Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ФИЛОСОФИЯ.docx

— 225.36 Кб (Скачать файл)

55. Производственно-экономические  отношения и их роль в жизни  общества.

Производственные  отношения, совокупность материальных экономических отношений между  людьми в процессе общественного  производства и движения общественного  продукта от производства до потребления. Они являются необходимой стороной общественного производства. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом  для совместной деятельности и для  взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в  определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место  производство» (Маркс К.). В процессе труда складываются отношения, обусловленные  потребностями технологии и организации  производства, например отношения между  рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим  разделением труда внутри производственного  коллектива или в масштабах общества. Это - производственно-технические  отношения. Но в производстве, кроме  этих отношений, между людьми складываются также экономические отношения. Производственно-экономические отношения  отличаются от производственно-технических  тем, что они выражают отношения  людей через их отношения к  средствам производства, т. е. отношения  собственности. Если средства производства находятся в руках всего общества и тем самым его экономическую  основу составляет общественную собственность - как это имеет место при  социализме, - то между членами общества складываются производственные отношения  сотрудничества и взаимопомощи. Напротив, если средства производства находятся  в руках части общества, в руках  частных собственников, то утверждаются отношения эксплуатации человека человеком, при которых собственник выкачивает из непосредственного производителя  неоплаченный прибавочный труд и  присваивает либо сам труд, либо его результаты. Люди, лишённые всех или основных средств производства, неизбежно оказываются в экономической  зависимости от собственников средств  производства, что предопределяет отношения  господства и подчинения между ними. Исторически конкретными видами эксплуататорских производственным отношениями  являются отношения рабовладельческих, феодальных и капиталистических  общественно-экономических формаций.

56. Социальные  отношения и их значение в  жизни общества.

 

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и  т.д.). В отличие от социального  взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая  состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера  зависимостей. Из всего многообразия употреблений понятия отношений  выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А  и Б, т.е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и  не имели никаких субъективных намерений  по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае — это  сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое  основано на осознании субъективно  определенной зависимости одного от другого. Пример - отношения дружбы. Социальные отношения могут возникать  и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о  существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут  осуществляться не благодаря субъективному  ощущению обязанности или намерению  поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей. Благодаря  отношениям люди объединяются в различные  совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации  социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно  только подготавливает исследователя  к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей  социальных отношений.

57. Политические  отношения. Государство и общество.

Политические отношения  определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда  потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов  и отношений начинает осуществляться при активном участии государства. Политические отношения несут в  себе все необходимые атрибутивные качества политики: их смысл заключается  в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными  всей социальной целостности. Государство  выступает инструментом поддержания  и регуляции этой связи; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах  людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между  социальными группами, государством, партиями; деятельный, активный характер политических отношений позволяет  людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры  своего существования. Например, такое  воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через  установление приоритетов экономического развития; их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать  и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в  результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов. Нерасторжимым единством целостности  и социальной фрагментарности политические отношения отличаются от экономических  отношений, где доминируют частные  интересы. Причем их ограничение или  подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается  деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей. Отпечаток  этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в  сферу политических отношений. В  его деятельности и сознании действительно  нельзя будет разорвать частное  и общее, интересы личные и общественные или групповые.

58. Духовная  жизнь общества: понятие и основные  характеристики. Общественное сознание  и его структура (по уровням).

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она  может быть наполнена богатым  содержанием, что создает благоприятную  духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический  климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в  нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным  миром. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни  и духовной жизни общества. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности  людей, направленные на создание и потребление  соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также  духовное потребление как потребление  духовных ценностей и духовные отношения  между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать  как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных  и социальных явлениях. Результатом  этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные  идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они  воплощаются в моральных принципах  и нормах поведения, произведениях  народного и профессионального  искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

59. Виды (формы)  общественного сознания.

Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и  окружаюещей действительности. Порождается  общественным бытием, но может обратно  влиять на него. Общественное сознание представляет собой "основное содержание, сердцевину духовной сферы общественной жизни. Это - сложная система и  совокупность чувств, переживаний, нравов, традиций, заблуждений, знаний, взглядов, мировоззрений, идеологических систем, отражающих общественное бытие на данном этапе развития общества" Формы  общественного сознания: (1) Политическая - совокупность политический доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние  на другие формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных  больших соц. групп. (2) Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. (3) Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) . (4) Художественная - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) (5) Религиозная - религиозные верования в духовной жизни общества. (6) Наука - научные  представления.

60. Человек  как личность. Социальная роль  личности.

Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума  всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого  человека находит свое отражение  в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек  как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). Человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи  понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой  тип. Так в натуралистических  школах социально-философской антропологии самого понятия "личность" как  целостного, единственного и неповторимого  образования человека просто не существует. У человека в течение всей жизни  преобладает то, что свойственно  его природе; этим обусловлена неизменная определенность образа жизни. Любой  человек здесь предстает или  как проявление надындивидуальной  родовой основы - поведенческо-генетической программы, где основными ориентациями жизнедеятельности являются общие  для всех инстинкты выживания, или  как строго индивидуальный биологический  организм, который не может отрешить себя от своего тела. Теологические  принципы в анализе человека и  его сущности предполагают соответствующие  им установки и в определении  личности. Так, например, для Н. А. Бердяева личности человека нет, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить. Именно поэтому, считает  он, быть личностью - это быть индивидуальностью, а значит - определять свое особое предназначение в мироздании, утверждать полноту  своего единственного бытия в  бытии вселенском, питаться соками божественной жизни. Поэтому для  него человек есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу. В этом внутреннем отношении  личность черпает силы для свободного отношения к миру, а поэтому  она - универсум в индивидуально-неповторимой форме, независимое целое, высшая ценность. Ничто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой  личности, наделенной правом и долгом защищать свою духовную свободу от других людей, общества, государства.

61. Отчуждение  личности. Свобода и ответственность  личности.

Отчуждение - это  процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими  над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором  живут. Например марксистская теория отчуждения самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в  процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские  рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения:от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс  рассматривал работника в капиталистическом  обществе, вследствие развития машинного  производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в  «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования  необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт  «уходил» к капиталисту (владельцу  средств производства), и вследствие этого представлял собой как  бы чуждый, отделённый от работника  предмет. Отчуждение рассматривалось  и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника  к самому себе, и к другим людям.

62. Проблема  смысла жизни человека.

Смысл жизни, смысл  бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению  конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих  понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного  облика личности. Вопрос о смысле жизни  также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком  содержания и направленности своей  жизни, своего места в мире, как  проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком  целей, выходящих за рамки его  жизни. Вопрос о смысле жизни —  одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно  с точки зрения определения, в  чём состоит наиболее достойный  для человека смысл жизни.

63. Общество  и глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы современности  - это совокупность социоприродных проблем, от решения  которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения  требуют объединённых усилий всего  человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни  людей и касаются всех стран мира. Список глобальных проблем: предотвращение термоядерной войны и обеспечение  мира для всех народов, недопущение  несанкционированного мировым сообществом  распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; регулирование стремительного роста населения; предотвращение катастрофического  загрязнения окружающей среды и  снижения биоразнообразия; обеспечение  человечества ресурсами; преодоление  разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности; озоновые дыры; проблема онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и СПИДа.

64. Понятие  философского мировоззрения.

Философия как понятие - это теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых  общих взглядов на мир, место в  нем человека, уяснение различных  форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении понятия философии употребляются термины - теоретическое мировоззрение, система взглядов. Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам. Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру. Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. Основные черты философского мировоззрения: концептуальная обоснованность; систематичность; универсальность; критичность.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"