55. Производственно-экономические
отношения и их роль в жизни
общества.
Производственные
отношения, совокупность материальных
экономических отношений между
людьми в процессе общественного
производства и движения общественного
продукта от производства до потребления.
Они являются необходимой стороной
общественного производства. «В производстве
люди вступают в отношения не только
к природе. Они не могут производить,
не соединяясь известным образом
для совместной деятельности и для
взаимного обмена своей деятельностью.
Чтобы производить, люди вступают в
определенные связи и отношения,
и только в рамках этих общественных
связей и отношений существует их
отношение к природе, имеет место
производство» (Маркс К.). В процессе
труда складываются отношения, обусловленные
потребностями технологии и организации
производства, например отношения между
рабочими различных специальностей,
между организаторами и исполнителями,
связанные с технологическим
разделением труда внутри производственного
коллектива или в масштабах общества.
Это - производственно-технические
отношения. Но в производстве, кроме
этих отношений, между людьми складываются
также экономические отношения.
Производственно-экономические отношения
отличаются от производственно-технических
тем, что они выражают отношения
людей через их отношения к
средствам производства, т. е. отношения
собственности. Если средства производства
находятся в руках всего общества
и тем самым его экономическую
основу составляет общественную собственность
- как это имеет место при
социализме, - то между членами общества
складываются производственные отношения
сотрудничества и взаимопомощи. Напротив,
если средства производства находятся
в руках части общества, в руках
частных собственников, то утверждаются
отношения эксплуатации человека человеком,
при которых собственник выкачивает
из непосредственного производителя
неоплаченный прибавочный труд и
присваивает либо сам труд, либо
его результаты. Люди, лишённые всех
или основных средств производства,
неизбежно оказываются в экономической
зависимости от собственников средств
производства, что предопределяет отношения
господства и подчинения между ними.
Исторически конкретными видами
эксплуататорских производственным отношениями
являются отношения рабовладельческих,
феодальных и капиталистических
общественно-экономических формаций.
56. Социальные
отношения и их значение в
жизни общества.
Социальные отношения
- это система нормированных взаимодействий
между партнерами по поводу чего-то,
связывающего их (предмет, интерес и
т.д.). В отличие от социального
взаимодействия, социальные отношения
- это устойчивая система, ограниченная
определенными нормами (может, даже
и неформальными). Социальные отношения
- это сложная система, которая
состоит не только из системы зависимостей,
возникающей между партнерами по
поводу связующего звена и их характера
зависимостей. Из всего многообразия
употреблений понятия отношений
выделяют два следующих наиболее
важных его значения. В первом случае
под ним подразумевается определенное
состояние или положение А
и Б, т.е. такое состояние взаимной
зависимости, к возникновению которого
они сознательно не стремились и
не имели никаких субъективных намерений
по этому поводу. Например, производственные
отношения. Во втором случае — это
сознательное и субъективно направленное
действие А относительно Б, которое
основано на осознании субъективно
определенной зависимости одного от
другого. Пример - отношения дружбы.
Социальные отношения могут возникать
и между людьми, которые контактируют
только опосредованно, даже не зная о
существовании друг друга, в данном
случае взаимодействия между ними будут
осуществляться не благодаря субъективному
ощущению обязанности или намерению
поддерживать данные отношения, а за
счет институциональных учреждений
более широких общностей. Благодаря
отношениям люди объединяются в различные
совокупности. Произвольные же действия
и взаимодействия не смогут привести
к появлению внутренней организации
социальных групп. В связи с этим
изучение социальных действий и взаимодействий
хотя и является необходимым, но оно
только подготавливает исследователя
к изучению интересующих его социальных
отношений, и наиболее важное значение
приобретает изучение сущностей
социальных отношений.
57. Политические
отношения. Государство и общество.
Политические отношения
определяют как взаимодействие социальных
групп, личностей, социальных институтов
по поводу устройства и управления
обществом. Они возникают, когда
потребность в управлении и властном
регулировании социальных процессов
и отношений начинает осуществляться
при активном участии государства.
Политические отношения несут в
себе все необходимые атрибутивные
качества политики: их смысл заключается
в установлении связи бытия социальных
субъектов (социальных групп, личностей)
с проблемами и интересами, свойственными
всей социальной целостности. Государство
выступает инструментом поддержания
и регуляции этой связи; возникая
при активном участии сознания, политические
отношения существуют не в головах
людей, а в поступках, действиях,
процессах, взаимоотношениях между
социальными группами, государством,
партиями; деятельный, активный характер
политических отношений позволяет
людям с их помощью влиять на многие
внешние и внутренние параметры
своего существования. Например, такое
воздействие можно оказать на
экономическую жизнь общества через
установление приоритетов экономического
развития; их специфическим инструментом
оказывается власть, принуждение, авторитетное
влияние, использование силы организации,
в качестве которой могут выступать
и партии, и союзы, и государства,
движения, институты, возникающие в
результате объединения воли и действий
людей на основе определенных принципов.
Нерасторжимым единством целостности
и социальной фрагментарности политические
отношения отличаются от экономических
отношений, где доминируют частные
интересы. Причем их ограничение или
подавление, непосредственное подчинение
общим задачам оборачивается
деструктивными для экономики процессами:
падением инициативы, снижением конкуренции,
торможением технического прогресса.
Отличаются они и от морали в сфере,
в которой, наоборот, существует абсолютный
приоритет общечеловеческих ценностей,
интересов и потребностей. Отпечаток
этой специфики невольно несет на
себе любой человек, вступающий в
сферу политических отношений. В
его деятельности и сознании действительно
нельзя будет разорвать частное
и общее, интересы личные и общественные
или групповые.
58. Духовная
жизнь общества: понятие и основные
характеристики. Общественное сознание
и его структура (по уровням).
Важной стороной
функционирования и развития общества
является его духовная жизнь. Она
может быть наполнена богатым
содержанием, что создает благоприятную
духовную атмосферу жизни людей,
хороший морально-психологический
климат. В других случаях духовная
жизнь общества может быть бедной
и маловыразительной, а иногда в
нем царит настоящая бездуховность.
В содержании духовной жизни общества
проявляется его подлинно человеческая
сущность. Ведь духовное (или духовность)
присуще только человеку, выделяет
и возвышает его над остальным
миром. Духовная жизнь общества весьма
сложна. Она не ограничивается различными
проявлениями сознания людей, их мыслей
и чувств, хотя с полным основанием
можно сказать, что их сознание есть
стержень, ядро их личной духовной жизни
и духовной жизни общества. К основным
элементам духовной жизни общества
можно отнести духовные потребности
людей, направленные на создание и потребление
соответствующих духовных ценностей,
равно как и сами духовные ценности,
а также духовную деятельность по
их созданию и в целом духовное
производство. К элементам духовной
жизни следует отнести также
духовное потребление как потребление
духовных ценностей и духовные отношения
между людьми, а также проявления
их межличностного духовного общения.
Основу духовной жизни общества составляет
духовная деятельность. Ее можно рассматривать
как деятельность сознания, в процессе
которой возникают определенные
мысли и чувства людей, их образы
и представления о природных
и социальных явлениях. Результатом
этой деятельности выступают определенные
взгляды людей на мир, научные
идеи и теории, моральные, эстетические
и религиозные воззрения. Они
воплощаются в моральных принципах
и нормах поведения, произведениях
народного и профессионального
искусства, религиозных обрядах, ритуалах
и т.д.
59. Виды (формы)
общественного сознания.
Общественное сознание
- осознание обществом самого себя,
своего общественного бытия и
окружаюещей действительности. Порождается
общественным бытием, но может обратно
влиять на него. Общественное сознание
представляет собой "основное содержание,
сердцевину духовной сферы общественной
жизни. Это - сложная система и
совокупность чувств, переживаний, нравов,
традиций, заблуждений, знаний, взглядов,
мировоззрений, идеологических систем,
отражающих общественное бытие на данном
этапе развития общества" Формы
общественного сознания: (1) Политическая
- совокупность политический доктрин,
концепций, программ, взглядов и представлений.
Возникает вместе с появлением классов,
но оказывает сильнейшее влияние
на другие формы общественного сознания,
в т.ч. и на экономику. Особенность:
она выражает коренные интересы различных
больших соц. групп. (2) Право - совокупность
норм и правил поведения людей, утвержденных
государством. (3) Мораль - совокупность
норм поведения, не установленных государством
(обеспечиваются традициями, общественным
мнением, авторитетом всего общества)
. (4) Художественная - духовная деятельность
людей в сфере культурной жизни,
которая затрагивает какие-то струны
души, волнует, вызывает раздумья, доставляет
удовольствие или неудовлетворение.(книги,
фильмы, картины, музыка и др.) (5) Религиозная
- религиозные верования в духовной
жизни общества. (6) Наука - научные
представления.
60. Человек
как личность. Социальная роль
личности.
Родовая сущность человека
проявляется у всякого индивидуума
всегда особым образом. Выявление особенностей
проявления социальной сущности у каждого
человека находит свое отражение
в персоналистическом подходе философии.
И это не случайно, ибо человек
как представитель рода или общества,
есть индивид - элементарная часть, определяемая
соотношением с целым (природой, обществом).
Человеческий индивидуум и личность
- это не два разных существа человека,
а как бы две разные его силы,
два качествования. В этой связи
понятия "человек" и "личность"
рассматриваются ими, как правило,
во взаимосвязи общего и единичного.
Человек - родовое, общее, а личность
- единичное, особое, индивидуальное начало,
которое пробивается через родовой
тип. Так в натуралистических
школах социально-философской антропологии
самого понятия "личность" как
целостного, единственного и неповторимого
образования человека просто не существует.
У человека в течение всей жизни
преобладает то, что свойственно
его природе; этим обусловлена неизменная
определенность образа жизни. Любой
человек здесь предстает или
как проявление надындивидуальной
родовой основы - поведенческо-генетической
программы, где основными ориентациями
жизнедеятельности являются общие
для всех инстинкты выживания, или
как строго индивидуальный биологический
организм, который не может отрешить
себя от своего тела. Теологические
принципы в анализе человека и
его сущности предполагают соответствующие
им установки и в определении
личности. Так, например, для Н. А. Бердяева
личности человека нет, если нет того
горнего мира, к которому она должна
восходить. Именно поэтому, считает
он, быть личностью - это быть индивидуальностью,
а значит - определять свое особое предназначение
в мироздании, утверждать полноту
своего единственного бытия в
бытии вселенском, питаться соками
божественной жизни. Поэтому для
него человек есть личность, но не по
природе, а исключительно только
по духу. В этом внутреннем отношении
личность черпает силы для свободного
отношения к миру, а поэтому
она - универсум в индивидуально-неповторимой
форме, независимое целое, высшая ценность.
Ничто не может вторгаться в этот
универсум без дозволения самой
личности, наделенной правом и долгом
защищать свою духовную свободу от
других людей, общества, государства.
61. Отчуждение
личности. Свобода и ответственность
личности.
Отчуждение - это
процесс отделения от людей процесса
и результатов их деятельности (деятельность
понимается широко, как любая социальная
деятельность), которые становятся
неподвластными человеку и даже господствующими
над ним. В результате этого люди
становятся чуждыми миру, в котором
живут. Например марксистская теория отчуждения
самостоятельно Марксом не выделялась.
Для Маркса отчуждение - это потеря
смысла существования рабочим в
процессе труда в эпоху капитализма.
Осмысливается в ранних работах,
включая «Экономико-философские
рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида
отчуждения:от процесса труда, от продукта
труда, от своей собственной сущности
и людей друг от друга. К. Маркс
рассматривал работника в капиталистическом
обществе, вследствие развития машинного
производства и соответствующего уровня
разделения труда, превращенного в
«деталь» огромного машинного механизма,
в «придаток». Рабочая сила превращается
в товар, который продается за
заработную плату. Рабочему для существования
необходимо работать на капиталиста, имеющего
в собственности средства производства.
Произведенный работником продукт
«уходил» к капиталисту (владельцу
средств производства), и вследствие
этого представлял собой как
бы чуждый, отделённый от работника
предмет. Отчуждение рассматривалось
и в процессе отделения продукта
труда, и в самой производственной
деятельности, и в отношении работника
к самому себе, и к другим людям.
62. Проблема
смысла жизни человека.
Смысл жизни, смысл
бытия - философская и духовная проблема,
имеющая отношение к определению
конечной цели существования, предназначения
человечества, человека как биологического
вида, одно из основных мировоззренческих
понятий, имеющее огромное значение
для становления духовно-нравственного
облика личности. Вопрос о смысле жизни
также может пониматься как субъективная
оценка прожитой жизни и соответствия
достигнутых результатов первоначальным
намерениям, как понимание человеком
содержания и направленности своей
жизни, своего места в мире, как
проблема воздействия человека на окружающую
действительность и постановки человеком
целей, выходящих за рамки его
жизни. Вопрос о смысле жизни —
одна из традиционных проблем философии,
теологии и художественной литературы,
где она рассматривается преимущественно
с точки зрения определения, в
чём состоит наиболее достойный
для человека смысл жизни.
63. Общество
и глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы
современности - это совокупность
социоприродных проблем, от решения
которых зависит социальный прогресс
человечества и сохранение цивилизации.
Эти проблемы характеризуются динамизмом,
возникают как объективный фактор
развития общества и для своего решения
требуют объединённых усилий всего
человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны,
охватывают все стороны жизни
людей и касаются всех стран мира.
Список глобальных проблем: предотвращение
термоядерной войны и обеспечение
мира для всех народов, недопущение
несанкционированного мировым сообществом
распространения ядерных технологий,
радиоактивного загрязнения окружающей
среды; регулирование стремительного
роста населения; предотвращение катастрофического
загрязнения окружающей среды и
снижения биоразнообразия; обеспечение
человечества ресурсами; преодоление
разрыва в развитии между богатыми
и бедными странами, устранение нищеты,
голода и неграмотности; озоновые дыры;
проблема онкологических, сердечно-сосудистых
заболеваний и СПИДа.
64. Понятие
философского мировоззрения.
Философия как понятие
- это теоретически сформулированное
мировоззрение. Это система самых
общих взглядов на мир, место в
нем человека, уяснение различных
форм отношения человека к миру.
Философия отличается от иных форм
мировоззрения не столько предметом,
сколько способом его осмысления, степенью
интеллектуальной разработанности проблем
и методов подхода к ним. Поэтому при определении
понятия философии употребляются термины
- теоретическое мировоззрение, система
взглядов. Философия может быть и религиозной,
и атеистической, – в зависимости от того,
каким исходным мировоззренческим тезисом
она руководствуется при построении своей
системы. Но основной особенностью философского
мировоззрения является его критичность
по отношению даже к собственным исходным
тезисам. Философское мировоззрение как
бы биполярно: его смысловые «узлы» –
мир и человек. Для философского мышления
существенно не разделенное рассмотрение
этих противоположностей, а постоянное
их соотнесение. Различные проблемы философского
мировоззрения нацелены на понимание
форм их взаимодействия, на осмысление
отношений человека к миру. Философское
мировоззрение выступает в понятийной,
категориальной форме, в той или иной мере
опираясь на достижения наук о природе
и обществе и обладая определенной мерой
логической доказательности. Основные
черты философского мировоззрения: концептуальная
обоснованность; систематичность; универсальность;
критичность.