Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа
Иногда в голову приходит очень интересный вопрос: «Что ж представляет из себя человеческие отношения в современном мире?» Ответы получаются разнообразные, но если включить фантазию, то их можно представить в виде большого клубка из множества ниточек, различных цветов, длины и материала. И это будет не простой клубок, он будет запутан, связан, перевязан и конечно закручен с множествами узелков. Но какими бы ни были эти отношения, они в большинстве случаев будут иметь правовую основу.
Введение……………………………………………………………………..…..3
Глава1. История развития взаимодействия закона и справедливости……....4
1.1 Развитие взаимоотношений между справедливостью и законом в
древнем мире………………………………………………………..….4
1.2 Представление о справедливости и законе в современный период..8
Глава 2.Соотношения справедливости и закона в различных странах….….10
2.1. Особенности соотношения справедливости и закона в России…..10
2.2. Особенности соотношения справедливости и закона в западных
странах………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………….….18
Список литературы………………………………………………………….…19
Реферат
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
«Закон и справедливость: диалектика
взаимодействия в современном обществе»
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава1. История развития взаимодействия закона и справедливости……....4
древнем мире………………………………………………………..….4
1.2 Представление о справедливости и законе в современный период..8
Глава 2.Соотношения справедливости и закона в различных странах….….10
2.1. Особенности соотношения справедливости и закона в России…..10
2.2. Особенности соотношения справедливости и закона в западных
странах……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Иногда в голову приходит очень интересный вопрос: «Что ж представляет из себя человеческие отношения в современном мире?» Ответы получаются разнообразные, но если включить фантазию, то их можно представить в виде большого клубка из множества ниточек, различных цветов, длины и материала. И это будет не простой клубок, он будет запутан, связан, перевязан и конечно закручен с множествами узелков. Но какими бы ни были эти отношения, они в большинстве случаев будут иметь правовую основу.
В первую очередь это зависит от времени, в каком мы живем, а так же от государства и его пропагандируемой политики. Перед нами 21 век и правовое государство. Идеи свободы, независимости не просто витают в воздухе, они действительно осуществимы и закреплены законодательно. Развита система власти, написано множество законов, регулирующих жизнь общества. Государство основано в первую очередь на справедливости и правосудии. Люди с уверенностью могут воспользоваться своими правами, веря в справедливость законов и законодательства, но в то же время не забыв об обязанностях.
Звучит все красиво… но откуда-то появляются сомнения… порой на практике все бывает иначе. Возникновение неоднозначных ситуаций оборачивает законы против общества, демонстрируя некомпетентность создателей в поднятой проблеме. Либо общество выступает против каких-либо законов в виду их несоответствия современному уровню и характеру жизни. Порой возникают сомнения в их справедливости и необходимости, или даже встает вопрос: «характерно ли понятие справедливости для современных законов?»
Итак, мы постепенно переходим к теме данной работы: диалектика взаимодействия закона и справедливости в современном обществе.
Тема не просто актуальна для современности общества, она собирает вокруг себя целые дискуссии, демонстрации, порой даже протесты в некоторых странах. У людей вызывает интерес то, что несомненно связано с их жизнью, и то, от чего возможно будет зависеть их дальнейшее будущее. Они высказываются, делятся впечатлениями, мнением, но часто это выглядит очень поверхностно и на бытовом уровне, именно с этим мне пришлось столкнуться, читая дискуссии на интернет форумах.
Если задуматься, то проблема соотношения справедливости и закона в современном обществе неоднозначна. Конечно, с юридической стороны, законы обязаны быть справедливы, но если такого не происходит, то что же будет первичнее в нем для законотвоцов и законопослушных граждан: закон или наличие справедливости в нем? Это зависит от множества факторов. Необходимо учитывать страну, национальные особенности населения, саму историю взаимодействия закона и справедливости и только после этого делать какие-либо выводы.
Я предлагаю изучить поставленный вопрос глобальнее. Что б наши выводы были убедительны и конкретны. Для этого в данной работе мы уделим внимание истории развития понимания понятия справедливости и взаимодействия её с законами, а так же обратим внимание на индивидуальность подходов и проявления взаимодействия справедливости и законов в различных странах, где что является первостепенным и преимущественным в нестандартных ситуациях.
Работа будет состоять из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1. История развития взаимодействия закона и справедливости.
1.1 Развитие взаимоотношений между справедливостью и законом в древнем мире.
Прежде чем говорить о современном взаимодействии между законом и справедливостью необходимо изучить их историю. Если в понимании современного человека законы должны по определению быть справедливыми, то можно ли судить так о прошлом? И вообще, что люди понимали под справедливостью? И заключалась ли она сразу в законах?
Безусловно, понимание справедливости менялось со временем. Уже на ранних этапах человеческой жизни люди задумывались об этом. В Дрёвнем мире были актуальны законы Возмездия, основанные на взаимности. Наказание было сформулировано фразой: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исход, 21:23-25).Завет Моисея основывался на 10 заповедях Божественного откровения, которые в свою очередь обозначали справедливые человеческие отношения и оказывали влияние на личное поведение. Законы Возмездия не были никак письменно официально зарегистрированы, но они исполнялись всем обществом.
Самые ранние писаные правила были обнаружены на шумерских клинописных таблицах, содержащих самые древние юридические нормы, дошедшие до наших дней. В 2100 году до нашей эры кодексы Месопотамии устанавливали и закрепляли представления о справедливости, на которых было основано не одно последующее царство Вавилона и Ассирии. Шумерские законы - первые предписания, имеющие характеристики справедливости и понимание того, что любой серьезный проступок, направленный против человека, общества, власти, должен быть соответственно наказан. Представления о справедливости проникли и в государственную сферу, и в частную. Самый известный из сохранившихся кодексов древности - сборник законов царя Хаммурапи, который управлял Вавилонской державой в течение первой половины восемнадцатого столетия до нашей эры.
Другие традиционные кодексы правосудия, воплощающие правила личного поведения и придававшие устойчивость и стабильность социальному порядку древности, были введены Буддой в Индии и Китае, Конфуцием в Китае и в Палестине Иисусом из Назарета, чье Евангелие Милосердия, Прощения и Любви сделало много, для того чтобы изменить концепцию карательного правосудия. Подобные представления о справедливости распространились от Ближнего Востока до Европы, а впоследствии они попали в большую часть мира и завоевали его.
Итак, понятия справедливости в различных интерпретациях пришли к человечеству еще из раннего прошлого, в виде божественных законов и заповедей. Кодексы норм поведения оказывали большое влияние на массы людей в течении столетий, но они не являлись нормами правосудия, которые принимались без обсуждения в «директивном, спущенном сверху порядке» и заставляли людей подчиняться заповедям сакральной справедливости и добродетели. В начале своего появления кодексы правосудия мало опирались на здравый смысл, общественное мнение, рациональное мышление, политическую философию. Человечество получило их в законченном готовом виде. Впервые размышления о политическом измерении человеческого существования попали в фокус внимания мыслителей Древней Греции и Рима.
В четвертом столетии до нашей эры в Греции попытку определения справедливости сделал Платон в произведении «Государство». Его «справедливость - это выражение интересов сильного», «справедливо то, что говорят и делают влиятельные люди». Платон размышляет о справедливости и вкладывает в уста своего героя Сократа важное дополнение. «Справедливость в идеальном государстве основана на обязанностях и долге каждого гражданина делать то, на что он более способен по своей природе: мудрые и хорошо образованные управляют; сильные и смелые воюют и защищают государство; послушные и покорные возделывают землю и собирают урожай, необходимый для поддержания существования государства». Идея меритократии «власть умных и достойных» Платона легитимизирует право лучших и наиболее талантливых по своей природе людей на выполнение своего высокого призвания, долга перед государством и обществом и занимать в нем ключевые места.
Но еще более значительный шаг в понимании справедливости сделал Аристотель. В «Этике» он признает важность Закона Воздаяния, но он его дополняет принципом Пропорциональности. Древний мыслитель полагает, что умеренность и честность при определении наказания должны избавить общество от крайностей, установив баланс между преступлением и наказанием. Аристотель считает, что справедливое наказание не должно быть крайне жестоким и излишне мягким. И должно быть основано на законе, который гарантирует справедливое, честное отношение к гражданам со стороны государства во благо каждого. Несправедливое правительство в свою очередь игнорирует закон.
Однако ни Платон, ни Аристотель не связывали представление о справедливости с социальным и политическим равенством. Они искали основы справедливости прежде всего в естественном законе человеческой природы, который должен находить свое продолжение в государственной юридической системе. Разнообразные подходы к пониманию естественного закона были позднее разработаны рядом христианских средневековых мыслителей, начиная от Святого Августина до Фомы Аквинского и заканчивая светскими учеными эпохи Просвещения, политическими философами, вершиной деятельности которых были научные идеи Джона Локка и Жан Жака Руссо.
1.2. Представление о справедливости и законе в современный период.
Первоначально хотелось бы рассмотреть понятия справедливости и закона в современной интерпретации.
В политике и юриспруденции зак
Закон — 1)общепринятая нравственная но
Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния, в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.
Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания.
Рассматривая взаимодействие закона и справедливости в современном мире в целом, можно сказать, что в каждой стране оно проявляется по-разному. Но для всех стран принцип справедливости и законности является ключевым не только для нравственного фундамента, но и всего политического устройства, политического режима.
Если говорить о США, то достаточно вспомнить Джеймса Мэдисона, известного политического деятеля США эпохи создания конституции США, в «Федералисте» №51 он уже тогда писал: «Справедливость - цель правительства. Цель гражданского общества. К ней всегда стоит стремиться и следует добиваться ее, пока она не будет достигнута или пока в этой борьбе не будет потеряна свобода».
При демократическом устройстве представления о справедливости охватывают все гражданское общество и всю юридическую систему от избирательного процесса, законотворчества, судебного производства, деятельности официальных лиц и государственных служащих. Справедливость в этом случае имеет процедурное и материальное значение. Однако справедливость имеет также и распределительное значение, его иногда называют «дистрибутивным», это значит, что в обществе должно существовать справедливое распределение общественного бремени и благ для всех его членов в соответствии с общепринятыми и общепризнанными заслугами.
В справедливом
демократическом обществе все
граждане одинаково имеют
Таким образом, в общем понимании понятие закон и справедливость должны быть едины.
Но в каждой стране есть свои особенности, в написании и исполнении законов, есть свои приоритеты в взаимодействии закона и справедливости, при возникновении конфликтных ситуаций, но об этом чуть позднее.
Глава 2.Соотношения справедливости и закона в различных странах.
2.1. Особенности соотношения справедливости и закона в России.
С первого взгляда все просто: современное формирование правового государства, создание законов… Но если проанализировать сложившуюся ситуацию в стране, можно прийти к выводу, что у нас порой принимают не самые справедливые законы.. От чего это зависит? Возможно от отсутствия справедливости в самом обществе, отсюда и отсутствие справедливости в законе для всех. А возможно и в законопослушности наших граждан и их правовом нигилизме. Но кажется стоит смотреть глубже. В русском менталитете можно встретить дилемму: «по закону или по справедливости».Почему в представлении русского человека справедливость и закон не едины? Этому есть причины.
Информация о работе Закон и справедливость: диалектика взаимодействия в современном обществе