Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, доклад
Сущность несостоятельности и конкурсного процесса. Свобода
усмотрения и хозяйственной самостоятельности предпринимате-
лей, основывающаяся на базовых гражданско-правовых категори-
ях: праве собственности, свободе договора и других, может быть
существенным образом ограничена. Федеральный законодатель
с потерей статуса
индивидуального
не признается субъектом права, конечно же, не приходится, по-
скольку это противоречит Конституции РФ, хотя и встречалось
в многовековой истории развития института банкротства. В тече-
ние года после банкротства физическое лицо не вправе вновь за-
регистрироваться для
ведения предпринимательской
(п. 2 ст. 216 Закона о несостоятельности).
Правовое положение лица, урегулирование долгов которого
осуществляется в ходе производства по делу о банкротстве, харак-
теризуется таким важным элементом, как конкурсный иммунитет.
Последний означает, что ォникто из кредиторов не может осуществ-
лять требований к должнику иначе, нежели в рамках производства
по делу в связи с несостоятельностьюサ1. В ранее действовавшем
Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ ォО несостоятель-
ности (банкротстве)サ конкурсный иммунитет оговаривался наибо-
лее рельефно, а именно: в п. 4 ст. 11 и п. I ст. 57, закреплявших
соответственно, что с момента принятия арбитражным судом
к производству заявления о признании должника банкротом кре-
диторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения
своих требований в индивидуальном порядке и что с момента вы-
несения арбитражным судом определения о принятии заявления
о признании должника
банкротом имущественные
к нему могут быть предъявлены только с соблюдением порядка
предъявления требований к должнику, установленного Законом
о несостоятельности 1998 г. В действующем Законе о несостоятель-
ности конкурсный иммунитет обозначен менее категорично, но
все-таки оговаривается. Статья 63 закрепляет, что ォс даты вынесе-
ния арбитражным судом определения о введении наблюдения на-
нежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок
исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения,
могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением уста-
новленного настоящим Федеральным законом порядка предъявле-
ния требований к должникуサ.
Еще один принципиальный момент, который определяет по-
ложение должника, являющегося юридическим лицом, в процеду-
рах банкротства. Российский институт несостоятельности в целом
воспринял тенденцию зарубежного законодательства на размеже-
вание, разделение судеб предприятия (коммерчески ориентирован-
ного имущественного комплекса, бизнеса) и юридического лица
в конкурсном процессе. Выражением этого в российском Законе о
несостоятельности являются положения о внешнем управлении,
включая продажу предприятия (бизнеса) должника (ст. 110), воз-
можность осуществления такой продажи при проведении кон-
курсного производства (ст. 139), а также правила ст. 176, согласно
которым при продаже имущества градообразующей организации,
признанной банкротом, арбитражный управляющий должен вы-
ставить на продажу на первых торгах все предприятие в целом
(как единый имущественный комплекс) и, если такие торги резуль-
тата не принесут, имущество банкрота должно быть реализовано
по частям1.
Наконец, еще одной из составляющих, которые в целом ха-
рактеризуют изменения в правовом положении лица в связи с от-
крытием в отношении него производства по делу о несостоятель-
ности, является появление фигуры арбитражного управляющего и
соответственно, включение должника в правоотношения с этим
участником производства по делу о несостоятельности2.
II. Правовой статус кредитора. Справедливый режим в отно-
шении контрагентов должника. Пункт 7 раздела I части первой
Руководства ЮНСИТРАЛ определяет, что ォцель обеспечения
справедливого режима [в отношении кредиторов, находящихся
в аналогичном положении — Примеч. авт.] основывается на пред-
ставлении о том, что в ходе коллективного производства режим
кредиторов, обладающих аналогичными юридическими правами,
должен быть равным, а удовлетворение их требований должно
происходить в соответствии с их относительной очередностью
и интересамиサ, а также что ォрежим для всех кредиторов не обя-
зательно должен быть абсолютно равным, но что он должен отра-
жать условия различных сделок, заключенных ими с должни-
комサ1. Иными словами, развитое законодательство о банкротстве
ориентирует на то, что кредиторы должника, попавшего в поло-
жение банкрота, во-первых, должны получить защиту своих прав
на основе принципиального соблюдения начала равноправия, а
во-вторых, такое равноправие не может быть подвергнуто абсолю-
тизации.
В качестве примера можно привести кредиторов предпри-
ятия-должника, получающих компенсации за причиненные уве-
чья. Конечно, основание возникновения обязательства пла-
тить — нанесение ущерба здоровью гражданина — является доста-
точным оправданием тому, чтобы выделить данную категорию
кредиторов в особую группу. Но вот давать дополнительные при-
вилегии тем из указанных лиц, кто получил увечье в качестве ра-
ботника должника, т. е. в связи с профессиональной деятельно-
стью, отдавая им предпочтение в сравнении с травмированными
ォнеработникамиサ, было бы делом несправедливым.
Наиболее рельефно указанные выше начала проявляются в
подходе к очередности погашения требований кредиторов. Вполне
очевидно, что чем более привилегированной является очередь,
в которую попадает тот или иной кредитор, тем больше у него
шансов получить должное, так как случаи полного удовлетворе-
ния претензий кредиторов в деле о банкротстве достаточно редки
и в российской, и в западной практике. Венцом начала равно-
правия является известный
принцип распределения
массы (имущества банкрота), именуемый ォpari passuサ, в соответ-
ствии с которым к находящимся в одинаковом положении креди-
торам применяется режим, соразмерный их требованиям, и эти
кредиторы получают удовлетворение пропорционально их требо-
ваниям из активов имущественной массы, имеющихся для рас-
пределения среди кредиторов их очереди2. Вместе с тем сам факт
существования определенной очередности удовлетворения требо-
ваний означает, что равенство в данном случае не абсолютно.
Тема очередности погашения претензий — не единственная
иллюстрация не абсолютизируемого равноправия кредиторов.__
В данном контексте следует отметить и разный подход к заявле-
нию требований в реестр кредиторов (порядок должен быть еди-
ным, но он может иметь особенности, зависящие от категорий
кредиторов1), к голосованию на собраниях (действует принцип
ォколичество голосов равно количеству единиц денежного требова-
нияサ, но вместе с тем ряд кредиторов, в первую очередь находя-
щихся в привилегированном положении, может быть исключен
из числа голосующих) и др.
Категории кредиторов. Во многом приведенными принципами
российский законодатель руководствуется при определении стату-
са отдельных групп контрагентов должника. Закон о несостоя-
тельности в ст. 2 выделяет две отдельных категории лиц: а) собст-
венно кредиторов, под которыми понимаются лица, имеющие по
отношению к должнику права требования по денежным обяза-
тельствам и иным обязательствам, об уплате обязательных плате-
жей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, рабо-
тающих по трудовому договору, а также б) конкурсных кредито-
ров — кредиторов по денежным обязательствам, за исключением
уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник не-
сет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,
морального вреда, имеет обязательства по выплате вознагражде-
ния по авторским договорам, а также учредителей (участников)
должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Вторые представляют собой разновидность первых, обладая боль-
шим объемом юридически подкрепленных возможностей, но и
оставаясь в менее выгодном, с точки зрения шансов сполна полу-
чить должное, положении.
С точки зрения Закона
о несостоятельности можно
правда, только условно (т. е. без нахождения легальной дефини-
ции этого термина), ォнеденежныхサ кредиторов. Пункт 5 ст. 4 За-
кона говорит, что ォтребования кредиторов по обязательствам, не
являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рас-
сматриваются судом, арбитражным судом в порядке, предусмот-
ренном процессуальным законодательствомサ. Кредиторы по неде-
нежным обязательствам по общему правилу в деле о банкротстве
не участвуют1, однако в отдельных случаях могут добиться соот-
ветствующего статуса,
произведя трансформацию
долга в денежный.
Особая категория — кредиторы по текущим платежам. Под те-
кущими платежами понимаются денежные обязательства и обяза-
тельные платежи, возникшие после принятия заявления о при-
знании должника банкротом, а также денежные обязательства
и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил по-
сле введения соответствующей процедуры банкротства. После
введения следующей процедуры банкротства платежи по исполне-
нию обязательств, возникших до принятия заявления о призна-
нии должника банкротом, срок исполнения которых наступил до
даты введения следующей процедуры, не являются текущими
платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим по-
сле принятия заявления о признании должника банкротом, неза-
висимо от смены процедуры
банкротства относятся к
платежам2.
Наконец, в отдельную разновидность кредиторов можно выде-
лить так называемые уполномоченные органы — федеральные орга-
ны исполнительной власти, уполномоченные представлять в деле
о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате
обязательных платежей и требования Российской Федерации по
денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти
субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполно-
моченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах бан-
кротства требования по денежным обязательствам соответственно
субъектов Федерации и муниципальных образований.
Зачем закон выделяет данную категорию? Это объясняется
двумя обстоятельствами. Во-первых, наюговая задолженность, ее
погашение имеет ряд весьма существенных отличий, выделяющих
ее из гражданско-правовых требований (основания возникновения,
механизм принудительного взыскания, ограничения на изменение пра-
специфична роль государства. С одной стороны, оно едино
в двух лицах: выступает и регулятором, и участником отношений.
С другой оно действует не непосредственно, а с привлечением
в конкурсные отношения
своих ォпредставителейサ — специ
созданных государственных (муниципальных) органов.