Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:59, реферат
В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости". Что же означает это любомудрие в содержательном плане? Долгое время у нас практически общепринятым было определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Однако сегодня это определение нельзя признать удовлетворительным, потому что оно не дает возможность отличить философию от науки. Попытки провести такое различие сводятся обычно к двум аргументам. Дескать философия абстрактная наука, а отдельные науки конкретны. И второй аргумент - философия всеобщая наука, изучает весь мир, а науки изучают его отдельные фрагменты.
Поскольку общество представляет собой сверхсложный объект, то вполне естественно, что его можно изучать путем построения различных теоретических моделей, ни одна из которых не может претендовать на то, чтобы целиком, полностью, с исчерпывающей глубиной выразить сущность общества. Многообразие теоретических моделей, "срезов" общества отражает нестолько недостаток концептуального анализа, сколько сложность изучаемого объекта. Абстрактные объекты идеализированных моделей общества не имеют наглядных, эмпирических констатируемых аналогов в социальной жизни. Можно указать пальцем, где кончается фундамент дома и начинаются стены. Но нельзя наглядно показать, где кончается экономический базис и начинается надстройка, или указать эмпирически осязаемое различие культуры и цивилизации, производственных отношений и производительных сил и т.п. Но все это можно сделать в теоретической модели, выделив в чистом виде сущностные характеристики общества, и, рассмотрев их отношения.
Существуют различные модели общества. Можно рассматривать общество по аналогии с биологическим организмом. Тогда отношения между людьми будут подобны отношениям в живой природе (борьба за существование, видовой отбор, расширение ареала обитания и т.п.). Эта натуралистическая социал-дарвинистская модель вряд ли может считаться удовлетворительной. К натуралистическим концепциям относятся и концепции географического детерминизма, когда главным детерминеризующим фактором в развитии общества выступает географическая среда. Можно рассматривать общество с психологической точки зрения, когда оно представляет как сложная система отношений между индивидами, руководствующимися своими ценностями, установками и т.п., т.е. сознание людей будет определяющим фактором общественного развития. В марксистской модели решающим фактором являются материальные отношения между людьми, сложным образом детерминирующие все другие отношения. С религиозной точки зрения процесс развития общества предстает как осуществление божественного провиденциального плана через действия людей.
С учетом сказанного, можно определить общество как выделившееся из природы сверхсложное многоуровневое системное образование. Общество - это не просто совокупность людей, а сложная система отношений между людьми. Содержанием этих отношений будет многообразная и многоуровневая человеческая деятельность. Иными словами, общество - исторически изменчивая форма жизнедеятельности людей. И эта жизнедеятельность не просто совокупность неких природных взаимодействий (как случайных, хаотических, так и необходимых). Это бесчисленное многообразие человеческих целенаправленных действий движимых разнообразными мотивами, ценностями, идеалами , которые, в свою очередь, основаны на разных потребностях и интересах.
1.2. Проблема закономерности
Проблема закономерности общественного
развития по-разному решается в
различных теоретических
своих потребностей вступать в отношения, которые складываются как результат предшествующей деятельности, т.е. предопределены деятельностью предшествующих поколений. И каждое новое поколение находит эти сложившиеся отношения как объективно данные (заданные прошлой деятельностью), т.е. не зависящие от их выбора, желаний, прихотей и т.п. Это объективный фактор в общественном развитии, позволяющий говорить о наличии объективных и необходимых связей (законов) в обществе.
Наиболее полно идея закономерности в обществе разработана в марксистской концепции общества. Согласно этой концепции, материальные отношения между людьми, прежде всего в сфере материального производства, для того, чтобы сложиться не требуют прохождения через сознания людей, т.е. не осознаются как таковые. Это не означает, что люди, вступая в эти отношения (производства, обмена, распределения), действуют как существа, лишенные сознания. Такое в принципе невозможно. Просто материальные производственные отношения не требуют своего осознания как некой целостной системы отношений, имеющих структуру, направленность, функционирование, подчиняющихся определенным законам и т.п. Незнание законов товарного производства, незнание физиологических механизмов деторождения не мешало людям в течении тысячелетий производить и обменивать товары, а также рожать детей. Материальные отношения, согласно марксистской модели, будучи исходными, первичными, обусловливают другие отношения, так называемые идеологические отношения (политические, юридические, нравственные и т.п.).
Специфика законов общественного развития состоит в том, что в отличие от законов природы, где действуют слепые, стихийные силы, в обществе закономерные связи и отношения реализуются, прокладывая себе дорогу только через деятельность людей, а не вне ее и на ряду с ней именно в деятельности людей помимо случайных, ситуативных моментов, обусловленных разнообразными человеческими желаниями или даже прихотями, присутствуют, как уже отмечалось, объективные, необходимые т.е. закономерные моменты. И эта закономерность, историческая необходимость не исключает сознательную деятельность людей, присутствуя в ней как объективный, необходимый фактор. Историческая необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей, т.е. носит характер не строго однозначной предопределенности, а некой тенденции, поля возможностей. Иными словами, в рамках необходимости осуществляется поливариантность развития, что составляет пространство человеческой свободы. Делая осознанный выбор в рамках различных вариантов (при условии, что человек познал эти варианты, иначе выбор не будет осознанным), человек направляет свом усилия, свою деятельность на осуществление выбранного варианта, в рамках, представляемых этой поливариантной необходимостью. Выбор сопряжен с ответственностью, неотъемлемой спутницей человеческой свободы.
2.1 Основные сферы жизни общества.
Рассматривая общество как сверхсложную систему в структурно -функциональном плане, можно выделить различные сферы жизни общества (материально-производственную, социальную, политическую, духовную). Это выделение не носит характер наглядных, эмпирически констатируемых разграничений, каковыми, например, являются наглядные разграничения между лесом и полем, сушей и морем и т.п. В обществе такое простое выделение осуществить невозможно в наглядной форме. Это можно сделать только в форме ненаглядной теоретической идеализированной модели, в которой в "чистом виде" выделены существенные стороны общественных отношений и рассмотрено их взаимовлияние (опять-таки в форме теоретических представлений, очищенных от неповторимого конкретного многообразия).
2.1.1. Материально-производственная сфера общества.
Наиболее полно и всесторонне эта сфера представлена в марксистской концепции. Ключевым абстрактным объектом этой концепции является понятие способа производства. Понятие способа производства призвано ответить на вопрос : каким образам, в каких формах люди осуществляют производство, обмен и распределение материальных благ. В способе производства выделяют производительные силы и производственные отношения. Производительные силы характеризуют отношения людей к природе, то, каким образом соединяются производители между собой и со средствами труда ( орудия труда и производственная инфраструктура) в их воздействии на предмет труда. Человеческий и вещественный (средства труда и предмет труда) компоненты производительных сил системно организованы и включают в себя отношения между людьми и средствами труда в производственно- технологическом смысле. Организационно-технологическая структура производства (разделение труда, кооперация и т.п.) характеризует деятельность людей, направленную на превращение предмета труда в продукт труда.
Кроме производственно-
2.1.2. Социальная сфера жизни
Общество, как известно, представляет собой сверхсложную систему многообразных и многоуровневых отношений между людьми. Люди, вступая в эти многообразные отношения, образуют различные общности. Совокупность этих общностей и отношения между ними составляют социальную сферу жизни общества, а сами эти общности выступают как элементы социальной структуры общества.
Социальная общность - это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. Социальные общности различаются по своему масштабу, общественной роли, типу связей между людьми и т.п.
Общности, включающие большое число
людей, можно назвать большими социальными
группами. К ним относятся такие
общности, как нация, класс, поколение
и т .п. В соответствии с этим в
социальной структуре общества
выделяют такие макросоциальные
структуры, как этническая,социально-
Малочисленные общности образуют малые социальные группы, члены которые объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом, включающем в себя как эмоционально - личностные отношения, так и групповые ценности и нормы поведения. К числу таких малых групп относятся семья, трудовой коллектив, учебный коллектив, воинское подразделение и т.п. Малые группы являются элементами сложной и многообразной микросоциальной структуры общества, которая органически взаимосвязана с макросоциальной структурой. Эта органическая взаимосвязь и взаимопроникновение проявляется в том, что один и тот же человек может входить в различные структуры (класс, нацию и другие макро - и микросоциальные структуры). С другой стороны, одна и та же национальная общность включает в себя представление различных классов, а один и тот же класс может включать в себя представителей различных национальностей.
Большие социальные группы играют масштабную роль в историческом процессе в целом. Однако, эту роль не следует преувеличивать (как было, например, с абсолютизацией роли классов в марксистской философии), как и не следует преуменьшать роль малых социальных групп. Ведь в конце концов и классы и нации состоят из отдельных людей, личные интересы и цели которых теснейшим образом переплетаются с групповыми интересами и целями тех общностей, куда они входят.
Характер связей людей в различных социальных группах будет разный. Связи могут быть прямыми и опосредованными, внешними и внутренними, устойчивыми и мимолетными и т.п. Например, люди, входящие в какой - то класс, нацию или другую социальную общность могут не иметь прямых связей между собой, однако, будут связаны общими устойчивыми опосредованными связями. Для классов эти устойчивые связи обусловлены общим отношением к собственности, ролью в организации производства и т.п. Для нации характерна общность экономической жизни, территории, языка, культуры, психического склада, хотя представитель каждой нации лично знаком и связан с ограниченным кругом людей. Другое дело, малые группы. Например, трудовой коллектив - группа людей, связанные конкретными целями и задачами производственной деятельности и находящихся в более тесных и непосредственных взаимоотношениях. Или, например, семья как малая группа, члены которой связаны брачными и родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и т.п.
2.1.3. Политическая сфера жизни общества.
Политическая сфера жизни
Политическая организация
Государство - это институт , обладающий властными полномочиями, распространяющимися на все общество. Система государственной власти включает ряд структурных компонентов. Во - первых, особый разветвленный и многоуровневый аппарат политического управления. Во - вторых, аппарат принуждения. В-третьих, систему финансово - экономического обеспечения государственной власти. И, наконец, в-четвертых, систему правового обеспечения деятельности государства. Государство издает общеобязательные законы, регулирующие разнообразные стороны жизни общества.
Формы государственного устройства характеризуют административно - территориальную структуру государства. Унитарная форма государственного устройства предполагает единые центральные органы власти и единое законодательство (Франция, Италия, Беларусь). Федеративная форма государственного устройства предполагает наряду с федеральными органами власти относительно самостоятельные субъекты государственной власти (Россия, США, ФРГ). Постоянный союз государств, с наличием некоторых общих органов власти, называет конфедерацией.
Формы правления различаются тем, кому принадлежит верховная власть - одному лицу (монархия) или группе лиц (республика).
Политический режим
харизматического лидера, отчуждение
народа от власти, подавление прав и
свобод граждан. Авторитарный режим
характеризуется жесткой