеке. Познание, осознание вещей
имеет различные уровни, глубину
проникновения в объект и степень
ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и
религиозное осознание мира, а
также чувственный и рациональный
уровни сознания. Ощущения, восприятия,
представления, понятия, мышление образуют
ядро сознания. Однако они не исчерпывают
его структурной полноты: оно
включает в себя и акт внимания
как свой необходимый компонент.
Сознание, как идеальная реальность
проявляется через материальные
формы. Такой материальной формой сознания
является язык. Язык является посредником
между мыслью и предметом, о котором
мы говорим. Сам по себе язык представляет
собой систему знаков, котоыми обозначаются
предметы, представленные в словах. Язык
не только выполняет роль знака, но также
и играет роль в понимании человеком мира.
Язык в реализации своих функций составляет
органическое единство с сознанием, проявляет
себя следующим образом: развитость сознания
предполагает одновременно и развитость
языка и наоборот; наличие у человека определенных
знаний по какому-либо вопросу означает
возможность и способность выразить эти
знания в словесной форме; начало формирования
сознания означает одновременно и формирование
языка и наоборот.
49. Общество
как социум. Понятие, основные
черты.
Общество являет
собой некое единое целое, состоящее
из людей, связанных различной степенью
общности, что позволяет назвать
их совместностью, а это возможно
лишь на достаточно высоком уровне
развития людей. В самом слове
“общество” наличествует корень “общ-”,
выражающий именно единение, единство
каких-то единичностей. Обществу исторически
предшествовало “сообщество”, характерное
для первобытных форм единения людей.
Данная форма общности уходит вглубь
дремучей старины, во времена стадного
существования наших предков. Слово
“сообщество” употребляется и применительно
к животным: некоторые из них живут
именно сообществами. Далее, термин “сообщество”
сейчас употребляется применительно
к человеческим объединениям — группам
разной величины и принципов объединения.
В обыденном сознании понятие
общества нередко фигурирует в смысле
объединения какого-то количества людей
для определенных целей: спортивное
общество, общество художников и т.п.
Но эти общества или сообщества являют
собой составные части общества
как множества, составляющего целое
государство. Человеческое общество -
это высшая ступень развития живых
систем, главные элементы которой
— люди, формы их совместной деятельности,
прежде всего труд, продукты, труда,
различные формы собственности
и вековая борьба за нее, политика
и государство, совокупность различных
институтов, утонченная сфера духа.
Общество можно определить и как
самоорганизованную систему поведения
и взаимоотношения людей друг
с другом и с природой: ведь общество
изначально вписано в контекст взаимоотношения
не со всем Космосом, а непосредственно
с той территорией, на которой
расположено то или иное конкретное
общество. Общество на любой ступени
его развития - это многостороннее
образование, сложное сплетение
множества разнообразных связей
и отношений людей. Жизнь общества
не исчерпывается жизнью составляющих
его людей. Общество создает материальные
и духовные ценности, которые не
могут быть созданы отдельными людьми:
техника, учреждения, язык, наука, философия,
искусство, мораль, право, политика и
т.д. Сложный и противоречивый клубок
человеческих отношений, действий и
их результатов и есть то, что
составляет общество как целое.
50. Деятельность
как специфический способ существования
человека.
Социальные качества
личности проявляются в ее действиях,
поступках, в ее отношении к другим
людям. По этим проявляющимся вовне
поступкам, а также посредством
анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения)
можно в известной степени
судить о внутреннем мире человека,
его духовных и нравственных качествах
(как положительных, так и отрицательных).
Внутреннее содержание личности, ее субъективный
мир - это не результат механического
внедрения в ее сознание многообразных
внешних воздействий, а итог внутренней
работы самой личности, в процессе
которой внешнее, пройдя через субъективность
личности, перерабатывается, осваивается
и реализуется в практической
деятельности. Понятие «личность» характеризует
человека как активного субъекта
социальных отношений. Вместе с тем
каждый человек — это не только
субъект, но и объект деятельности,
совокупность функций (ролей), которые
он выполняет в силу сложившегося
разделения труда, принадлежности к
тому или иному классу или социальной
группе с их идеологией и психологией.
51. Общество
как развивающаяся система.
См. вопрос 49.
52. Понятие
культуры. Типология культур.
Культура - фундамент
человеческой жизни. Она возникла и
развивается вместе с человеком,
воплощая в нем то, что качественно
отличает его от всех других живых
существ и природы в целом.
Однако интерес к ее изучению и
осмыслению проявился относительно
недавно. Само слово «культура» появилось
в Древнем Риме, где оно означало
прежде всего агрокультуру, т. е. возделывание,
обработку, культивирование земли.
Этот первоначальный смысл в дальнейшем
уступает место другому, связанному
с личными достоинствами и
совершенством человека. В XVIII в., вошедшем
в историю как эпоха Просвещения,
понятие культуры по сути ограничивается
одной лишь духовной культурой. Именно
в этом значении термин «культура»
впервые получает достаточно широкое
распространение. Главное в нем
— просвещенность, образованность
и воспитанность человека. Решающая
роль при этом принадлежит знанию,
хотя и в этот период уже было
ясно, что образование является необходимым,
но недостаточным условием для того,
чтобы быть культурным. Типология культур обычно строится
на основании нескольких критериев: связь с религией (культуры религиозные
и светские); региональная принадлежность
культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская,
латиноамериканская); регионально-этническая
особенность (русская, французская); принадлежность
к историческому типу общества (культура
традиционного, индустриального, постиндустриального
общества); хозяйственный уклад (культура
охотников и собирателей, огородников,
земледельцев, скотоводов, индустриальная
культура); сфера общества или вид деятельности
(культура производственная, политическая,
экономическая, педагогическая, экологическая,
художественная и т.п.); связь с территорией
(сельская и городская культура); специализация
(обыденная и специализированная культура);
этническая принадлежность (народная,
национальная, этническая культура); уровень
мастерства и тип аудитории (высокая, или
элитарная, народная, массовая культура).
53. Цивилизация
и культура: понятие и соотношение.
Понятия культуры и цивилизации
тесно связаны между собой, часто
не различаются, воспринимаются как
тождественные. Они действительно
имеют много общего, тем не менее
между ними существуют и различия.
По времени слово «цивилизация»
возникло гораздо позднее слова
«культура», только в XVIII в. Первоначально
оно подчеркивало превосходство
развитых европейских стран над
другими народами. В этом смысле
цивилизация противопоставлялась
дикости и варварству, означая
высший этап развития человечества. Наиболее
устойчивое употребление и широкое
распространение понятие цивилизации
получило во Франции, где оно использовалось
в двух смыслах. Первый означал высокоразвитое
общество, основанное на началах разума,
справедливости и религиозной терпимости.
Второй смысл был тесно связан
с понятием культуры и означал
совокупность определенных качеств
человека: незаурядный ум, образованность,
изысканность манер, вежливость. Все
многообразие точек зрения на соотношение
культуры и цивилизации в конечном
счете сводится к трем основным:
(1) Понятия цивилизации и культуры
выступают как синонимы, между
ними нет сколько-нибудь существенных
различий. В качестве примера можно
указать на концепцию известного
английского историка А. Тойнби, который
рассматривает цивилизацию в
качестве определенной стадии культуры,
делая акцент на ее духовном аспекте
и считая религию главным и
определяющим элементом. (2) Между культурой
и цивилизацией обнаруживаются как сходство,
так и важные различия. Подобного взгляда,
в частности, придерживался французский
историк Ф. Бродель, представитель школы
«Анналов», считавший цивилизацию базой
культуры. В центре его внимания находится
цивилизация, рассматриваемая через призму
духовных явлений, главным из которых
он считает ментальность. (3) Культура и
цивилизация противопоставляются друг
другу. Наиболее ярким примером в этом
плане может служить теория немецкого
философа О. Шпенглера, изложенная им в
книге «Закат Европы». Согласно этой теории,
цивилизация является умирающей, гибнущей
и распадающейся культурой. Цивилизация
следует за культурой, пишет Шпенглер,
«как ставшее за становлением, как смерть
за жизнью, как неподвижность за развитием,
как умственная старость и окаменевший
город за деревней и задушевным детством».
Культура, по его мнению, представляет
собой живой и растущий организм, она дает
простор для развития искусства и литературы,
для творческого расцвета неповторимой
личности и индивидуальности. В цивилизации
нет места для художественного творчества,
в ней господствуют техника и бездушный
интеллект, она нивелирует людей, превращая
их в безликие существа.
54. Общественное
бытие: понятие и структура.
Общество имеет
свой собственный способ существования,
что предполагает соответствующие
условия, при которых абстрактная
теоретическая возможность общества
становится действительностью. Таким
условием является реальная человеческая
история, вне и помимо которой
никаких обществ нет и не может
быть. Системный анализ общества дифференцируется
на ряд относительно автономных уровней,
дополняющих, но не заменяющих друг друга.
Наиболее абстрактный уровень его
рассмотрения - философский анализ
всеобщих, инвариантных свойств общественной
организации, выражающих ее родовую, исторически
константную сущность (наличие которой
позволяет нам называть и племя
дикарей, и современные технократические
страны одним и тем же словом — «общество»).
Необходимо иметь в виду, что речь здесь
идет о важнейшем уровне познания социального.
Было бы серьезной ошибкой, если бы наука,
признав реальное существование конкретных
человеческих обществ, сделала вывод о
том, что «общество вообще», лишенное осязаемого
телесного бытия, представляет собой фикцию,
бессодержательную игру человеческого
ума. В самом деле, внимательный ученый,
сопоставляя друг с другом конкретные
общества — от высокоразвитых цивилизаций,
осваивающих космическое пространство,
до первобытных племен, не знающих ни денег,
ни счета, найдет в них множество существенных
сходств. Он обнаружит, что и в Древнем
Египте, и в современной Англии люди заняты,
по сути, одними и теми же делами: хозяйствуют,
борются за власть, издают законы, воспитывают
детей, развлекаются, молятся Богу (или
богам), занимаются наукой, искусством,
охраняют общественный порядок, ведут
дипломатические переговоры и т. д. Конечно,
в одном случае религиозность людей проявляется
в форме ритуального жертвоприношения,
в другом — в форме чинного богослужения;
развлечения варьируются от боя гладиаторов
до дискотек и киносеансов; военная техника
- от боевых колесниц до бомбардировщиков
«Стелле» и т. д. Однако, несмотря на подобные
контрасты, каждое из обществ имеет один
и тот же «скелет» и сходную «физиологию».
В них воспроизводится структура человеческих
занятий, во многом схожая система опосредствовании
между необходимыми формами деятельности,
функционально близкие институты общественной
организации, сходные стимулы социального
поведения, идентичные импульсы саморазвития
и т. д. Выделяя эти структурные, функциональные
и динамические инварианты, ученые сводят
их в логическую модель «общества вообще»,
которая полезна обществознанию в той
же мере, в которой медицине полезны представления
об анатомии и физиологии «человека вообще»,
позволяющие успешно лечить и французов,
и японцев, и эскимосов. Однако весьма
опасным является стремление ограничить
социальную теорию родовыми определениями
общества, вечными и неизменными законами
общественной организации, игнорируя
реальное многообразие ее форм. Такой
подход приводит к худшим формам спекулятивного
априоризма, стремящегося подогнать все
многообразие исторических реалий под
произвольно созданные и потому сомнительные
по своей ценности макроабстракции. Социальная
наука не может ограничиваться родовыми
определениями собственности и власти,
социальной стратификации и политического
устройства, общей природы права и морали
и т. д. Знание всеобщих законов социальной
организации - при всей его необходимости
- не дает нам понимания исторических судеб
отдельных человеческих обществ.